Интегрированный урок – сказка "Обучение грамоте и окружающий мир" по теме: "Звук и буква [г], [г']. Буквы Г, г"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • Формирование и совершенствование навыка чтения, пробуждение интереса к чтению.
  • Обучение детей различению звуков и букв, правильному произношению звуков и названий соответствующих букв.
  • Формирование представлений о родном крае, городе, как части большой страны.
  • Воспитание чувства любви к своему краю, городу, к своей малой Родине; чувства патриотизма, доброты к окружающим.
  • Учить бережному отношению к окружающей нас природе.

 ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Видеокассеты, магнитофон.
  • Рисунок старого города, Муравьишки и Черепахи.
  • Выставка книг.
  • Раскладушка о городе.
  • Выставка творческих работ учащихся (рисунки, поделки, книжки-малышки).
  • Учебник "Мир вокруг нас", рабочая тетрадь, "Азбука", пропись.
  • Поделки для выставочного зала.
  • Цветные карандаши, ручка, простой карандаш.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ, СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Ребята, я приглашаю вас в необычное путешествие-сказку по родной стране, по нашей малой Родине.

Мы познакомимся с новыми звуками и буквами, будем учиться читать слоги, слова, предложения, будем учиться слушать других. Сегодня у нас много гостей. Вместе с нами будут путешествовать наши друзья Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросник.

(рисунки на доске)

Они-то и приготовили интересную сказку. Давайте сядем поудобнее и послушаем её. Итак, ....

2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

В некотором царстве, в некотором государстве, а именно недалеко от Москвы, между древними городами Владимиром и Рязанью широко раскинулся лесной край. Называется он "Мещёрой". Словно морской прибой шумят здесь высокие сосны, сумеречно темнеют чащи дремучего ельника, а яркая зелень березовых рощ насквозь пронизана солнцем.

Лесные поляны будто осыпаны жёлто-фиолетовыми цветами Ивана-да-Марьи, пунцовыми звездочками гвоздики и золотыми шапками зверобоя. За кромкой осинника и черной ольхи таятся зыбкие торфяные болота, заросшие багульником, голубикой и мхом, а над болотами кое-где поднимаются сухие песчаные острова.

Жила-была большая семья купца Мальцова. Аким облюбовал место для завода у истоков лесной реки, по берегам которой во множестве гнездились дикие...

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь -
Чистоплотный серый......(гусь)

Дикие гуси (показываю рисунок старого города и гусей)

Давайте познакомимся с новыми друзьями.

(гуси с перевернутыми буквами).

Какие это буквы? (гласные) Почему? Докажите.

(правило)

Есть ли здесь лишние? (Да) Почему? (согласные) Докажите.

Назовите еще согласные, которые вам известны.

(игра с мячом - я кидаю мяч, дети называют звуки)

Гуси хотят дружить друг с другом, с нами, посмотрим, что получится из этого.

(читаем слоги с карточек)

КА, КО, КУ, КЕ, КИ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Ребята, поселились дикие гуси по берегам лесной реки, а называлась она Гусь. Текла река по Мещерскому краю и недалеко от города Касимова впадала в Оку.

Какой новый звук вы услышали в названии реки?

(Г повторяем хором)

Какой это звук? (согласный)

Это буквы - Г, г . (показываю)

Наши новые друзья (показываю гусей), давайте с ними познакомимся (читаем слоги ГА, ГО, ГУ, ГЕ, ГИ)

Что вы заметили? (г - согласный, мягкий и твёрдый, образует пару)

Как кричат гуси? (ГА_ГА_ГА).

Ребята, при впадении реки Гусь в Оку издавна находился железоделательный завод хозяев Баташовых. И звали тот завод Гусь-Железный. Так вот в отличие от "Железного" Мальцов назвал свой завод "Гусь-Хрустальный".

(показываю картину старого города)

Теперь это красивый, культурный центр.

(показываю видеоклипы о городе)

(на фоне музыки дети читают стихотворение и рассказывают о городе).

Городок наш маленький.
Темной точкой скромною
Не найдет на карте
Даже грамотей!
Ну, а нам-то видится
Озеро огромное
В нем вода хрустальная только без гусей.
Здесь мы с детства слышали
Песни колыбельные
Здесь на солнце нежили
Спины и бока
Но стоят у берега
Рощи корабельные
Да плывут по озеру
Гуси-облака...
Дни пройдут - разъедемся
Мы дорогой дальнею
Разведут дороженьки
По России всей!
Только не забудется
Озеро хрустальное,
Облака, похожие
На больших гусей....

Наш район самый лесистый во всей области. Преобладают ель, сосна, береза, осина.

Разнообразен и интересен животный мир. В наших лесах живут волки, кабаны, рыси, зайцы, лисы, белки, бобры.

В большинстве районов водится маленький пушной зверек - выхухоль у него густой и прочный мех.

Лось - самое крупное копытное животное.

Среди пернатой дичи преобладают утка, глухарь, тетерев, рябчик, серая куропатка. Берега болот и речки являются удобными для гнездования водоплавающих птиц.

В лесах района много лекарственных растений, грибов и ягод.

Украшением нашего города является озеро, расположено оно в центре. Песочный пляж и чистая вода сделали его любимым местом отдыха жителей и гостей города.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Ребята, у каждого государства есть свои символы, присущие только ему. Кто знает, как выглядит государственный флаг и герб России?

