Урок по теме: "Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цель урока:

1. Показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека;

2. Обосновать необходимость охраны птиц. Воспитывать бережное отношение к природе (птицам);

3. Научить учащихся осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль при изучении материала по биологии.

Методы:

  • Словесный – рассказ с элементами беседы, сообщение учащихся;
  • Наглядный – работа с дидактическими карточками, справочным материалом, статьями учебника и дополнительной литературой, записями в тетради.

Оборудование: Таблицы “Птицы леса”, “Лесные куриные птицы”,

“Птицы – наши друзья. Берегите птиц!”, раздаточные карточки, кормушки для птиц, справочники по биологии, магнитофон с записью голоса птиц, Карта “Заказники и заповедники Амурской области”, презентация через мультимедийный проектор “Птицы - наши друзья”.

План урока:

  1. Знакомство с целями и задачами;
  2. Проверка знаний и умений;
  3. Изучение нового материала;
  4. Закрепление знаний и умений;
  5. Задание на дом.

Ход урока

План записан на доске. Сообщение цели и задачи.

Проверка знаний и умений:

(Групповой метод: используются дидактические карточки, работа 5 – 7 минут)

Работают 4 группы по 5 человек. Выдаются учащимся карточки с заданиями, ведомость учёта знаний на группу, карточки для ответов.

Задание проверяется в группе, оценивается (взаимоконтроль), затем 1 и 2, 3 и 4 группы обмениваются ответами. Каждая из групп делает анализ работы другой группы и даёт её оценку.

После этого каждая группа проверяет своё задание по данному мною ответу через мультимедийный проектор. (Просмотр презентации)

Изучение нового материала

В настоящее время в мировой фауне известно до 9 тысяч видов птиц. Учёными подсчитано, что на земном шаре живёт около 1 млрд. птиц. Занимая определённые масштабы обитания, птицы оказывают существенное влияние на окружающую среду.

Каково же значение птиц в природе?

Для того, чтобы выяснить этот вопрос, проведём работу по заданиям карточки №2.

По ходу этой работы будем заполнять таблицу (используем таблицу “Птицы – наши друзья”, дидактические карточки).

З н а ч е н и е  п т и ц

В природе

В жизни человека

1

2

3

4

 

Для того, чтобы помочь учащимся ответить на вопросы, прослушаем сообщение о пользе птиц в природе.

Когда выполняется первая часть работы по №2, проверяем. Учащиеся проверяют свою работу, сравнивая свои ответы с правильными, проверяют их через мультипроектор, выставляют себе оценки.

(Использование мультипроектора. Самоконтроль.)

Проверяем правильность заполнения первой части таблицы “Значение птиц (в природе) ” :

  • Птицы регулируют численность насекомых и животных, уничтожая больных и слабых.
  • Служат кормом для других животных.
  • Опыляют цветковые растения.
  • Способствуют распространению плодов и семян.
  • Санитары.
  • Удобрения.

Но кроме этого птицы имеют большое значение и для человека.

ОТМЕЧАЕМ ЗАНАЧЕНИЕ ПТИЦ.

(Работа со статьёй учебника, таблицами)

ИТОГ:

1. Промысловые и домашние птицы поставляют мясо, яйцо, пух;

2. Насекомоядные и хищные птицы уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства;

3. Птичий помёт – удобрение;

4.Эстетическое и научное значение;

5. Предупреждают инфекционные заболевания;

6. Охота с птицами на лис и волков.

Птицы - самые надёжные помощники леса. Но они могут приносить вред:

а) уничтожают большое количество семян во время посева;

б) мешают самолётам при взлёте;

в) поедают косточковые растения.

В настоящее время большую роль в предотвращении непредвиденных ситуацией с птицами играет наука биоакустика (записали в словарь).

Несмотря на всё это, птицы имеют большое значение в жизни человека. Поэтому необходимо беречь и охранять птиц.

Работа с дополнительной литературой:

Ученик зачитывает сообщение “Соседи по планете”

Многие из птиц из-за варварской деятельности человека стали редкими и поэтому занесены в Красную книгу.

Я вам рекомендую прочитать книгу “Жар-птица из Красной книги”, рассказывающая о фламинго. (Прослушивание записи с голосами птиц.)

Записи в тетради:

Есть редкие птицы и в Амурской области. В Амурской области организовано 22 заказника. Самый крупный – республиканского значения Норский. Действуют 2 заповедника: Зейский и Хинганский. В этих заповедниках и заказниках охраняются и изучаются редкие птицы Амурской области:

  • японский журавль
  • утка мандаринка
  • глухарь
  • дикуша

Особенно большой вред приносят браконьеры. Для охоты на птиц отведены строго ограниченные сроки, а также количество дичи. Нарушение данного закона влечёт наказание в виде денежных штрафов и конфискации охотничьих принадлежностей.

(Демонстрация кормушек, которые учащиеся сделали сами.)

Заботясь о птицах, вы должны подкармливать их зимой, делать кормушки и домики. Нельзя разорять птичьи гнёзда, собирать яйца диких птиц, стрелять по птицам из рогатки.

Выводы:

Мы познакомились с представителями птиц, их значением в природе и жизни человека, с вопросами охраны птиц.

Закрепление знаний и умений (использование дидактического материала).

Решение головоломки “Двенадцать птиц”.

Учащиеся называют представителей птиц, записывают их названия в головоломку по горизонтали и вертикали, дают им краткую характеристику, указывают на значение их в природе и для человека.

Рефлексия занятие:

Больше всего мне заполнилось сегодня…

Я понял сегодня на уроке, что…

Для себя я решил…

Задание на дом

Для повторения и закрепления пройденного материала – стр.212 – 219

Для индивидуальной работы – темы для сообщений по выбору.

Литература:

1.“Охрана природы Амурской области”

2. “Соседи по планете”

3.“Жар -птица из Красной Книги”

4.“Птицы”

5.“Птицы водоёмов и побережий”