Цель урока:
1. Показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека;
2. Обосновать необходимость охраны птиц. Воспитывать бережное отношение к природе (птицам);
3. Научить учащихся осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль при изучении материала по биологии.
Методы:
- Словесный – рассказ с элементами беседы, сообщение учащихся;
- Наглядный – работа с дидактическими карточками, справочным материалом, статьями учебника и дополнительной литературой, записями в тетради.
Оборудование: Таблицы “Птицы леса”, “Лесные куриные птицы”,
“Птицы – наши друзья. Берегите птиц!”, раздаточные карточки, кормушки для птиц, справочники по биологии, магнитофон с записью голоса птиц, Карта “Заказники и заповедники Амурской области”, презентация через мультимедийный проектор “Птицы - наши друзья”.
План урока:
- Знакомство с целями и задачами;
- Проверка знаний и умений;
- Изучение нового материала;
- Закрепление знаний и умений;
- Задание на дом.
Ход урока
План записан на доске. Сообщение цели и задачи.
Проверка знаний и умений:
(Групповой метод: используются дидактические карточки, работа 5 – 7 минут)
Работают 4 группы по 5 человек. Выдаются учащимся карточки с заданиями, ведомость учёта знаний на группу, карточки для ответов.
Задание проверяется в группе, оценивается (взаимоконтроль), затем 1 и 2, 3 и 4 группы обмениваются ответами. Каждая из групп делает анализ работы другой группы и даёт её оценку.
После этого каждая группа проверяет своё задание по данному мною ответу через мультимедийный проектор. (Просмотр презентации)
Изучение нового материала
В настоящее время в мировой фауне известно до 9 тысяч видов птиц. Учёными подсчитано, что на земном шаре живёт около 1 млрд. птиц. Занимая определённые масштабы обитания, птицы оказывают существенное влияние на окружающую среду.
Каково же значение птиц в природе?
Для того, чтобы выяснить этот вопрос, проведём работу по заданиям карточки №2.
По ходу этой работы будем заполнять таблицу (используем таблицу “Птицы – наши друзья”, дидактические карточки).
З н а ч е н и е п т и ц |
|
В природе |
В жизни человека |
1 2 3 4 |
Для того, чтобы помочь учащимся ответить на вопросы, прослушаем сообщение о пользе птиц в природе.
Когда выполняется первая часть работы по №2, проверяем. Учащиеся проверяют свою работу, сравнивая свои ответы с правильными, проверяют их через мультипроектор, выставляют себе оценки.
(Использование мультипроектора. Самоконтроль.)
Проверяем правильность заполнения первой части таблицы “Значение птиц (в природе) ” :
- Птицы регулируют численность насекомых и животных, уничтожая больных и слабых.
- Служат кормом для других животных.
- Опыляют цветковые растения.
- Способствуют распространению плодов и семян.
- Санитары.
- Удобрения.
Но кроме этого птицы имеют большое значение и для человека.
ОТМЕЧАЕМ ЗАНАЧЕНИЕ ПТИЦ.
(Работа со статьёй учебника, таблицами)
ИТОГ:
1. Промысловые и домашние птицы поставляют мясо, яйцо, пух;
2. Насекомоядные и хищные птицы уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства;
3. Птичий помёт – удобрение;
4.Эстетическое и научное значение;
5. Предупреждают инфекционные заболевания;
6. Охота с птицами на лис и волков.
Птицы - самые надёжные помощники леса. Но они могут приносить вред:
а) уничтожают большое количество семян во время посева;
б) мешают самолётам при взлёте;
в) поедают косточковые растения.
В настоящее время большую роль в предотвращении непредвиденных ситуацией с птицами играет наука биоакустика (записали в словарь).
Несмотря на всё это, птицы имеют большое значение в жизни человека. Поэтому необходимо беречь и охранять птиц.
Работа с дополнительной литературой:
Ученик зачитывает сообщение “Соседи по планете”
Многие из птиц из-за варварской деятельности человека стали редкими и поэтому занесены в Красную книгу.
Я вам рекомендую прочитать книгу “Жар-птица из Красной книги”, рассказывающая о фламинго. (Прослушивание записи с голосами птиц.)
Записи в тетради:
Есть редкие птицы и в Амурской области. В Амурской области организовано 22 заказника. Самый крупный – республиканского значения Норский. Действуют 2 заповедника: Зейский и Хинганский. В этих заповедниках и заказниках охраняются и изучаются редкие птицы Амурской области:
- японский журавль
- утка мандаринка
- глухарь
- дикуша
Особенно большой вред приносят браконьеры. Для охоты на птиц отведены строго ограниченные сроки, а также количество дичи. Нарушение данного закона влечёт наказание в виде денежных штрафов и конфискации охотничьих принадлежностей.
(Демонстрация кормушек, которые учащиеся сделали сами.)
Заботясь о птицах, вы должны подкармливать их зимой, делать кормушки и домики. Нельзя разорять птичьи гнёзда, собирать яйца диких птиц, стрелять по птицам из рогатки.
Выводы:
Мы познакомились с представителями птиц, их значением в природе и жизни человека, с вопросами охраны птиц.
Закрепление знаний и умений (использование дидактического материала).
Решение головоломки “Двенадцать птиц”.
Учащиеся называют представителей птиц, записывают их названия в головоломку по горизонтали и вертикали, дают им краткую характеристику, указывают на значение их в природе и для человека.
Рефлексия занятие:
Больше всего мне заполнилось сегодня…
Я понял сегодня на уроке, что…
Для себя я решил…
Задание на дом
Для повторения и закрепления пройденного материала – стр.212 – 219
Для индивидуальной работы – темы для сообщений по выбору.
Литература:
1.“Охрана природы Амурской области”
2. “Соседи по планете”
3.“Жар -птица из Красной Книги”
4.“Птицы”
5.“Птицы водоёмов и побережий”