Цели:
- Познакомить с согласными звуками [ф], [ф'], согласной буквой Ф;
- Учить читать слова с новой буквой;
- Развивать интерес к чтению и желание читать;
- Пополнять словарный запас детей;
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Дыхательная гимнастика.
Ветер.
Ветер сверху набежал,
Ветку дерева сломал:
“В- в- в- в!”
Дул он долго, зло ворчал
И деревья всё качал:
“Ф- ф- ф- ф!”
(Вдох, выдох, вдох, выдох.)
III. Работа с Азбукой.
1. - Откройте Азбуку на странице 142. Определите тему сегодняшнего урока. (Ответы детей).
- Верно, познакомимся с новыми звуками и с буквой, которая их обозначает на письме.
Доскажи словечко:
Муха криком кричит, заливается,
А злодей молчит, ухмыляется…
Вдруг, откуда-то летит маленький комарик,
И в руке его горит маленький … (фонарик)
На доске появляется картинка с изображением фонарика.
- Сколько слогов в слове фонарик (три).
- Какую гласную услышали в первом слоге?
- Есть выбор О - А.
- Говорим [фанар'ик], а пишем фонарик.
2. Звуко-буквенный анализ слова фонарик.
У доски работает один ученик, а остальные дети на местах в Азбуке.
Учитель показывает живой цветок фиалки.
- Ребята, как называется этот цветок?
На доске появляется рисунок с изображением фиалки.
- Найдите в Азбуке кубик с такой картинкой.
- Самостоятельно сделайте звуко-буквенный
анализ слова фиалка.
(На доске под картинкой открывается правильная
схема. Самопроверка).
- Назовите первый звук слова фиалка. [ф']
- Какой это звук? (согласный, мягкий, глухой)
- Назовите первый звук слова фонарик. [ф]
- Какой это звук? (согласный, твёрдый, глухой)
На доске звуковички гласного, согласного глухого и согласного звонкого звуков.
- Какой звуковичёк подходит к этим звукам? (дети делают свой выбор, ученик выходит к доске, убирает ненужных звуковичков)
Дети “одевают” звуковичка в Азбуке.
3. Наблюдение за графическим обликом буквы Ф.
- Звуки [ф], [ф'] на письме обозначаются буквой Ф.
- Найдите эту букву в Азбуке, заштрихуйте на кубике и представьте, на что она похожа. (ответы детей)
Подготовленные ученики:
1-й ученик (показывая бумажный ключ, декламирует):
Всем известно без подсказки:
Буква Ф -
как ключ от сказки.
Никогда его у нас не отнимет Карабас. (В. Степанов)
2-й ученик (показывая жестами):
Федя ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки. (Г. Виеру)
3-й ученик (показывает иллюстрацию)
Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой Ф. (А. Шибаев)
Физминутка.
По дороге Федя шёл, (ходьба на месте)
Он горошину нашёл, (упор присев, встать)
А горошина упала, (поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить в другую сторону)
Покатилась и пропала. (наклоны головы вправо- влево)
Ох, ох, ох, ох! (руки на голову)
Где-то вырастет горох. (прогибаясь назад, руки развести в стороны)
IV. Работа в Азбуке.
- Прочитайте слоги шёпотом, медленно. фа- фо- фу- фы- фи- фе
- Обозначьте мягкие согласные зелёной точкой. (дети работают на странице Азбуки)
- В каких слогах нашли мягкий согласный звук? Докажите.
- Прочитайте слова.
фауна фуфайка фен фыркает фигура фонарик
На доске:
- Прочитайте столбик слов про себя.
- Найдите слово, где встречается два звука [ф]. (фуфайка)
- Найдите слово, которое называет в шахматах короля, ферзя, пешку. (фигура) Где ещё это слово мы употребляем? (в математике: плоские фигуры, в скульптурном изображении, фигура человека)
- Прочитайте четвёртое слово с той интонацией, которую оно обозначает. (фыркает) что это значит? (произносить звук на выдохе)
- Читаем хором.
- Как называется прибор для укладки волос? (фен)
- Как сделать из большого фонаря маленький? (с помощью суффикса
-ик-) Найдите слово в Азбуке, выделите суффикс.
- Хором читаем следующий столбик, выделяя голосом гласный звук.
