Цели урока:
- закрепить умение пользоваться правилом проверки безударных гласных в корне слова;
- развивать навыки работы с текстом; развивать творческие способности детей, коммуникативные навыки;
- повышать интерес к изучению русского языка.
Урок проводится в форме игры-соревнования. Класс делится на три команды. Каждая команда придумывает себе название. Когда команды сформированы, учитель сообщает тему занятия и цели.
Ход занятия
– Как проверить безударную гласную?
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Ставь под ударение!
– Давайте попробуем. Я называю слово, вы хором – проверочное.
Тропа – тропы
Гора – горы
Трава – травы
Стена – стены
Поля – поле
Река – реки
Первый конкурс
– Вот и пришла пора,
Начинается игра.
Скорее за дело беритесь,
Со словарными словами потрудитесь!
- Питательный напиток белого цвета.
- Инструмент.
- Название птицы.
- Населенный пункт.
- Растение.
- Название птицы.
- Край земли у воды.
- Растение.
- Населенный пункт в сельской местности.
Дети разгадывают кроссворды.
Подведение итогов
Все команды молодцы,
Потрудились от души.
Можно двигаться вперед,
Новый конкурс нас там ждет.
Второй конкурс
– Мы заглянем с вами в лес.
Сколько он таит чудес!
Звери, птицы в нем живут,
Вам привет передают.
– Ежик по лесу гулял
И загадки собирал.
А загадки – то, какие коварные,
Гласные в отгадках безударные.
Загадку быстро отгадайте,
Проверочное слово скорее называйте.
- Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо – гнезда.)
- Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят. (Глаза – глаз.) - Нашумела, нагремела,
Все пролила и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила. (Гроза – грозы.) - По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза:
Очень длинная у девочки… (Коса – косы.) - Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (Лиса – лисы.) - Два братца в воду глядятся,
Век не сойдутся. (Берега – берег – побережье.)
Подведение итогов.
Третий конкурс
– Отгадали вы загадки,
Просто умницы, ребятки.
В гости Ослик к нам идет,
Он слова с собой везет.
Пока Ослик добирался,
Спотыкался, извинялся,
Слова – то не дремали,
Буквы из них потихоньку сбежали.
- Вставьте пропущенные буквы в слова.
В_ренье | Д_ньки | Д_ждливый |
л_етать | зап_х | гр_бной |
зв_рек | п_вунья | п_нек |
цв_тет | пт_нцы | з_ма |
в_дичка | п_рнатые | к_рмушка |
м_лчу | скр_пучий | с_довник |
н_су | тр_скучий | сн_говик |
с_лю | см_ется | сл_ненок |
Подведение итогов.
Четвертый конкурс
– Слова в одиночку у нас не живут,
У каждого слова есть родственник.
И чтоб не грустилось словам этим тут,
Родню, милый друг, отыскать не забудь!
Подберите однокоренные слова с корнем:
ДОМ, КОРМ, СОЛЬ.
– Потрудились вы на славу,
Всю родню вы отыскали.
Вас слова благодарят
И спасибо говорят.
Чтобы в мире все мы жили,
Нужно, чтобы вы дружили.
Пятый конкурс
– Русская пословица недаром молвится.
Пословицу читай,
В чем смысл – объясняй.
Слова родственные найди,
А проверочное слово – подчеркни.
1. Кончил дело – гуляй смело. Конец – делу венец.
2. Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.
3. Видит око далеко, а ум еще дальше.
Подведение итогов.
– Все девчата – молодцы!
Парни – просто удальцы!
Шестой конкурс
– Вот мы шли, шли, шли
И на бочку набрели.
Оказалось, в этой бочке
Спрятаны такие заморочки.
(Слова, различающиеся одной гласной.)
С данными словами составьте предложение.
1. Сп_шу – сп_шу.
2. С_деть – с_деть.
3. М_чи – м_чи.
–Очень рада! Оказалось,
Я напрасно волновалась.
Работа эта, детвора,
Вам не составила труда.
Седьмой конкурс
– Труд писателя нелегок,
Нужно очень умным быть,
С литературою дружить,
Орфограммы изучать,
Чтобы правильно писать.
Книжек много прочитать,
Кругозор свой расширять.
Составляя предложение,
Не забудь о связи слов,
Приложи свое умение –
И рассказ почти готов!
Составить рассказ из 3-х, 4-х предложений на следующие темы:
За грибами.
Ребята, грибы, подберезовик, подосиновик, маслята, росли, грибной суп.
Березовый сок.
Весна, березка, дятел, бьет по коре, сладкий сок, прилетели насекомые.
На лесной полянке.
Солнце, березки, трава, земляника, ковер цветов, песни птиц.
Подведение итогов.
– Вот и закончилась наша игра,
Итоги ее подвести нам пора.
(итоги, награждение)
– Все ребята молодцы,
Проявили себя как настоящие бойцы.
Работали и дружно, и умело,
Призовые места получили за дело!
– Закончить нашу игру мне бы хотелось словами К.Паустовского: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”.
– Любите и изучайте свой родной русский язык!