Цели:
- Расширить и углубить знания детей по теме “Части слова”.
- Расширять активный словарный запас.
- Развивать навыки самоконтроля и самооценки: умение анализировать правильность начертания букв; умение находить и исправлять орфографические ошибки; умение выполнять самопроверку с доски и по листу самоконтроля.
Оборудование:
- У учащихся: памятка “Как выполнять работу над ошибками”, образец написания буквы на кальке, орфографический словарик, карточка с заданиями 3-х уровней сложности, конверт “Проверь себя”, внутри которого образцы выполнения этих заданий.
- У учителя: тексты с ошибками, карточки для индивидуального опроса.
Ход урока
I. Оргмомент
1. Объяснение пословицы.
– Наш урок я хотела бы начать с пословицы: “Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости”. Как вы ее понимаете?
2. Физминутка для активизации мыслительной деятельности.
– А теперь мы с вами должны подготовиться к работе, и помогут нам в этом упражнения “мозговой гимнастики”.
Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 сек.)
“Ленивые восьмёрки” (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмёрки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
“Шапка для размышлений” (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): “наденьте шапку”, т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
II. Работа над ошибками
Самоконтроль:
Просмотр полученных после проверки домашних работ. Самостоятельный поиск ошибок в подчёркнутых учителем словах. Исправление ошибок (используется памятка “Как выполнять работу над ошибками”).
Те, у кого в домашней работе ошибок нет, работают над исправлением ошибок в данных учителем текстах.
III. Чистописание
– Начертание какой буквы мы будем повторять сегодня? Охарактеризуйте её.
Графический анализ и запись буквы.
Самоконтроль:
Найти и выделить зелёной точкой самую удачную букву. Наложение образца на кальке. Сравнение с образцом.
IV. Работа над словами с непроверяемыми написаниями
– Вчера мы записали новую группу словарных слов. Вот она:
меб … ль
д … ван
кр … вать
т … л … фон
т … ршер
– Запишите эти слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные безударные гласные и знаки ударения.
Самоконтроль:
Проверить правильность выполнения работы по орфографическому словарю.
– Как вы считаете, почему я просила вас записать слова в алфавитном порядке?
V. Повторение теории
Игра “Шифровальщики”.
Класс делится на 2 армии: “Синие” и “Зелёные”. Армия “Синих” выполняет работу ручками синего цвета, армия “Зелёных” – зелёного. Для “Синих” цифры шифровки находятся в таблице слева, для “Зелёных” – справа. Слова, которые нужно закодировать (т.е. ответы на вопросы), записаны в столбик на доске или листе бумаги. Учитель зачитывает вопрос. Учащиеся в своей “шифровке” должны поставить только цифру, соответствующую ответу на вопрос.
0 | Окончание | 9 |
1 | Суффикс | 8 |
2 | Корень | 7 |
3 | Однокоренные | 6 |
4 | Замоч.к, платоч.к | 5 |
5 | Ключ.к, корабл.к | 4 |
6 | Лес, леса, лесом | 3 |
7 | -ищ, -ущ, -ющ | 2 |
8 | -ик, -еньк, -ушк | 1 |
9 | Река, речка, речушка | 0 |
Вопросы:
- Слова, которые близки по смыслу и имеют общий корень.
- Часть слова, которая несёт общее лексическое значение группы родственных слов.
- Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
- Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
- Найди суффиксы, которые придают словам уменьшительно-ласкательный оттенок.
- Укажи суффиксы, которые придают словам оттенок увеличения.
- Укажи группу слов с суффиксом -ик.
- Какие слова пишутся с суффиксом -ек?
- Укажи группу, где записаны родственные слова.
- Укажи группу, где записаны формы слова.
Самоконтроль:
“Синие”: 320-187-549-6
“Зелёные”: 679-812-450-3
VI. Физминутка:
Приготовились к разминке.
Сидя, выпрямили спинки.
И следите все за мной:
Покачали головой.
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали.
Руку леву подняли,
Ею тоже помахали.
А теперь разъединили
И опять соединили.
Повторяем десять раз…
Ускоряем мой показ…
Молодцы, не поленились,
Аплодисменты получились.
VII. Упражнения в словообразовании
1. Индивидуальный опрос.
К доске вызвать трёх учащихся с индивидуальными заданиями:
А) Вставь пропущенные буквы. Выпиши подчёркнутые слова, выдели в них суффиксы.
У нас в клетке ж…ла перепёлка. Такая мал...нькая дикая куроч…ка. (На) горле у неё нагруднич…к (в) п…лос…чку. Перепёлочка ходит по кле…ке и т…хон…ко (на) свистывает. А то ляжет на бочок, чистит пёрышки, как настоящ…я кур…ца.
Б) Запиши одним словом, используя суффиксы увеличения.
Очень большой, очень злой, очень мокрый, сильно блестит, очень красный, очень хитрый, сильная жара, большая пыль.
В) Напиши слова в таком порядке:
- Суффикс -ник в значении “Лицо по профессии”
- Суффикс -ник в значении “Помещение”
- Суффикс -ник в значении “Посуда”
- Суффикс -ник в значении “Книга”
- Суффикс -ник в значении “Место, где растут растения одного вида”
Коровник, работник, учебник, скворечник, дворник, кофейник, вопросник, орешник, печник, малинник, сборник, свинарник.
2. Разноуровневые задания по выбору учащихся.
Уровень 1. От названий предметов образуй названия признаков, используя суффиксы -н, -ов, -ев, -ск.
Сад, сирень, октябрь, звезда, клён село, мёд, длина.
Уровень 2. Образуй при помощи суффиксов слова, которые обозначают людей по роду занятий или профессии.
Трактор, лыжи, груз, учить, футбол, шахта, печь, двор.
Уровень 3. Каждое словосочетание замени одним словом с нужным суффиксом.
Музыкант, играющий на трубе –
Момент бросания мяча –
Смелый человек –
Детёныш орла –
Тот, кто любит шутить –
Житель Москвы –
Стебель соломы –
Самоконтроль предварительный:
– Что нужно сделать? Что непонятно?
После выполнения самооценка: Учащиеся оценивают свою работу значками:
“+” - если уверены в том, что задание выполнено верно;
“?” - если сомневаются или долго думали над выполнением;
“ - ” - если не знают, как его выполнять.
Самоконтроль по листу “Проверь себя”
Уровень 1. Сад – садовый, сирень – сиреневый, октябрь – октябрьский, звезда – звёздный, клён – кленовый, село – сельский, мёд – медовый, длина – длинный.
Уровень 2. Трактор – тракторист, лыжи – лыжник, груз – грузчик, учить – учитель, футбол – футболист, шахта – шахтёр, печь – печник, двор – дворник.
Уровень 3. Ответы: Трубач. Бросок. Смельчак. Орлёнок. Шутник. Москвич. Соломинка.
VIII. Итог урока
– Прибавил ли этот урок вам “частицу мудрости”? Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?