Цели:
- закрепить у учащихся знания о написании предлогов со словами;
- умение находить их в тексте, восстанавливать деформированный текст;
- составлять предложения и словосочетания с предлогами.
Оборудование: Сказочные герои, таблица “Предлоги”, письмо, карточки, веера, маркер, учебник “Русский язык” 2 класс ( Р. Н. Бунеева).
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начинается урок.
2. Сообщение темы урока:
- О чем мы говорили на прошлом уроке? (о предлогах)
- Сегодня мы продолжим работать по этой теме и потренируемся в написании предлогов со словами.
- Но урок у нас будет необычный, а сказочный. А в какую сказку мы отправимся вам нужно угадать: “Главный герой этой сказки - озорной мальчишка, который не хотел учиться, но был очень отважным и смелым” (Буратино)
- Как называется эта сказка?
- Кто ее написал?
- Каких еще героев из этой сказки вы помните?
3. Чистописание
На доске: Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон
- Мальвина учила Буратино писать правильно.
- Запишем имена друзей Буратино правильно и красиво. Но перед этим повторим правила посадки при письме.
Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
- Почему слова на доске написаны с большой буквы?
- В каком из этих слов звуков меньше чем букв? (Малъвина)
- Почему? (т.к. Ь - звука не имеет)
- В слове Пьеро тоже есть мягкий знак, значит в нем тоже звуков меньше, чем букв? (нет, т. к. буква Е дает 2 звука [Й] и [Э])
- Дайте характеристику этим звукам.
4. Актуализация знаний.
- Итак, однажды Мальвина получила письмо от Буратино. Когда она его прочитала, то ничего не поняла и расстроилась. Прочитайте и вы это письмо. ( учитель достает текст из конверта)
Мальвина приходи гости пить чай медом.
- Что не так в этом письме? (нет предлогов)
- Какие предлоги пропустил Буратино?
- Какое правило о написании предлогов вы знаете?
- Вставим предлоги, которые пропустил Буратино. (Учитель вписывает маркером)
- Подумайте зачем в нашей речи нужны предлоги. (Для связи слов в предложении)
5. Работа с деформированным текстом.
- Мальвина пришла в гости к Буратино, но сказала, что сначала мы поучимся писать предлоги со словами, а потом будем угощаться.
- Первое задание было такое: “Восстанови порядок слов в предложениях”
тропе, по, ежик, бежит
за, спешит, ним, лиса
в, спрятался, ежик, норе, корнями, под сосны
( По тропе бежит ежик. За ним спешит лиса. Ежик спрятался в норе под корнями сосны)
- Какие предлоги встретились в тексте? (по, за, в, под)
- Как вы их написали?
- Подчеркните пробел между предлогом и словом.
- На какое еще правило встретились слова? (жи – ши, безударные гласные в корне слова)
- Подчеркните орфограммы.
6. Физминутка.
- Давайте отдохнем и сделаем зарядку
Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел
Ключика он не нашел
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
7. Работа по учебнику
- Следующее задание было из учебника. Откройте с. 69 упр. 109
- Прочитайте задание. Что нужно сделать?
- Почему слово Москва написано с большой буквы?
- Употребите слово Москва с подходящими по смыслу предлогами.
- Что изменилось, когда к слову Москва прибавили разные предлоги (окончание)
- Для чего нужны предлоги?
- Составьте предложения со словом Москва.
8. Составление предложений с предлогами. Словарная работа
- Кроме чая Буратино приготовил для угощения овощи и фрукты, т.к. в них очень много витаминов, а зимой они нам очень необходимы. (Муляжи фруктов и овощей лежат в вазе, а яблоко лежит около вазы).
- Назовите эти овощи и фрукты.
- Найдите среди этих слов словарные и назовите в них опасное место. (Морковь, яблоко, лимон, апельсин)
- Что вы можете сказать о местонахождении фруктов и овощей? (все лежат в вазе, а яблоко- нет)
- Составим предложения о том, где лежит яблоко. И найдем в них главные члены предложения.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга
9. Физминутка для глаз.
10. Самостоятельная работа.
- Следующее задание Мальвина предложила сделать самостоятельно.
- Давайте и мы разделимся на группы и выполним задание самостоятельно. У кого лежит на парте карточка - выполняют задание по карточке на листочках. А у кого нет карточки, вставляют предлоги в словосочетания записанные на доске.
Спрятался ... березу, подошел ... березе, забрался ... березу, упал ... березы.
- Проверим по сигнальным карточкам, какие предлоги вы вставили.
- Как написали предлоги со словами?
- Подчеркните пробел между предлогом и словом.
11. Итог урока
- Буратино запомнил правила написания предлогов со словами и вместе с Мальвиной принялся за угощения.
- Ребята, а вы что запомнили о предлогах?
- Чем еще занимались на уроке?
- Сегодня хорошо работали...