Цели:
- Пробудить творческую активность уч-ся; дать представление о том, как создаётся одежда.
- Помочь ребятам усвоить и разграничить понятия “моделирование” и “конструирование”.
- Познакомить учащихся с моделированием основы фартука.
Оборудование: тесты для проверки темы “Конструирование”, старые полиэтиленовые мешки или газеты, булавки, ножницы, стихи Э.А.Асадова “Древнее свидание”, таблицы “Конструирование” и “Моделирование” фартука.
Правила работы на уроке-мастерской:
- Учитель не торопиться отвечать на вопросы.
- Не хвалит. Заменяем похвалу на “спасибо”, “хорошо”, улыбку, руку на плечо.
1 часть урока:
Проверочная работа в тестовой форме по теме “Конструирование”. (Приложение 1).
2 часть урока:
Беседа: “На том уроке мы познакомились с конструированием фартука, сделали чертеж базовой конструкции, или просто основы”.
Какие линии можно мысленно провести на фигуре человека (помнить о линии середины)?
Какие мерки снимаются по фигуре человека в области этих линий?
Учитывая, что чертеж изделия строится на одну половину фигуры, скажите, какие мерки записываются полностью, а какие в половинном размере?
Какие мерки нам понадобились для построения чертежа фартука? (Ст, Сб, Вгр, Ди)
Какая мерка определяет размер каждой из нас?
Назовите основные линии на чертеже основы фартука (Лт, Лб, Л низа, Л верха грудки).
3 часть урока (индуктор):
Перемещение в древность. Откинулись на спинку стула, положили руки на колени, закрыли глаза и представили себе: Пещера. В пещере мерцает костёр. Из глубины пещеры выходит молодая женщина. Она, поёживаясь, присаживается к костру, но спину её обдувает лёгкий ветерок, проникающий в пещеру. Она механически ощупывает пол, ей под руки попадается шкура медведя. Девушка набрасывает её на плечи, но одно неловкое движение и шкура соскальзывает на пол. Она возвращает её на плечи, но всё повторяется снова. Девушка раздражённо подхватывает шкуру, пристально смотрит на неё и вдруг лицо, озарённое мыслью, светлеет.
Ваша задача заключается в том, чтобы последовать за ходом мысли этой девушки и претворить её замысел в жизни. Но помните, все возникающие у вас вопросы, не получат сиюминутного ответа. Но каждый из них я запишу. Вы можете попросить у меня любой вспомогательный инструмент, но помните, что в те времена их не было, и подумайте, что могло бы их заменить. Приступайте к работе. В конце работы каждая группа должна будет рассказать о том, что у них получилось и как они добились этого в условиях первобытного времени.
4 часть урока:
Демонстрация одежды каждой группой. Остальные девочки вносят конструктивные предложения типа: “можно бы сделать так….”
(Находки девочек во время работы: шкуру предлагают резать острыми камнями, нитки скрутить из медвежьей шерсти или использовать прочные волокна веток растений, таких, как ива, орешник; вместо иглы используют медвежий коготь; в качестве застёжки используют гнущиеся, но трудно ломающиеся веточки лещины; для скрепления шкуры используют липкий сок растений и т.д.)
5 часть урока (индуктор):
Представьте, что в пещеру с охоты возвращается мужчина. Придумайте историю их встречи и разыграйте её, вобщем представьте её остальным.
6 часть урока:
Социализация (просмотр сценок). А теперь давайте сравним ваши представления о древних людях, их чувствах и эмоциях с представлениями поэта Э.А.Асадова в стихотворении “Древнее свидание” (Приложение 2). Вы видите, какие чудеса способна творить красивая одежда и какие высокие чувства может пробудить творчество человека.
7 часть урока:
Итак, как вы назовёте свою деятельность? (разработка фасона, Создание модели, изобретение одежды) Да, вы сейчас занимались сотворением, изобретением одежды и у каждого получилась своя модель, свой фасон.
8 часть урока (традиционный урок):
Теоретическое заключение. Итак, прежде, чем взяться за шитьё, т.е. приступить к раскрою и технологической обработке изделия, сегодня необходимо, во-первых, создать его художественный проект, или попросту эскиз,- этот этап называется художественным моделированием; во-вторых, сделать расчёт и чертёж базовой конструкции, или просто основы, - это конструирование; в-третьих, разработать путём расчёта или с помощью манекена складки, сборки, кокетки, карманы, подрезы и т.д. и перенести фасонные особенности на чертёж – это техническое моделирование.
9 часть урока:
Работа с таблицей “Моделирование фартука”.
При моделировании вносят изменения в детали выкройки и подбирают различные отделки. Все фартуки на этой таблице изготовлены по одной выкройке, но имеют разную форму деталей и разные отделки.
Я предлагаю вам вместе со мной разработать модель фартука, который мы будем шить: скруглить грудку и линию низа; определить высоту и форму кармана (работа в альбомах).
10 часть урока (при наличии времени):
Самостоятельная работа. А теперь нарисуйте свой эскиз и отразите на основе чертежа все изменения, которые вы внесли в свою модель.
Домашнее задание: бумага плотная 30х90, ткань 60х85 (для маленького фартука – 46х65.
Ткани: х/б или льняная, гладкокрашеная или с рисунком. Детали изделия по форме и цвету должны сочетаться между собой и с отделкой, которой может служить вышивка, тесьма, аппликация и т. д.
Обратная связь - рефлексия:
“Как вы прожили этот урок? Поделитесь своими ощущениями, в какие моменты урока вам было интересно и комфортно, а в какие вы чувствовали себя неуютно?”
Пояснение к уроку
Инициатива и творчество - это составляющие любого развивающегося общества, желающего достичь наилучшего уровня своего развития, наиболее высокого уровня своего благосостояния.
Первая часть урока “Моделирование фартука”, которую я провожу в форме педагогической мастерской, позволяет девочкам раскрыть свой творческий потенциал, проявить инициативу и самостоятельность.
На любом уроке ученик следует логике рассуждения учителя и оказывается подчинён ходу его мыслей. Что касается истории изобретений, то о них ученик узнаёт только из рассказов и из литературы, не проживая их.
В этой мастерской каждый оказывается погружённым в ситуацию личного “проживания” истории открытия, каждый может окунуться в проблему на уровне своего индивидуального опыта и внести в её решение свою лепту.
В мастерской “Моделирование фартука” к понятию “моделирование” я подвожу девочек не совсем обычным способом, предложив им (закрыв глаза), переместиться в древние времена и представить поёживающуюся от прохлады первобытную женщину, прошу их последовать за ходом её мысли.
Девочкам предоставляется возможность для полёта фантазии во время изобретения первого варианта одежды.
За первым заданием, требующим напряжения изобретательской мысли (чем скреплять, как резать материалы и т. д.) следует новое, погружающее девочек в чувственное восприятие мира: представить возвращение с охоты в пещеру мужчины и изобразить его реакцию на это новшество в жизни женщины.
И здесь девочки тоже занимаются моделированием. Они моделируют взаимоотношения между мужчиной и женщиной. И, как правило, это идёт воспроизведение того стереотипа отношений, который сложился в семье, то есть они воспроизводят уровень воспитанности не только свой, но, прежде всего своих пап и мам. Для учителя, принявшего новый класс, должно быть интересно, с какой аудиторией он будет иметь дело. Учитель не корректирует поведение девочек: на фоне выступления других идёт самооценка своей модели общения. Завершить эту работу помогает стихотворение Э.А.Асадова “Древнее свидание”.