Цели.
Образовательные:
- познакомить учащихся со свойствами почвы
- объяснить причину плодородия почв с учетом новых знаний о круговороте веществ
- раскрыть роль почвы в жизни экосистемы
Воспитательные:
- воспитание у детей коллективизма, умения работать в группе
Развивающие:
- развитие умения доказывать выдвигаемые предположения
- развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов
Оборудование: Образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, горшочек с почвой, держатель, спиртовка, лабораторное фарфоровое блюдце, фильтровальная бумага.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологическая установка на работу.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется?
Это Земля. Это слово имеет несколько лексических значений. Назовите мне их. (Слайд №1 Приложения 1)
Сегодня на уроке мы остановимся на последнем значении этого слова и рассмотрим это понятие с точки зрения круговорота веществ в природе.
Тема нашего урока: (слайд №2 Приложения 1)
Что такое экосистема?
Чтобы ответить на главный вопрос Слайд №3 Приложения 1 (прочитать его), нам нужно будет разгадать некоторые тайны природы. (перечислить этапы в слайде №3 приложения 1).
3. Совместное открытие знаний
Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сделаем и мы несколько опытов и выясним: из чего состоит почва и ее свойство.
Работа в группах.
Вы на несколько минут стали учеными. Ученые никогда не забывают о технике безопасности. Будьте внимательны при работе с приборами. По инструкциям на ваших партах я прошу вас провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.
Опыт №1
- Возьми стакан с водой.
- Брось туда комочек почвы.
- Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.
Опыт №2
- Возьми фильтровальную бумагу.
- Насыпь на нее немного почвы.
- Плотно придави её к бумаге вторым листом.
- Стряхни почву обратно в стакан.
- Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось _________________________________. Это ___________. Она появилась из почвы. Значит, в почве есть ________________.
Опыт №3
- Возьми стакан с водой.
- Добавь туда почвы.
- Размешай стеклянной палочкой.
- Подожди немного и посмотри на дно.
- Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, останки живых организмов, мусор.
Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно осел осадок. Это __________, поверх которого осела _______________. Значит, в почве есть
____________________________.
Опыт №4
- Возьми стакан с водой.
- Добавь туда почвы.
- Размешай стеклянной палочкой.
- Подожди немного и посмотри на поверхность воды.
- Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, всплыл мусор, остатки листьев, останки живых организмов.
Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что _______________________________________________________. Значит, в почве есть ______________________________________________.
Опыт №5
- Возьмите горшок с почвой.
- Налейте туда немного воды.
- Держите горшок над пустым стаканом.
- Что вы наблюдаете?
Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва__________
________________ воду.
Опыт №6 проводит учитель
- Взять стакан с водой, в которой долго находилась почва.
- Взять несколько капель воды из стакана.
- Поместить эти капли в фарфоровое блюдце или на стекло.
- Подержать блюдце (стекло) над огнем.
- Что ты наблюдаешь?
Ответ. Вода быстро испарилась, на дне блюдца остались белые налеты. Это минеральные соли, которые необходимы для роста и развития растений. Они образуются под действием микробов, которые живут в почве. Значит, в почве есть соли, которые могут растворяться в воде.
Слайд №4 Приложения 1 (Открываю выводы по мере их озвучивания. )
Давайте сделаем вывод: из чего состоит почва? Заполните схему у вас на столах.
Представитель группы на доску крепит свою схему.
Давайте проверим. Я открываю Слайд №5 Приложения 1. Ребята карандашом отмечают состав. Осталась одна часть – остатки умерших организмов.
На слайде это - “перегной”, не открываю.
Работа с учебником.
Откройте учебники на странице 42. Давайте прочитаем третий абзац статьи.
Каким словом ученые заменяют выражение “остатки умерших организмов”. Перегной – открываю название.
Мы сегодня ученые. Посмотрите, какой сложный состав почвы. Как вы думаете, есть ли в почве лишние составляющие?
Что такое почва? Слайд № 6 Приложения 1.
Мы с вами раскрыли только две тайны. У нас еще осталась одна. Возвращаемся к слайду №3 Приложения 1.
Ответы учащихся.
Видеоматериал Приложение 2, Приложение 3 (по материалам обучающей программы “Мир природы” издательства “Новый диск”).
Кто помогает обогащать почву?
Как это происходит?
Прочитайте второй абзац на странице 42.
4. Первичное закрепление.
Вы разгадали все тайны. Попробуйте разгадать и кроссворд (лежат на партах).
П |
|||||||||
- Слой земли, на котором растут растения.
- Одна из составных частей почвы.
- Вещество, повышающее плодородие почвы.
- Основное свойство почвы.
5. Подведение итогов работы
Вы сегодня хорошо работали на уроке и поэтому сможете ответить на вопросы в учебнике на странице 43.
Домашнее задание: подготовить сообщение об обитателях почвы.