Проблемно-исследовательский урок по русскому языку во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема. Суффикс.

Тип урока. Изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Познакомить с суффиксом, как частью слова и его основными признаками.
  2. Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы, развивать самоконтроль учащихся.
  3. Развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки.

Ход урока

1. Создание необходимой психологической атмосферы.

“Передай свою улыбку другу!”

2. Чистописание.

- Какой у нас сегодня месяц?

(Декабрь).

- Сегодня мы запишем букву, которая обозначает мягкий парный, звонкий согласный звук в слове декабрь.

- Эта буква состоит из овала и петли, которая пересекает нижнюю линию рабочей строки.

3. Словарная работа.

- Записать слова, вставить пропущенные буквы.

К-р-ндаш, уч-ник, п-льто, б-рёза , п-нал, м-роз.

- Что общего во всех этих словах?

(Все слова отвечают на вопросы кто? Что?).

- Найдите лишние слова.

(Лишнее слово ученик, так как оно отвечает на вопрос кто? Остальные отвечают на вопрос что?).

- Лишнее слово карандаш, так как в этом слове все согласные твёрдые.

- Лишнее слово пальто, так как в этом слове букв больше, чем звуков. Мягкий знак не обозначает звука.

- Лишнее слово пальто, так как это слово неизменяемое.

- Лишнее слово мороз, так как в этом слове есть орфограмма по глухости-звонкости.

- Ребята, проверьте слова и оцените свою работу (если ребята находят ошибку, оценивают себя красным треугольником, если не находят - зелёным).

Индивидуальная работа у доски.

- Найти ошибки и исправить. Определить алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.

4. Создание проблемной ситуации.

- Подберите, пожалуйста, к слову ученик синоним (школьник).

-Чем отличаются между собой слова школа и школьник?

(Отвечают на разные вопросы. Отличаются по составу слова, разные по значению.

Школьник - это тот, кто учится в школе. )

5. Исследование данной проблемы. Фронтальная работа.

- Как найти ту часть слова, которой отличаются слова. Где она находится?

На доске предложения.

Слон со слонёнком.

Лось с лосёнком.

Орёл с орлёнком.

Коза с козлёнком.

- Найдите корень в словах. (Корень - это общая часть родственных слов).

В словах слон и слонёнок общая часть -слон-. Ищем окончание. Для этого нужно изменить форму слова (со) слонёнком, (есть) слонёнок, (нет)слонёнка, значит, окончание –ом-.

- Назовите часть, которая образовала слово слонёнок. Где она стоит?

Рубрика “Тайны языка” - обобщает результаты наблюдений.

Суффикс - это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов.

- Ребята, определите тему урока. (Суффикс. )

6. Продолжение исследования.

- Образовать слова по образцу.

Медведь – медведица - медвежонок.

Лев - …, ….

Осёл - …, ….

Лось - …, ….

- В каждом ряду написаны формы одного и того же слова или родственные слова? Докажите.

(Это родственные слова, они близки по значению, имеют общий корень, но у второго и третьего слова есть своё дополнительное значение, которое даёт суффикс. )

- Какой суффикс помогает образовать слово, называющее детёныша? А какой его маму?

(Слова с суффиксами – онок -, -ёнок -, -иц -, - их- обозначают название животных и их детёнышей. )

7. Групповая форма работы.

1-я группа

- Образовать слова с помощью суффиксов -ан -, - ян -, анин-, -янин -. Подумать, какое значение они имеют.

Если ты живёшь в России, то ты Россиянин, а мы россияне.

А если в Париже, то ты …., а мы ….

На Волге, то ты …, а мы ….

2-я группа

- Выписать из упражнения слова, обозначающие маленький предмет или ласковое слово.

Учащиеся называют слова, от которых образовались данные хозяюшка, соловушка, собачка и выделяют суффиксы - ушк -, -юшк -, -к-. Делают вывод о значении уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Физкультминутка.

Раз – согнуться – разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.

8. Закрепление. Работа в парах.

Самостоятельный поиск слов из упражнения, в которых суффиксы имеют уменьшительно- ласкательное значение.

Самооценка выполненной работы после коллективной проверки.

9. Игра “Плюс-минус”. Тест.

(Ребята при верном утверждении ставят в тетрадях на полях знак +, а при неверном – знак -).

- Выбрать верное утверждение:

а) Корень – часть слова.
б) Корень – часть речи.

- Выбрать верное утверждение:

в) Окончание – изменяемая часть слова.
б) Окончание – неизменяемая часть слова.

- Выбрать верное утверждение:

а) Окончание находим формой слова.
б) Окончание находим родственным словом.

- Выбрать верное утверждение:

а) Слово не может быть без корня.
б) Слово не может быть без суффикса.

-Выбрать верное утверждение:

а) Суффикс стоит за корнем.
б) Суффикс стоит в конце слова.

- Выбрать верное утверждение:

а) Суффикс служит для связи слов в предложении.
б) Суффикс служит для образования новых слов.

Подведение итога.

- Назовите верные утверждения, которые связаны с нашей темой урока.

(Суффикс стоит между корнем и окончанием и служит для образования новых слов. ) Домашнее задание по выбору. Выполнить упражнение 5 ст. 101 или 12 ст. 40 в орфографической тетради “Пишем грамотно” (автор – М. И. Кузнецова ).