аф оф иф уф еф
На доске:
- Какой звук обозначает буква Ф в этих слогах?
- Следующий столбик слов прочитайте про себя.
Африка офицер Уфа гриф телефон
На доске:
- Прочитайте название птицы. (гриф)
(учитель показывает фото с изображением этой птицы)
- Где ещё встречаемся с этим словом? (гриф у струнных музыкальных инструментов; печать и оттиск с изображением подписи; в античной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва)
- Прочитайте слова, которые записаны с заглавной буквы. (Африка, Уфа) - Почему? (обозначение географических названий)
- Какое слово обозначает название города? (Уфа)
- Африка - материк.
- Найдите военное слово. (офицер)
- Как называется прибор, который служит для передачи голоса на расстоянии? (телефон)
- Кто был внимателен, и скажет с каким словом мы ещё не поработали? (фауна)
- Кто знает, что это такое? (ответы детей)
- Проверим ваши предположения.
- Найдите в Азбуке предложение над картинками и прочитайте про себя. (Фауна- животный мир Земли, …)
Учитель показывает видеозапись животного мира региона, где проводится урок.
- Кого вы увидели из представителей фауны? (ответы детей)
- Прочитайте вторую часть предложения. (…а флора - растительный мир.)
Учитель показывает видеозапись флоры региона, в котором проводится урок.
- Что является флорой?
- Чем богата флора нашего края?
- Чтобы наша планета оставалась цветущей, будем беречь флору и фауну Земли!
Физминутка.
Вышли уточки на луг,
Кря- кря- кря! (шагаем)
Пролетел весёлый жук,
Ж- ж- ж! (машем руками-крыльями)
Гуси шеи выгибают,
Га- га- га! (наклоны головы в стороны)
Клювом перья расправляют. (повороты туловища влево- вправо)
Ветер ветки раскачал (качаем поднятыми вверх руками)
Тузик тоже зарычал,
Р- р- р! (руки на поясе, наклонились вперёд, смотрим перед собой)
Зашептал в воде камыш,
Ш- ш- ш! (подняли руки вверх, потянулись)
И опять настала тишь,
Ш- ш- ш!
- С какими представителями фауны встретились на физминутке?
V. Работа с текстом до чтения.
Азбука страница 143 “Папина профессия”.
- Посмотрите на рисунок, прочитайте название текста, предположите о чём текст. (предположение детей)
фотография фотоаппарат фотограф фотокорреспондент
- Чтение ключевых слов с доски:
- Что заметили? (однокоренные, родственные слова)
- Почему?
Разбор лексического значения каждого слова.
(фотография - изображение предметов на чувствительной плёнке; фотоаппарат - аппарат для фотографии; фотограф - специалист по фотографии;
фотокорреспондент- фотограф, чьи фотографии помещают в журналы и газеты)
- Как пополнились ваши предположения? (высказывания детей)
VI. Работа с текстом во время чтения.
1. Чтение текста самостоятельно.
- Подтвердились ли наши предположения?
2. Повторное чтение вслух по абзацам.
1-й абзац.
- Кем работает папа Саши Ефимова? (фотокорреспондентом журнала “Азия и Африка”)
- Прочитайте второе предложение так, как будто мы все фотокорреспонденты и очень гордимся этим.
2-й абзац.
-Найдите предложение, которое соответствует картинке на кубике.
- Что особенно любит снимать Андрей Ефимов? Ответьте словами текста.
- Что такое коллекция?
3-й абзац.
- Прочитайте голосом диктора.
- Какая дикция у диктора? (чёткая, громкая)
4-й абзац.
- Четвёртый абзац прочитайте медленно и вдумчиво.
- Кем же будет Саша, когда вырастет?
- Почему он выбрал себе эту профессию?
3. Работа с текстом после чтения.
- Вернёмся к названию текста.
- Какие заголовки ещё можно подобрать?
- А есть ли автор? (нет)
- Кто мог быть автором этого текста?
- А вы знаете, кем работают ваши папы? (рассказы детей о профессиях пап)
- Дома нарисуйте о профессии ваших пап.
VII. Итог урока.
- С какой буквой познакомились?
- Что о ней узнали?
Заселение буквы Ф в Город букв. (район согласных, улица глухих)
Учитель на видео показывает мультфильм про букву Ф из серии “Уроки тётушки совы. Азбука-малышка.”