Обобщающий урок по информатике на тему: "Состав и работа персонального компьютера"

Разделы: Информатика


1. Цели урока:

1) Повторение и обобщение знаний по темам:

  • Аппаратные средства ПК.
  • Устройства ВВОДА.
  • Устройства ВЫВОДА.
  • Внешняя память ПК.
  • Основные типы носителей информации.

2) Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией и компьютером.

3) Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.

2. Задачи:

  1. Рассмотреть разнообразие устройств ввода, вывода и внешней памяти, выработать навыки работы с наиболее распространенными периферийными устройствами.
  2. Углубить, обобщить и систематизировать знания по составу компьютера.

План урока

  1. Учащиеся 5-го класса читают стихи о составе ПК.
  2. Прослушивание темы: “Системный блок” в обучающей программе K&M / Мир информатики.
  3. Презентации учащихся 11Б класса по темам. Между ними выводы по теме.
  4. Обобщение. Схема устройства ПК (выдача схемы каждому учащемуся).
  5. Проверка знаний. Кроссворды.

Ход урока

I. ВСТУПЛЕНИЕ

Здравствуйте, ребята и гости! Сегодня мы здесь собрались всем классом, что вобщем-то не совсем традиционно для нашего предмета. Это обусловлено тем, что проводится обобщающий урок “Состав и работа ПК”. Урок пройдет под девизом компании IBM “Машины должны работать. Люди должны думать”.

Слайд 1. СОСТАВ И РАБОТА ПК (Приложение № 1)

Какие цели мы сегодня должны перед собой поставить

Слайд 2. ЦЕЛИ:

1) Повторение и обобщение знаний по темам:

  • Аппаратные средства ПК.
  • Устройства ВВОДА.
  • Устройства ВЫВОДА.
  • Внешняя память ПК.
  • Основные типы носителей информации.

2) Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией и компьютером.

3) Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.

Для реализации этих целей мы должны решить ряд задач.

Слайд 3. ЗАДАЧИ:

  1. Рассмотреть разнообразие устройств ввода, вывода и внешней памяти, выработать навыки работы с наиболее распространенными периферийными устройствами.
  2. Углубить, обобщить и систематизировать знания по составу компьютера.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Итак, начнем мы от простого к сложному.

Слайд 4. Состав и работа ПК.

1 этап называется “А помнишь, как все начиналось”.

Дети 3-го класса рассказывают стихи и показывают составные части ПК.

Вот компьютер наш стоит.
Из чего ж он состоит?
Клавиш ряд – КЛАВИАТУРА,
МОНИТОР – экран тут есть;
МЫШКА хвостиком вильнула –
Может, хочет внутрь залезть?
А вот это ПРИНТЕР, братцы.
Тут нам надо разобраться:
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу втащит,
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент!
Этот шкаф – СИСТЕМНЫЙ БЛОК,
Важно смотрит в потолок!
Впереди в нем – кнопка ПУСК,
Место для ДИСКЕТЫ,
А еще здесь – СИ-ДИ-РОМ!
Ты запомни это!
В системном блоке есть, дружок,
Один укромный уголок,
В нем небольшая микросхема,
Что управляет всей системой!
Она необходима тут!
ПРОЦЕССОР – так ее зовут. (Все вместе.)
Все, что ни делает компьютер,
Обдумает в одну минуту,
Направит точно все процессы –
Такой умелый он, ПРОЦЕССОР!

Когда начинают рассказ про ПРОЦЕССОРЫ на экране появляется слайд 5 – ПРОЦЕССОР и картинка процессора.

Ты знаешь, друг, про телефон,
Что есть “Билайн” и “Мегафон”?
Процессор – тоже разный он:
В одной машине – “Селерон”, (Слайд 6 – картинка ПРОЦЕССОРА Celeron)
В другой он “Пентиум”, а вон, (Слайд 7 – картинка ПРОЦЕССОРА “Пентиум”)
Смотрите, “АМД-Атлон”. (Слайд 8 – картинка ПРОЦЕССОРА AMD)
Вот теперь, дружок, немного
Ты с компьютером знаком.
Если дальняя дорога
Приведет его в твой дом,
То скажи ты всем вокруг:
“ВОТ КОМПЬЮТЕР – ВЕРНЫЙ ДРУГ!” (Вместе)

Слайд 9. ВОТ КОМПЬЮТЕР – ВЕРНЫЙ ДРУГ.

Дети уходят, на экране сворачивается презентация учителя. Это первое знакомство с темой.

2 этап Изучение темы с помощью компьютера, т. е. использование обучающих программ. Одна из таких программ К&М / Мир информатики.

