Тема: “О детях и для детей”.
Материал: Х.К.Андерсен. “Пятеро из одного стручка”.
Литература: Учебник по литературному чтению. 2 класс (1-4). Тетрадь по литературному чтению. Толковый словарь С.И. Ожегова.
Цель:
- формировать навык осознанного, правильного чтения;
- умение работать с текстом, учебной книгой;
- расширять читательский кругозор;
- развивать умения составлять план по прочитанному произведению, пересказывать
Этапы |
Время |
Роль учителя |
Деятельность учащихся |
Общеучебные умения и навыки |
1. Орг. момент.Игра “По страницам сказок”. Создание положительного эмоционального настроя. |
5 | – Послушайте отрывки из произведений и
назовите их. – Каждый из вас получает картинку одного героя сказки. Вспомните из какой сказки данный герой и прикрепите картинку под её названием. – Что объединяет все эти произведения? |
Хорошо читающие ученики зачитывают
отрывки из сказок. Остальные дети называют сказки. Когда сказка будет названа, на доску выставляют табличку с её названием. “Принцесса на горошине” “Гадкий утёнок”. “Огниво”. “Снежная королева”. “Русалочка”. “Дюймовочка”. “Стойкий оловянный солдатик”. Крепят на доску картинки с героями сказок. (Картинки разрезаны как мозаика. Когда учащиеся прикрепят их на доску, получатся иллюстрации к сказкам.) Эти сказки, написал их Х. К. Андерсен. |
Расширение читательского кругозора. Умение ориентироваться в мире детских сказок. Делать выводы. |
Сообщение об авторе. (Портрет Х.К. Андерсена. (1805-1875)) |
Сообщение делает 1 подготовленный ранее
ученик. (Х.К. Андерсен – датский писатель. С детства увлекался театром и писал пьесы. Занимался актёрским мастерством, прозой. Постепенно сказки заняли основное место в его творчестве. Сказки Х. К.Андерсена читают дети всего мира.) |
|||
2. Работа над произведением “Пятеро из одного стручка”. |
7 | – Чтение учителем сказки. – Что слушали? – Кто написал сказку? – Как бы вы озаглавили эту сказку? – Как озаглавил сказку Х.К. Андерсен? – Какое чувство у вас вызывает это произведение? – Когда было грустно? – Когда ваше настроение стало хорошим? |
Сказку Называют автора самостоятельно или находят в учебнике. Дети предлагают свои варианты.
Находят название в учебнике.
Грусти, жалости, переживания за девочку, радости потому, что всё хорошо закончилось. Когда читали о бедной женщине, о больной девочке. Когда стал прорастать росточек, девочка стала выздоравливать, повеселела, начала сама подниматься с постели, выздоровила. |
Умение воспринимать литературное
произведение, как произведение искусства. Правильно называть жанр, фамилию автора, название произведения. Умение выделять главную мысль фрагмента текста в целом. Отвечать на вопросы, высказывать свое отношение к героям. Формирование нравственно-ценностных качеств личности. |
3. Отработка навыка чтения. |
2 | – Предлагаю прочитать слова,
записанные на доске, которые встретились в
тексте. дощатый подоконник чёрная работа чердачное окошко тщедушная кровельный жёлоб блаженствовала голубиный зоб бечёвка |
Учащиеся читают по указке учителя. (по слога, целыми словами, в разных направлениях) | Формирование целостных синтетических
приёмов чтения. Объединение слов в словосочетания. |
4. Обогащение словаря. Работа в парах. |
4 | Нацелить учащихся на выполнение
разноуровневых заданий. – Сейчас вам предстоит очень ответственная работа. Вы должны объяснить слова, которые только что прочитали. 1. Одним парам даны карточки, на которых записаны слова и объяснения к ним. 2. Другим – даны карточки со словами требующими объяснения. Словари Ожегова. Иллюстрации, демонстрационный материал. |
1. Слабым 2.Сильным Выбрать объяснения, которые подходят к данным словам. Найти в словарях Ожегова объяснения данных слов. Дощатый подоконник. Чёрная работа. Чердачное окошко (иллюстрация):
Тщедушная. Кровельный жёлоб (иллюстрация). Блаженствовала. Голубиный зоб (иллюстрация). Бечёвка (демонстрационный материал). |
Умение работать в парах. Понимание смысла слов, употребление их в речи. Исследовательская деятельность. |
5. Аналитическое чтение. |
5 | – Прочитаем 2, 3 часть по абзацам. | Сначала читают сильные, затем слабые учащиеся. | Формирование правильного осознанного
чтения. Умение слушать, понимать чужое чтение. |
6. Работа с текстом произведения:а) работа над образами героев; |
6 | – О чём мечтали горошины? – Найти в тексте слова, которые говорили горошины, улетая в широкий мир. – Чему радовалась больная девочка? – Как она относилась к горшку? Найди слова в тексте. – Что хотел сказать автор, сочинив эту историю? |
Выбраться из стручка. Первая горошина – “Я лечу в широкий мир!” Вторая – “Я полечу на солнце; солнце-это как раз такой стручок, какой мне нужен!” Третья и четвёртая – “Где бы мы ни очутились, будем там спать; куда-нибудь да попадём!” Пятая – “Будь что будет!” Радовалась зелёному росточку гороха. Нежно, с любовью. “Девочка наклонилась и очень осторожно поцеловала тонкие лепестки.” Предлагают свои варианты. |
Отвечать на вопросы по тексту,
подтверждать свой ответ текстом из учебника. Умение ориентироваться в учебной книге. Самостоятельно формулировать вывод. |
б) составление плана-схемы, пересказ (работа в группах). | 8 | Каждая группа будет работать по своей
части сказки. 1группа-2 часть; 2 группа-1 часть; 3 группа-3 часть. – Вы должны составить план-схему или эскизные рисунки, или цепочку событий по своей части. Подготовить представителя для защиты вашего проекта. |
В каждой группе хорошо читающий ученик
перечитывает часть сказки. Дети обсуждают, как представят эту часть (модель, план, схема, эскизный рисунок, цепочка событий). Представление своего проекта. Пересказ. Оценка учащимися представленного проекта. |
Работать в группах. Творческая работа, требующая самостоятельной деятельности. Умение составлять план, пользоваться им при пересказе. Оценивать свою работу и работу товарища в достоверности изложения, верности. Обосновать оценку. |
7. Обобщение читательского опыта детей. |
2 | – С каким произведением познакомились? – О чём эта сказка? – Кто написал? – Как называется сказка? – Какие ещё сказки Х.К. Андерсена запомнили. |
Уточнение восприятия и понимания произведения. | |
8. Домашнее задание. |
1. Придумать рассказ о судьбе каждой
горошинки. 2. Пересказ. 3. Задания в тетради №3,4. 4. Найти и принести книги Х.К. Андерсена. |
На выбор. | Умение самостоятельно спланировать свою работу дома. Проверить себя. |