Упражнение в раздельном написании предлогов со словами

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. закрепить у учащихся знания о написании предлогов со словами;
  2. умение находить их в тексте, восстанавливать деформированный текст;
  3. составлять предложения и словосочетания с предлогами.

Оборудование: Сказочные герои, таблица “Предлоги”, письмо, карточки, веера, маркер, учебник “Русский язык” 2 класс ( Р. Н. Бунеева).

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начинается урок.

2. Сообщение темы урока:

- О чем мы говорили на прошлом уроке? (о предлогах)

- Сегодня мы продолжим работать по этой теме и потренируемся в написании предлогов со словами.

- Но урок у нас будет необычный, а сказочный. А в какую сказку мы отправимся вам нужно угадать: “Главный герой этой сказки - озорной мальчишка, который не хотел учиться, но был очень отважным и смелым” (Буратино)

- Как называется эта сказка?

- Кто ее написал?

- Каких еще героев из этой сказки вы помните?

3. Чистописание

На доске: Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон

- Мальвина учила Буратино писать правильно.

- Запишем имена друзей Буратино правильно и красиво. Но перед этим повторим правила посадки при письме.

Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.

- Почему слова на доске написаны с большой буквы?

- В каком из этих слов звуков меньше чем букв? (Малъвина)

- Почему? (т.к. Ь - звука не имеет)

- В слове Пьеро тоже есть мягкий знак, значит в нем тоже звуков меньше, чем букв? (нет, т. к. буква Е дает 2 звука [Й] и [Э])

- Дайте характеристику этим звукам.

4. Актуализация знаний.

- Итак, однажды Мальвина получила письмо от Буратино. Когда она его прочитала, то ничего не поняла и расстроилась. Прочитайте и вы это письмо. ( учитель достает текст из конверта)

Мальвина приходи гости пить чай медом.

- Что не так в этом письме? (нет предлогов)

- Какие предлоги пропустил Буратино?

- Какое правило о написании предлогов вы знаете?

- Вставим предлоги, которые пропустил Буратино. (Учитель вписывает маркером)

- Подумайте зачем в нашей речи нужны предлоги. (Для связи слов в предложении)

5. Работа с деформированным текстом.

- Мальвина пришла в гости к Буратино, но сказала, что сначала мы поучимся писать предлоги со словами, а потом будем угощаться.

- Первое задание было такое: “Восстанови порядок слов в предложениях”

тропе, по, ежик, бежит

за, спешит, ним, лиса

в, спрятался, ежик, норе, корнями, под сосны

( По тропе бежит ежик. За ним спешит лиса. Ежик спрятался в норе под корнями сосны)

- Какие предлоги встретились в тексте? (по, за, в, под)

- Как вы их написали?

- Подчеркните пробел между предлогом и словом.

- На какое еще правило встретились слова? (жи ши, безударные гласные в корне слова)

- Подчеркните орфограммы.

6. Физминутка.

- Давайте отдохнем и сделаем зарядку

Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел
Ключика он не нашел
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.

7. Работа по учебнику

- Следующее задание было из учебника. Откройте с. 69 упр. 109

- Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Почему слово Москва написано с большой буквы?

- Употребите слово Москва с подходящими по смыслу предлогами.

- Что изменилось, когда к слову Москва прибавили разные предлоги (окончание)

- Для чего нужны предлоги?

- Составьте предложения со словом Москва.

8. Составление предложений с предлогами. Словарная работа

- Кроме чая Буратино приготовил для угощения овощи и фрукты, т.к. в них очень много витаминов, а зимой они нам очень необходимы. (Муляжи фруктов и овощей лежат в вазе, а яблоко лежит около вазы).

- Назовите эти овощи и фрукты.

- Найдите среди этих слов словарные и назовите в них опасное место. (Морковь, яблоко, лимон, апельсин)

- Что вы можете сказать о местонахождении фруктов и овощей? (все лежат в вазе, а яблоко- нет)

- Составим предложения о том, где лежит яблоко. И найдем в них главные члены предложения.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга

9. Физминутка для глаз.

10. Самостоятельная работа.

- Следующее задание Мальвина предложила сделать самостоятельно.

- Давайте и мы разделимся на группы и выполним задание самостоятельно. У кого лежит на парте карточка - выполняют задание по карточке на листочках. А у кого нет карточки, вставляют предлоги в словосочетания записанные на доске.

Спрятался ... березу, подошел ... березе, забрался ... березу, упал ... березы.

- Проверим по сигнальным карточкам, какие предлоги вы вставили.

- Как написали предлоги со словами?

- Подчеркните пробел между предлогом и словом.

11. Итог урока

- Буратино запомнил правила написания предлогов со словами и вместе с Мальвиной принялся за угощения.

- Ребята, а вы что запомнили о предлогах?

- Чем еще занимались на уроке?

- Сегодня хорошо работали...