  • На экране монитора К&М / Мир информатики.
  • Прослушать тему.
  • Закрыть программу “Мир информатики” (развернуть презентацию учителя) вкл. 10 слайд.

Т. к. работа за компьютером сегодня неизбежна, хотелось бы напомнить некоторые моменты ТБ:

а) перемещаться по проходам между средним рядом и рядами компьютера;

б) соблюдать высоту стула, проверить, чтобы взор был на верхнюю часть монитора;

в) расстояние до экрана монитора 50-70 см;

г) те, кто носит очки, не забывайте их одевать.

3 этап Самостоятельное исследование темы и защита проекта.

Проделана большая работа по сбору, переработке, хранению информации и, наконец, главное достоинство информации это ее передача. Чем мы сейчас и займемся.

Обращаемся к презентации учителя.

Слайд 10. С гиперссылками “Состав и работа ПК”.

  1. Аппаратные средства ПК.
  2. Центральные устройства ПК.
  3. Периферийные устройства:

а) устройства ввода информации;

б) устройства вывода информации;

в) внешняя память;

г) основные типы носителей информации и их характеристики.

4. Взаимодействия устройств ПК во время работы.

Учащийся делает выводы после каждой темы.

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Нам с вами необходимо подвести черту по всем представленным вами темам. Давайте попробуем поэтапно собрать схему “Устройства ПК”. Я задаю вопрос, а Вы, ребята, отвечаете (после ответа появляется картинка).

Слайд 11. Устройства ПК.

1 вопрос. Для выполнения процесса ввода, вывода, хранения и обработки данных в состав компьютера входят различные устройства, выполняющие определенные функции. Эти устройства принято разделять на …?

2 вопрос. Системный блок состоит из набора определенных устройств, собранных в едином корпусе. В нем располагаются важнейшие устройства ПК. Какие?

3 вопрос. Какие виды основной памяти вы знаете?

4 вопрос. Назовите три вида периферийных устройств?

5 вопрос. К аппаратным средствам ввода информации в ПК относятся?

6 вопрос. К аппаратным средствам вывода информации в ПК относятся?

7 вопрос. Какие типы носителей широко используются в качестве внешних запоминающих устройств?

Раздать схему (приложение № 2) учащимся и гостям.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Задачи сегодняшнего урока помогли нам достигнуть наших целей?

Слайд 12.

ЗАДАЧИ:

  1. Рассмотреть разнообразие устройств ввода, вывода и внешней памяти, выработать навыки работы с наиболее распространенными периферийными устройствами;
  2. Углубить, обобщить и систематизировать знания по составу компьютера.

Слайд 13.

ЦЕЛИ:

1) Повторение и обобщение знаний по темам:

  • аппаратные средства ПК;
  • устройства ВВОДА;
  • устройства ВЫВОДА;
  • внешняя и внутренняя память ПК;
  • основные типы носителей информации.

2) Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией и компьютером.

3) Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.

Ответ учащихся должен быть положительным.

Но это не все. Будет домашнее задание. И носит оно скорее развлекательный характер. Обучаясь работе с программой HotPotatoes, вы создавали кроссворды по своим темам. Ну, вот теперь Вы и наши гости эти кроссворды получат в качестве д/з. Гости могут на досуге эти кроссворды поотгадывать, а вы, ребята, должны будете их принести отгаданными к следующему уроку, за что и получите еще одну отметку. А сегодня я считаю что урок-обобщение удался. Работа ваша была видна на экране монитора и при защите проекта. Каждый получит заслуженные оценки: 1-ю за сбор, переработку и хранение информации; 2-ю отметку в журнал получает тот, кто защищал проект от своей группы.

Мне урок хотелось бы закончить японской пословицей:

“Мудр тот, кто знает не многое, а нужное!”.

Но это еще не все.

Итак, Вы помните, как всё начиналось? Вот этим мы и закончим. Кто хочет побыть в роли ученика у 3-классника? Может быть кто-то из гостей?

Выходит ребенок и читает стих о выключении компьютера.

А теперь пора сказать,
Как компьютер выключать.
Ничего не пропускай,
Аккуратно выполняй!
Внизу экрана ПУСК найду
И мышку ловко подведу.
Щелчок я левый применю –
Раскрою ГЛАВНОЕ МЕНЮ.
Со мною вниз пройди его ты
До завершения работы
А вот и “ВЫКЛЮЧИТЬ КОМПЬЮТЕР”!
Здесь щелкнем; подождем минуту…
Огни погасли, гул стихает.
Теперь компьютер отдыхает.