Тема. Суффикс.
Тип урока. Изучение нового материала.
Цели урока:
- Познакомить с суффиксом, как частью слова и его основными признаками.
- Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы, развивать самоконтроль учащихся.
- Развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки.
Ход урока
1. Создание необходимой психологической атмосферы.
“Передай свою улыбку другу!”
2. Чистописание.
- Какой у нас сегодня месяц?
(Декабрь).
- Сегодня мы запишем букву, которая обозначает мягкий парный, звонкий согласный звук в слове декабрь.
- Эта буква состоит из овала и петли, которая пересекает нижнюю линию рабочей строки.
3. Словарная работа.
- Записать слова, вставить пропущенные буквы.
К-р-ндаш, уч-ник, п-льто, б-рёза , п-нал, м-роз.
- Что общего во всех этих словах?
(Все слова отвечают на вопросы кто? Что?).
- Найдите лишние слова.
(Лишнее слово ученик, так как оно отвечает на вопрос кто? Остальные отвечают на вопрос что?).
- Лишнее слово карандаш, так как в этом слове все согласные твёрдые.
- Лишнее слово пальто, так как в этом слове букв больше, чем звуков. Мягкий знак не обозначает звука.
- Лишнее слово пальто, так как это слово неизменяемое.
- Лишнее слово мороз, так как в этом слове есть орфограмма по глухости-звонкости.
- Ребята, проверьте слова и оцените свою работу (если ребята находят ошибку, оценивают себя красным треугольником, если не находят - зелёным).
Индивидуальная работа у доски.
- Найти ошибки и исправить. Определить алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.
4. Создание проблемной ситуации.
- Подберите, пожалуйста, к слову ученик синоним (школьник).
-Чем отличаются между собой слова школа и школьник?
(Отвечают на разные вопросы. Отличаются по составу слова, разные по значению.
Школьник - это тот, кто учится в школе. )
5. Исследование данной проблемы. Фронтальная работа.
- Как найти ту часть слова, которой отличаются слова. Где она находится?
На доске предложения.
Слон со слонёнком.
Лось с лосёнком.
Орёл с орлёнком.
Коза с козлёнком.
- Найдите корень в словах. (Корень - это общая часть родственных слов).
В словах слон и слонёнок общая часть -слон-. Ищем окончание. Для этого нужно изменить форму слова (со) слонёнком, (есть) слонёнок, (нет)слонёнка, значит, окончание –ом-.
- Назовите часть, которая образовала слово слонёнок. Где она стоит?
Рубрика “Тайны языка” - обобщает результаты наблюдений.
Суффикс - это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов.
- Ребята, определите тему урока. (Суффикс. )
6. Продолжение исследования.
- Образовать слова по образцу.
Медведь – медведица - медвежонок.
Лев - …, ….
Осёл - …, ….
Лось - …, ….
- В каждом ряду написаны формы одного и того же слова или родственные слова? Докажите.
(Это родственные слова, они близки по значению, имеют общий корень, но у второго и третьего слова есть своё дополнительное значение, которое даёт суффикс. )
- Какой суффикс помогает образовать слово, называющее детёныша? А какой его маму?
(Слова с суффиксами – онок -, -ёнок -, -иц -, - их- обозначают название животных и их детёнышей. )
7. Групповая форма работы.
1-я группа
- Образовать слова с помощью суффиксов -ан -, - ян -, анин-, -янин -. Подумать, какое значение они имеют.
Если ты живёшь в России, то ты Россиянин, а мы россияне.
А если в Париже, то ты …., а мы ….
На Волге, то ты …, а мы ….
2-я группа
- Выписать из упражнения слова, обозначающие маленький предмет или ласковое слово.
Учащиеся называют слова, от которых образовались данные хозяюшка, соловушка, собачка и выделяют суффиксы - ушк -, -юшк -, -к-. Делают вывод о значении уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Физкультминутка.
Раз – согнуться – разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
8. Закрепление. Работа в парах.
Самостоятельный поиск слов из упражнения, в которых суффиксы имеют уменьшительно- ласкательное значение.
Самооценка выполненной работы после коллективной проверки.
9. Игра “Плюс-минус”. Тест.
(Ребята при верном утверждении ставят в тетрадях на полях знак +, а при неверном – знак -).
- Выбрать верное утверждение:
а) Корень – часть слова.
б) Корень – часть речи.
- Выбрать верное утверждение:
в) Окончание – изменяемая часть слова.
б) Окончание – неизменяемая часть слова.
- Выбрать верное утверждение:
а) Окончание находим формой слова.
б) Окончание находим родственным словом.
- Выбрать верное утверждение:
а) Слово не может быть без корня.
б) Слово не может быть без суффикса.
-Выбрать верное утверждение:
а) Суффикс стоит за корнем.
б) Суффикс стоит в конце слова.
- Выбрать верное утверждение:
а) Суффикс служит для связи слов в предложении.
б) Суффикс служит для образования новых слов.
Подведение итога.
- Назовите верные утверждения, которые связаны с нашей темой урока.
(Суффикс стоит между корнем и окончанием и служит для образования новых слов. ) Домашнее задание по выбору. Выполнить упражнение 5 ст. 101 или 12 ст. 40 в орфографической тетради “Пишем грамотно” (автор – М. И. Кузнецова ).