Цели урока:
1. Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: “Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые России”.
2. Развивать общеучебные навыки, навыки работы с контурными картами.
3. Воспитывать нравственные аспекты личности, самостоятельность, аккуратность.
Оборудование: физическая карта России, атласы, папка “Географическая почта”, конверты с заданиями для капитанов, контурные карты.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Ведущий метод: интерактивный (игровая форма).
Предварительно учащиеся делятся на две команды.
ХОД УРОКА
I . Организационный момент
II. Ход игры
1. Географическая почта.
2. Третий лишний.
3. Кто быстрее?
4. Угадай объект.
III. Итог урока
I . Организационный момент
Ребята вы закончили изучать тему “Рельеф России и размещение полезных ископаемых”, сегодня на уроке каждый из вас должен определить для себя, что он знает хорошо по данной теме, а над чем ему надо поработать, на какие вопросы обратить внимание.
Урок проходит необычно, вам предлагается посоревноваться, представляю команды:
Команда № 1 – капитан ……….
Команда № 2 – капитан ……
Команда № 3 – капитан ……
Позвольте представить наше многочисленное и компетентное жюри в лице – ….
А теперь прослушайте правила игры:
1. Всего 4 конкурса.
2. Каждый конкурс оценивается по своей шкале баллов.
3. Итоги каждого конкурса выносятся в таблицу результатов, которую вы видите на доске.
4. Обще командный итог будет подведен в конце урока, индивидуальные оценки поставлю на следующем уроке.
II. Ход игры (объявить порядок конкурсов игры)
Географическая почта
Каждая команда получает свою почту вы почтальоны – географы. Ваша задача выбрать из всей предложенной почты, письма относящиеся к теме 1 команда “Геология”, 2 команда “Тектоника”, 3 команда “Рельеф”. Это ваша первая задача, вторая задача вы должны каждое письмо защитить, объяснить термин или понятие.
Высший балл за этот конкурс 6 баллов.
Содержание писем: Карпаты, горы, пустыня, складчатые области, Алтай, Урал, платформа, озеро, Балтийский щит, щит, эра, река, палеонтология, геохронологическая таблица, фанерозой, криптозой, возвышенность, почва, равнина, плита, осадочный чехол..
Ответы: “Рельеф” - возвышенность, Карпаты, горы, Алтай, Урал, равнина.
“Геология” - эра, палеонтология, геохронологическая таблица, кайнозой, фанерозой, криптозой.
“Тектоника” - складчатые области, платформа, Балтийский щит, щит, плита, осадочный чехол.
Идет защита писем, за каждое защищенное письмо команда получает по 1 баллу.
“Третий лишний”
В этом конкурсе вам предлагается 4 тройки слов, нужно убрать одно слова составить со всеми 12-ю словами предложение по изученной теме.
Высшая оценка 5 баллов.
1-я команда:
Хибины, Джугджур, р.Урал.
Таймыр, Урал, Кавказ.
Платформа, плита, чехол.
Нефть, уголь, железная руда.
2-я команда:
Русская равнина, Западно-Сибрская равнина, Саяны.
Мел, гранит, гравий.
Фундамент, чехол, плита.
Кавказ, Канин, Урал.
3-я команда:
Кузбасс, Печорский, КМА
Сихотэ-Алинь, Бырранга, Вайгач.
Кавказ, Русская, Западно-Сибирская.
Каменный уголь, нефть, железная руда.
Ответы. Лишние объекты:
“Кто быстрее” (конкурс капитанов)
Капитаны команд у доски показывают объекты называемые командой соперницей.
(2-я команда – 1-й команде, 3-я команда – 2-й команде, 1-я команда – 3 команде.)
Объекты:
1-я команда – хребет Черского, Кавказ, Земля Франца Иосифа, Восточно-Европейская равнина, КМА, горы Бырранга, Саяны, Алданское нагорье,о. Сахалин.
2-я команда – Становой хребет, Чукотское нагорье, Печорский бассейн, Урал, п-ов. Ямал, Сихотэ-Алинь, Канско-Ачинский бассейн, Западно-Сибирская равнина.
3-я команда – Средне-Сибирское плоскогорье, Подмосковный бассейн, Становое нагорье, Алтай, Волго-Уральский бассейн, Верхоянский хребет, о. Вайгач, Курильские о-ва.
Для удобства выполнения следующего задания вы должны занять свои места за партами.
Угадай объект
Задание получает каждый ученик. На фрагменте контурной карты подписывают названия обозначенных объектов (5 объектов) 1 объект – 1 балл.
1 вариант: 1. Урал, 2. Западно-Сибирская равнина, 3. о. Вайгач, 4. Белое море, 5. п-ов Таймыр.
2 вариант: 1. Кавказ, 2. Восточно - Европейская равнина, 3. Черное море,4. о Сахалин, 5. п-ов Канин.
3 вариант: 1. Алтай, 2. Среднесибирское плоскогорье, 3. о. Врангеля, 4. п-ов Кольский, 5. Западные Саяны.
4 вариант: 1. Верхоянский хребет, 2. Восточные Саяны, 3. Западно-Сибирская равнина, 4. п-ов Камчатка, 5. о-ва Земля Франца Иосифа.
5 вариант: 1. Хребет Черского, 2. горы Бырранга, 3. Азовское море, 4. о-ва Новая Земля, 5. Сихотэ-Алинь.
III. Итог урока
По итогам игры лучшей стала команда № ____, членом этой команды присваивается звание “Магистры географических наук”, а членам команды №____, присваивается звание “Бакалавры географических наук” Члены команды №____, объявляются знатоками географии.
Оценки за индивидуальную работу на карте вы узнаете на следующий урок.
Задания для 1-й команды:
Задания для 2-й команды:Хибины, Джугджур, р.Урал.
Платформа, плита, чехол.
Таймыр, Урал, Кавказ.
Нефть, уголь, железная руда.
Задания для 3-й команды:Русская равнина, Западно-Сибирская равнина.
Фундамент, чехол, плита.
Мел, гранит, гравий.
Кавказ, Канин, Урал.
Кузбасс, Печорский, КМА.
Кавказ, Русская, Западно-Сибирская.
Сихотэ-Алинь, Бырранга, Вайгач.
Каменный уголь, нефть, железная руда.
плита | кайнозой |
складчатые области | озеро |
щит | Балтийский щит |
осадочный чехол | река |
геохронологическая таблица | фанерозой |
криптозой | возвышенность |
почва | палеонтология |
Верхоянский хребет | горы |
Алтай | Урал |
равнина | траппы |