Тема урока: "Разделительный Ь – показатель мягкости"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Совершенствовать фонематический слух учащихся в случаях обозначения мягкости согласных на письме;
  2. Упражнять в различении согласных звуков по твердости - мягкости, звонкости – глухости;
  3. Сравнить роль мягкого знака в словах;
  4. Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся.

Ход урока

1. На доске карточки с письменными буквами:

Прочтите. Что общее?

(строчные, обозначают согласные звуки, парные).

Чем различаются?

(одни буквы помещаются в пределах рабочей строки, другие выходят за ее пределы; буквы звонких, глухих звуков, одной пары нет: ж – ш)

Почему?

(могут обозначать только твердый звук, а остальные - и твердый, и мягкий)

Запиши буквы парами.

Покажи мягкость звуков любым способом.

Вывод: мягкость обозначаем гласными е, ё, я, ю, и, ь.

2. На доске:

Что мне делать? Словно тень,
Ходит лень за мной весь день.

Кто может это говорить? (ленивый человек – лодырь, лентяй)

Какие слова различаются одной буквой? Какая орфограмма встретилась?

(тень – лень – день, ь – показатель мягкости.)

Показана ли мягкость согласных каким-либо другим способом?

(гласными буквами -е)

Какое слово лишнее?

(день – м.р.)

Изменим слова так, чтобы мягкий знак имел другое значение.

(ленью, тенью)

Какое значение имеет мягкий знак в такой форме слова? Почему?

(мягкий знак стоит после буквы мягкого звука и перед буквами, обозначающими 2 звука)

Что посоветуете делать лентяю?

(Начни читать, писать, работать, решать, вычислять,…)

Запись слов с комментированием.

3. Физкультурная пауза.

Покажем, что мы можем делать нашими пальчиками: лепить, хлопать, сжимать,

разжимать, копать, рисовать, стирать – игра “Жесты”.

4. На доске: Осен.ю, ливен., л.ют, сил.ные

Какие буквы пропущены? Разделим слова на группы. Какие?

(слова с ь – показателем мягкости и слова с разделительным ь)

Запишем.

осенью ливень
льют сильные

Со стр. 70 учебника выпиши в каждую группу еще по 3 слова.

Проверка: называются слова по одному и объясняется роль мягкого знака.

5. Из слов осенью, ливень, льют, сильные составляется предложение. Делается запись.

О чем нужно помнить?

(оформление предложения на письме)

Что еще можем сделать?

(Находим главные члены предложения).

6. Итог.

Каким бывает мягкий знак? Когда он – показатель мягкости? А когда – разделительный?

Самооценка работы.

Кто успешно различает 2 роли мягкого знака?

Кому было трудно?

Кому было интересно?