Экономика в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Экономика


Экономика в начальной школе.

Экономическое воспитание особенно важно в современных условиях. Во многих школах предмет “Экономика” включён в учебные планы и изучается в 9-11 классах. Однако в начальные классы продвижение экономических знаний идёт крайне медленно, несмотря на то, что младшие школьники способны усваивать некоторые из них на доступном уровне.

Актуальность экономической тематики в современных условиях очевидна.

Дети буквально на каждом шагу встречаются с такой терминологией, как кредит, бартер, бизнес и т. п.

Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности. Школьники с первых шагов обучения должны осознавать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людей.

Актуальность экономического воспитания обусловлена ещё и тем, что дети не в состоянии воспринимать и понимать и понимать речевые обороты взрослых, а, кроме того, учащиеся испытывают определённые затруднения при изучении экономической теории в старших классах. Экономические сведения помогут лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., и, кроме того, осознать важность каждой из профессий.

Эффективному постижению азов экономики поможет решение задач, в содержании которых идёт речь о производстве, урожайности, стоимости, о природе и сохранении ее богатства. Следует отметить, что большинство задач, включённых в учебники математики, являются задачами с экономическим содержанием. Даже задачи вида “В магазин привезли 5 ящиков с огурцами по 8 кг в каждом. Сколько кг огурцов привезли?” можно считать экономическими. Однако при их решении внимание учителя и учащихся направлено на то, чтобы осознанно выбрать арифметическое действие, посредством которого решается задача; её экономическая суть при этом остаётся незамеченной.

Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам. Дети без воспитателей не всегда в состоянии понять, что самая небольшая домашняя вещь стоит родителям немалых затрат труда. Для ликвидации этого пробела в экономическом воспитании можно предлагать задачи, в которых говорится о средствах, затраченных на по покупку предметов повседневного спроса, об экономии средств семейного бюджета, бюджета школы и т.п.

Приведу в качестве примера насколько задач:

1. Дверь подъезда многоэтажного дома вследствие ребячьих шалостей пришла в негодность. Родителям этих детей пришлось купить новую дверь за которую они заплатили 2000 рублей и за её установку - ещё 1000 рублей.

Сколько всего заплатили родители, и сколько денег внесла каждая семья если в установке участвовало 3 семьи?

2. В школьном здании за год было разбито 10 стёкол. Одно стекло стоит 500 рублей, затраты на перевозку из магазина составили 400 рублей, а на остекление рам-2500 рублей.

3. На школьной аллее было посажено 70 деревьев, но 10 деревьев были поломаны. Сколько деревьев осталось? Посчитайте, какой убыток понесла школа, если за покупку каждого дерева было заплачено200р., а за его посадку 50р.?

Решение задач с экономическим содержанием должно преследовать ещё одну чрезвычайно важную задачу-воспитание у молодого поколения чувства патриотизма. Это становится особенно актуальным в свете развернувшегося в нашей стране тотального экономического наступления зарубежных производителей, заполнивших отечественный рынок подчас недоброкачественной продукцией, а также насаждения в детском сознании через каналы телевидения “ достижений” западного образа жизни. Разумеется, пустить на самотёк формирование патриотического сознания учащихся начальных классов и ожидать, что они получат педагогическую компенсацию в старших классах или в кругу семьи, было бы крайне недальновидно.

Устранить этот пробел помогут задачи, при решении которых дети будут учиться элементарным расчётам, помогающим оценить выгодность той или покупки.

В современных условиях непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с начальных классов. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.

Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому основная форма обучения экономике в начальных классах - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.

Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно “обучаются” экономике.

В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения школьниками сложных экономических знаний.

В играх “Кондитерская фабрика”, “Ателье для маленьких красавиц”, “Пункт обмена валюты”, “Строительство дома”, “Комната переговоров”, “Супермаркет” создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям. В дидактических играх “Кем быть?”, “Обмен”, “Семейный бюджет”, уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новое экономические знания, умения и навыки.

Одной из форм познавательно-игровой деятельности является комплексно-тематическое занятие.

Обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с окружающим миром. Это даёт возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности. В процессе комплексно-тематических занятий “ Город-завод”, “Трудовой день города”.

Новые образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды детской деятельности через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.

Прежде всего, следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

В процессе игры:

  • осваиваются правила поведения и роли социальной группы, переносимые затем в “большую” жизнь;
  • рассматриваются возможности самих групп, коллективов-аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;
  • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
  • накапливаются культурные традиции, внесённые в игру участниками, учителями, привлечёнными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учебниками.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игра-школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учиться. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

Урок, проводимый в игровой форме, требует определённых правил, требует определённых правил.

1. Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

3. Обязательная констатация результата игры.

4. Компетентное жюри.

5. Обязательные игровые моменты необучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения.

Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, задачи с экономическим содержанием можно предлагать в занимательной форме, для чего в фабулу задачи вводятся любимые детьми герои.

Значительное место в обучении экономике отводится сказке. Народные сказки, вобравшие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких “экономических” качеств личности, как трудолюбие, бережливость, практичность. В них экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления.

Включаясь в решение сюжетной задачи, ребёнок открывает для себя экономическую сферу социальной жизни людей.

Основное знакомство детей с экономическими понятиями мною осуществляется на факультативных занятиях. Для этих занятий я использую комплект учебных пособий: книга для чтения Т.В.Смирновой “Белка и компания”. В этой книге в доступной для детского восприятия форме сказок раскрываются основные понятия рыночной экономики: потребности, производство, товар, цена, предприятия, кредит, банкротство, залог и т.д.

Герои сказки –Белка, ёжик Пыхтя, мышонок Шмыг, лис Фукс, стараются вместе решить нелёгкие задачи, которые ставит перед ними жизнь леса. Чтобы вести своё хозяйство разумно, им приходится постоянно думать, считать, планировать. Поддерживая и выручая друг друга, наши герои стараются понять, как действуют основные экономические законы. А дети, незаметно для себя овладевают экономическими знаниями.

Анализ практических занятий показывает, что экономическое образование и воспитание школьников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.

Это подготовка подрастающего человека к предстоящей жизнедеятельности. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребёнка с окружающим миром.