(с. 36 учебника "Мир вокруг нас" и на стене плакаты)

Гимн - это торжественная песня, его слушают стоя.

У городов, нашего тоже, есть собственный герб с изображением хрустального гуся (показываю) и гимн (слушаем).

Ребята, о нашем городе, о талантливых людях, о тружениках, о мастерах, о художниках можно много говорить.

Мы видим лишь часть книг о нашей малой Родине.

(выставка книг)

В нашей школе оформлена художественная галерея мастеров. Одна картина есть и в нашем классе.

(показываю)

А сколько у нас мастеров-стеклоделов, их работы собраны в нашем городском музее хрусталя, мы его посетим позже.

Сегодня мы побываем в нашем школьном выставочном зале, где уже собрано огромное количество экспонатов, работ учащихся, пополним его коллекцию и мы изделиями, которые вы сделали со своими родителями.

А какие замечательные рисунки нарисовали ребята нашего класса, сделали книжки-малышки, сочинили сказки.

(показываю работы, читаю сказки)

4. Итог урока.

Живут люди в красивом граде, встречают гостей, показывают достопримечательности.

Мы сегодня познакомились с новым звуком и буквой, запомнили новые слова:

герб гимн гриб
друг город град
гусь гости

(читаем)

Познакомились с городом, в котором мы живем, который очень любим.

- Как называется наш город? (Гусь-Хрустальный)

- Город - это часть нашей большой страны - России. Посмотрите в учебник "Мир вокруг нас" на с. 36 - 37, посмотрите на карту (на доске).

Как велика наша Родина! Это самая большая страна от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря, до Тихого океана.

Мы все россияне! Мы - это русские, татары, карелы и другие 128 разных народов. Мы все любим нашу Родину за то, что мы все здесь живем.

Дома вы почитаете с. 123-124 "Азбуки", вам надо вырезать и наклеить в рабочую тетрадь "Мир вокруг нас" на с. 15 одежду ребят.

Сейчас вы нарисуете город на с. 37 учебника, в котором мы живем, который очень любим, нарисуете свою малую Родину.

(проверяем, лучшие показываем)

На этих сувенирах (показываю гусей) мы напишем буквы Г и г, потом станем художниками и распишем новых гусей.

(показываю написание букв на доске и в воздухе)

(показываю лучшие работы)

А я люблю мой край...
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше
И в цвет сирени здесь окрашен май!
Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою река...
А осень золотом одета,
плывут клочками облака;
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит...
И выйдет с берегов река - в апреле
Лес весной шумит...
Люблю мой край!
Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти!

Любите, ребята, и вы свой край, берегите и храните то, что уже имеете.

А мы продолжим путешествие в выставочном зале, где и услышим продолжение сказки.

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

 1. Здравствуйте, дорогие ребята!

Вы находитесь в выставочном зале, посвященном нашему городу.

Как только не величают город! И сказочно-красиво – Гусь-Хрустальный, и Стеклоград, и город мастеров-волшебников.

Немногим городам России довелось вобрать в себя историю и колорит отечественного стеклоделия.

Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, не злату, но стеклу.

Поистине пророческие слова для города сказал М.В.Ломоносов.

Без стекла немыслимо представить нашу действительность.

2. Город изготовляет хрусталя, технического и оконного стекла на десятки миллионов рублей. Сосредоточена выработка кварцевого стекла и изделий из него. Отсюда исходят истоки производства волшебной стеклонити и ткани из неё, идущей на изготовление чудеснейшего изоляционного материала. Но не только стеклом единым славен город. Арматура для нефтяной промышленности и атомной энергетики, железобетонные изделия, хлопчатобумажные ткани и пряжа, агрегаты для стекольной промышленности, лесоматериалы, лечебные препараты для животных – это и многое другое вырабатывают здесь. Наш город – крупный промышленный и культурный центр, лежит на орбите туристского маршрута “Золотое кольцо”.

 3. Мещёра! Край лесов, голубых речек, песков….

Медноствольные сосны, кудрявые березы, поля, усеянные ромашками луга. Не удивляйтесь, если дорогу пересечет лось или с лесного озера взметнет стая уток и гусей.

Широки у нас просторы, хороша земля;
Встал среди лесной Мещеры
Город хрусталя…

По месту и звание – тут и место обозначено, и какой товар работают, это единение природы и ремесла. Всё началось в 1756 году. Прошло уже 250 лет с тех пор, как купец Аким Мальцов шагая по берегу, осматривая местность, потом объявил: “Здесь буду ставить завод!”

За 250 лет свободной созидательной жизни он, подобно сказочному богатырю, прошагал путь значительно больший, чем за всю полуторавековую историю владычества хрустальных королей Мальцовых-Нечаевых…

4. Город и мир, события, потрясающие нашу планету, и он, маленький, незаметный, редко упоминаемый в сообщениях телеграфных агенств, скромное людское поселение Гусь-Хрустальный.

Сейчас город в братской семье городов страны, всматривается в своё будущее, радуется ему.

В созвездии советских городов
Пусть небольшой, но звездочкой заметной
Сверкает город русских мастеров
Мой Гусь-Хрустальный – Стеклоград чудесный.

 (Далее я рассказываю о поделках, путешествуя с ребятами по залу, дарим директору школы поделки от нашего класса)

Дорогие ребята! Наша сказка подошла к концу. Мы прощаемся с вами и будем рады видеть вас вновь у нас в гостях.