Цели урока:
Обучающие:
- закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности
Развивающие:
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать творческие способности и самостоятельность детей.
Воспитательные:
- на основе эмоционального восприятия музыки Н.А. Римского-Корсакова развивать воображение детей,
- воспитывать интерес, потребность в общении с искусством
- развивать слушательскую культуру учащихся.
Оборудование:
- Портрет Н.А. Римского-Корсакова
- Фонохрестоматия - Три чуда (фрагменты из оперы “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римского-Корсакого - Белочка, Богатыри, Царевна Лебедь).
- Пушкин “Сказка о царе Салтане” (с иллюстрациями)
- Репродукция Врубеля “Царевна-Лебедь”
- Театр теней (фигурки богатырей, белки, лебедя, царевны)
Тип урока: урок-закрепление.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и цели урока.
Дети входят в класс “” и поют музыкальное приветствие “Добрый день”.
Учитель:
- Вы любите сказки? А что такое сказка?
(Справка для учителя: “Сказка - фольклорный жанр, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел” // Энциклопедический словарь В.Даля)
- Кто их сочиняет?
а) народ – народные сказки: “Снегурочка”, “Царевна-лягушка”, “Хаврошечка”, “Иван-царевич и серый волк”; арабские – “Тысяча и одна ночь, “Али Баба”; датские “Свинопас”, “Русалочка”;
б) писатели – братья Гримм, Ш.Перро, Афанасьев;
в) поэты – А.С. Пушкин, П. Ершов.
- Где можно услышать (увидеть) сказку?
Устный рассказ, прочитать в книге, увидеть спектакль, мультфильм, фильм-сказку; музыкальный спектакль (балет Чайковский “Щелкунчик”, Р. Щедрин “Конек-Горбунок”, опера “Сказка о царе Салтане”, “Садко””, “Кощей бессмертный” - Н.А. Римский-Корсаков, симфоническая сказка “Петя и волк” С. Прокофьев; картины художников – Васнецов “Три богатыря”, “Иван царевич на сером волке”, “Аленушка”и др.).
- А песни бывают со сказочным содержанием? Какие вы пели на уроках музыки? (Л. Книппер “Почему медведь зимой спит”, А. Филиппенко “Веселый музыкант”)
- Что их объединяет? – нереальность ситуации, вымысел, фантастические образы.
Исполнение песни Л. Книппер “Почему медведь зимой спит”.
- Ребята, какая сказка легла в основу оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”? (произведение А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”)
- Давайте вспомним музыку из этой оперы.
Задание: определить, в каком музыкальном фрагменте композитор описывает каждое из чудес (предварительно учащиеся называют все три чуда – Белочка, Богатыри и Царевна-Лебедь).
Слушание.
- Вы правильно все узнали, а что вам подсказало? (музыка)
- Хорошо, а если бы музыка звучала так, вы легко справились бы с этой задачей? (Наиграть примеры на фортепиано в одном регистре и в одинаковом темпе)
- Конечно, все примеры стали одинаковые, невыразительные, становится непонятно, о чем музыка.
- Значит, что-то помогает сделать музыку неповторимой, особенной? (называют средства музыкальной выразительности). Давайте все ваши ответы приведем в систему.
Сравнить средства музыкальной выразительности и вместе с ребятами заполнить таблицу.
Название фрагмента | Вок/инстр | Жанровая основа | Регистр | Темп, динамика | Тембр | Ведущее средство |
Белочка | инструмент. | танец | высокий | быстро mp |
флейта | мелодия, танц. ритм |
Богатыри | инструмент. | марш | низкий | медленно, f | струнные | маршевый ритм |
Лебедь | инструмент. | песня | средний+ высокий |
умеренно, mf | арфа | тембр, гармония |
При повторном прослушивании музыкальных фрагментов можно использовать театр теней или ритмопластику (отражать руками движение сказочных персонажей).
II. С этими средствами музыкальной выразительности мы встречаемся в каждом произведении, но каждый раз возникает самостоятельный, отличный от другого, неподражаемый музыкальный образ. Вспомните, как мы исполняли песню р.н.п. “Во саду ли, в огороде”.
Пение р.н.п. “Во саду ли...” (с танцевальными движениями и с детскими музыкальными инструментами)
- А теперь сравните песню и музыкальный отрывок из оперы. Давайте проследим ее перевоплощение. Как сказали бы ученые - метаморфозу.
(справка для учителя: метаморфоза (от греч. - превращение) - превращение, преобразование (например, головастик – лягушка, куколка - бабочка).
Слушание фрагмента “Белочка”
Вместе с учащимися анализируют изменения в музыке
Музыкальный пример | Жанр | Темп | Регистр | Исполнители |
Р.н.п. “Во саду ли, в огороде” Композиторская обр.р.н. песни (Римский-Корсаков) |
Песня + плясовая Инстр. музыка - плясовая |
Умерен. Быстрый, отрывисто |
Средний Высокий |
Человеческий голос Оркестр, флейта |
Вывод: из хороводной песня превращается в инструментальное произведение, а тембр флейты придаёт сказочный оттенок музыке.
III. Конечно, в основу этих сказочных персонажей положены реальные существа. Какие?
Белочка – животное | поёт + волшебные орешки грызет |
Богатыри – сильные мужчины | сказочно большие, живут в океане |
Царевна Лебедь - красивая женщина | превращается в лебедя, умеет делать чудеса (на доске репродукция Врубеля “Царевна-Лебедь” |
- А что их делает сказочными? (фантазия, вымысел, они все умеют делать то, что в обычной жизни не бывает)
- Как композитор подсказал музыкой, что действие ненастоящее, сказочное? (В музыке явно подчеркивается театральность происходящего)
Задание-подсказка перед слушанием: как начинается фрагмент и что отделяет каждый музыкальный номер от следующего.
Слушание (3)
Ответы учащихся:
- Мы слышим музыкальные фрагменты, в которых нет чудес.
- Звучание труб напоминает фанфары. Так делали зазывалы на театральное представление. (учитель подсказывает: это словно имитация кукольного балагана, когда за закрытым занавесом происходит смена декораций).
Итог урока; сказка может быть рассказана средствами музыки без помощи слов. Все слова и зрительные образы (то, что из области драматического театра) заменяют средства музыкальной выразительности (тембр, темп, гармония, регистр, ритм и, конечно, мелодия). Нужно уметь внимательно вслушиваться в музыку, и она разбудит вашу фантазию, расширит и обогатит ваш внутренний духовный мир.
Дополнительный вопрос:
– Какой знаменитый инструментальный номер из этой оперы, который стал самостоятельным произведением, вы знаете? (“Полет шмеля”) - слушание
- Ребята, не забывайте, что эта музыка из оперы. А в опере происходит действие, есть костюмы, декорации. Попробуйте себя в роли режиссеров, декораторов, художников по костюмам.
Творческие задания (на выбор):
- нарисовать декорации, костюмы, портреты, иллюстрации к данному фрагменту оперы Римского-Корсакова (впечатления после слушания музыки);
- инсценировать любой из этих фрагментов.