Цели:
- Совершенствовать фонематический слух учащихся в случаях обозначения мягкости согласных на письме;
- Упражнять в различении согласных звуков по твердости - мягкости, звонкости – глухости;
- Сравнить роль мягкого знака в словах;
- Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся.
Ход урока
1. На доске карточки с письменными буквами:
Прочтите. Что общее?
(строчные, обозначают согласные звуки, парные).
Чем различаются?
(одни буквы помещаются в пределах рабочей строки, другие выходят за ее пределы; буквы звонких, глухих звуков, одной пары нет: ж – ш)
Почему?
(могут обозначать только твердый звук, а остальные - и твердый, и мягкий)
Запиши буквы парами.
Покажи мягкость звуков любым способом.
Вывод: мягкость обозначаем гласными е, ё, я, ю, и, ь.
2. На доске:
Что мне делать? Словно тень,
Ходит лень за мной весь день.
Кто может это говорить? (ленивый человек – лодырь, лентяй)
Какие слова различаются одной буквой? Какая орфограмма встретилась?
(тень – лень – день, ь – показатель мягкости.)
Показана ли мягкость согласных каким-либо другим способом?
(гласными буквами -е)
Какое слово лишнее?
(день – м.р.)
Изменим слова так, чтобы мягкий знак имел другое значение.
(ленью, тенью)
Какое значение имеет мягкий знак в такой форме слова? Почему?
(мягкий знак стоит после буквы мягкого звука и перед буквами, обозначающими 2 звука)
Что посоветуете делать лентяю?
(Начни читать, писать, работать, решать, вычислять,…)
Запись слов с комментированием.
3. Физкультурная пауза.
Покажем, что мы можем делать нашими пальчиками: лепить, хлопать, сжимать,
разжимать, копать, рисовать, стирать – игра “Жесты”.
4. На доске: Осен.ю, ливен., л.ют, сил.ные
Какие буквы пропущены? Разделим слова на группы. Какие?
(слова с ь – показателем мягкости и слова с разделительным ь)
Запишем.
осенью | ливень |
льют | сильные |
Со стр. 70 учебника выпиши в каждую группу еще по 3 слова.
Проверка: называются слова по одному и объясняется роль мягкого знака.
5. Из слов осенью, ливень, льют, сильные составляется предложение. Делается запись.
О чем нужно помнить?
(оформление предложения на письме)
Что еще можем сделать?
(Находим главные члены предложения).
6. Итог.
Каким бывает мягкий знак? Когда он – показатель мягкости? А когда – разделительный?
Самооценка работы.
Кто успешно различает 2 роли мягкого знака?
Кому было трудно?
Кому было интересно?