Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: "О детях и для детей" (по учебнику Л.А. Ефросининой)

Разделы: Начальная школа


Тема: “О детях и для детей”.

Материал: Х.К.Андерсен. “Пятеро из одного стручка”.

Литература: Учебник по литературному чтению. 2 класс (1-4). Тетрадь по литературному чтению. Толковый словарь С.И. Ожегова.

Цель:

  • формировать навык осознанного, правильного чтения;
  • умение работать с текстом, учебной книгой;
  • расширять читательский кругозор;
  • развивать умения составлять план по прочитанному произведению, пересказывать

Этапы

Время

Роль учителя

Деятельность учащихся

Общеучебные умения и навыки

1. Орг. момент.

Игра “По страницам сказок”.

Создание положительного эмоционального настроя.

5 – Послушайте отрывки из произведений и назовите их.

– Каждый из вас получает картинку одного героя сказки. Вспомните из какой сказки данный герой и прикрепите картинку под её названием.

– Что объединяет все эти произведения?

Хорошо читающие ученики зачитывают отрывки из сказок.

Остальные дети называют сказки.

Когда сказка будет названа, на доску выставляют табличку с её названием.

“Принцесса на горошине”

“Гадкий утёнок”.

“Огниво”.

“Снежная королева”.

“Русалочка”.

“Дюймовочка”.

“Стойкий оловянный солдатик”.

Крепят на доску картинки с героями сказок.

(Картинки разрезаны как мозаика. Когда учащиеся прикрепят их на доску, получатся иллюстрации к сказкам.)

Эти сказки, написал их Х. К. Андерсен.

Расширение читательского кругозора.

Умение ориентироваться в мире детских сказок.

Делать выводы.

Сообщение об авторе.

(Портрет Х.К. Андерсена.

(1805-1875))

    Сообщение делает 1 подготовленный ранее ученик.

(Х.К. Андерсен – датский писатель. С детства увлекался театром и писал пьесы. Занимался актёрским мастерством, прозой. Постепенно сказки заняли основное место в его творчестве. Сказки Х. К.Андерсена читают дети всего мира.)

 

2. Работа над произведением “Пятеро из одного стручка”.

7 – Чтение учителем сказки.

– Что слушали?

– Кто написал сказку?

– Как бы вы озаглавили эту сказку?

– Как озаглавил сказку Х.К. Андерсен?

– Какое чувство у вас вызывает это произведение?

– Когда было грустно?

– Когда ваше настроение стало хорошим?

Сказку

Называют автора самостоятельно или находят в учебнике.

Дети предлагают свои варианты.

 

Находят название в учебнике.

 

Грусти, жалости, переживания за девочку, радости потому, что всё хорошо закончилось.

Когда читали о бедной женщине, о больной девочке.

Когда стал прорастать росточек, девочка стала выздоравливать, повеселела, начала сама подниматься с постели, выздоровила.

Умение воспринимать литературное произведение, как произведение искусства.

Правильно называть жанр, фамилию автора, название произведения.

Умение выделять главную мысль фрагмента текста в целом.

Отвечать на вопросы, высказывать свое отношение к героям.

Формирование нравственно-ценностных качеств личности.

3. Отработка навыка чтения.

2 – Предлагаю прочитать слова, записанные на доске, которые встретились в тексте.

дощатый подоконник

чёрная работа

чердачное окошко

тщедушная

кровельный жёлоб

блаженствовала

голубиный зоб

бечёвка

Учащиеся читают по указке учителя. (по слога, целыми словами, в разных направлениях) Формирование целостных синтетических приёмов чтения.

Объединение слов в словосочетания.

4. Обогащение словаря. Работа в парах.

4 Нацелить учащихся на выполнение разноуровневых заданий.

– Сейчас вам предстоит очень ответственная работа. Вы должны объяснить слова, которые только что прочитали.

1. Одним парам даны карточки, на которых записаны слова и объяснения к ним.

2. Другим – даны карточки со словами требующими объяснения. Словари Ожегова. Иллюстрации, демонстрационный материал.

1. Слабым

2.Сильным

Выбрать объяснения, которые подходят к данным словам.

Найти в словарях Ожегова объяснения данных слов.

Дощатый подоконник.

Чёрная работа.

Чердачное окошко (иллюстрация):

  • между потолком и крышей дома;
  • подоконник сделанный из досок;
  • тяжёлый и неквалифицированный труд.

Тщедушная.

Кровельный жёлоб (иллюстрация).

Блаженствовала.

Голубиный зоб (иллюстрация).

Бечёвка (демонстрационный материал).

Умение работать в парах.

Понимание смысла слов, употребление их в речи.

Исследовательская деятельность.

5. Аналитическое чтение.

5 – Прочитаем 2, 3 часть по абзацам. Сначала читают сильные, затем слабые учащиеся. Формирование правильного осознанного чтения.

Умение слушать, понимать чужое чтение.

6. Работа с текстом произведения:

а) работа над образами героев;

6 – О чём мечтали горошины?

– Найти в тексте слова, которые говорили горошины, улетая в широкий мир.

– Чему радовалась больная девочка?

– Как она относилась к горшку? Найди слова в тексте.

– Что хотел сказать автор, сочинив эту историю?

Выбраться из стручка.

Первая горошина – “Я лечу в широкий мир!”

Вторая – “Я полечу на солнце; солнце-это как раз такой стручок, какой мне нужен!”

Третья и четвёртая – “Где бы мы ни очутились, будем там спать; куда-нибудь да попадём!”

Пятая – “Будь что будет!”

Радовалась зелёному росточку гороха.

Нежно, с любовью.

“Девочка наклонилась и очень осторожно поцеловала тонкие лепестки.”

Предлагают свои варианты.

Отвечать на вопросы по тексту, подтверждать свой ответ текстом из учебника.

Умение ориентироваться в учебной книге.

Самостоятельно формулировать вывод.

б) составление плана-схемы, пересказ (работа в группах). 8 Каждая группа будет работать по своей части сказки.

1группа-2 часть;

2 группа-1 часть;

3 группа-3 часть.

– Вы должны составить план-схему или эскизные рисунки, или цепочку событий по своей части. Подготовить представителя для защиты вашего проекта.

В каждой группе хорошо читающий ученик перечитывает часть сказки.

Дети обсуждают, как представят эту часть (модель, план, схема, эскизный рисунок, цепочка событий).

Представление своего проекта.

Пересказ.

Оценка учащимися представленного проекта.

Работать в группах.

Творческая работа, требующая самостоятельной деятельности.

Умение составлять план, пользоваться им при пересказе.

Оценивать свою работу и работу товарища в достоверности изложения, верности.

Обосновать оценку.

7. Обобщение читательского опыта детей.

2 – С каким произведением познакомились?

– О чём эта сказка?

– Кто написал?

– Как называется сказка?

– Какие ещё сказки Х.К. Андерсена запомнили.

  Уточнение восприятия и понимания произведения.

8. Домашнее задание.

  1. Придумать рассказ о судьбе каждой горошинки.

2. Пересказ.

3. Задания в тетради №3,4.

4. Найти и принести книги Х.К. Андерсена.

На выбор. Умение самостоятельно спланировать свою работу дома. Проверить себя.