1. Цели урока:
1) Повторение и обобщение знаний по темам:
- Аппаратные средства ПК.
- Устройства ВВОДА.
- Устройства ВЫВОДА.
- Внешняя память ПК.
- Основные типы носителей информации.
2) Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией и компьютером.
3) Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
2. Задачи:
- Рассмотреть разнообразие устройств ввода, вывода и внешней памяти, выработать навыки работы с наиболее распространенными периферийными устройствами.
- Углубить, обобщить и систематизировать знания по составу компьютера.
План урока
- Учащиеся 5-го класса читают стихи о составе ПК.
- Прослушивание темы: “Системный блок” в обучающей программе K&M / Мир информатики.
- Презентации учащихся 11Б класса по темам. Между ними выводы по теме.
- Обобщение. Схема устройства ПК (выдача схемы каждому учащемуся).
- Проверка знаний. Кроссворды.
Ход урока
I. ВСТУПЛЕНИЕ
Здравствуйте, ребята и гости! Сегодня мы здесь собрались всем классом, что вобщем-то не совсем традиционно для нашего предмета. Это обусловлено тем, что проводится обобщающий урок “Состав и работа ПК”. Урок пройдет под девизом компании IBM “Машины должны работать. Люди должны думать”.
Слайд 1. СОСТАВ И РАБОТА ПК (Приложение № 1)
Какие цели мы сегодня должны перед собой поставить
Слайд 2. ЦЕЛИ:
1) Повторение и обобщение знаний по темам:
- Аппаратные средства ПК.
- Устройства ВВОДА.
- Устройства ВЫВОДА.
- Внешняя память ПК.
- Основные типы носителей информации.
2) Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией и компьютером.
3) Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
Для реализации этих целей мы должны решить ряд задач.
Слайд 3. ЗАДАЧИ:
- Рассмотреть разнообразие устройств ввода, вывода и внешней памяти, выработать навыки работы с наиболее распространенными периферийными устройствами.
- Углубить, обобщить и систематизировать знания по составу компьютера.
II.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКАИтак, начнем мы от простого к сложному.
Слайд 4. Состав и работа ПК.
1 этап называется “А помнишь, как все начиналось”.
Дети 3-го класса рассказывают стихи и показывают составные части ПК.
Вот компьютер наш стоит.
Из чего ж он состоит?
Клавиш ряд – КЛАВИАТУРА,
МОНИТОР – экран тут есть;
МЫШКА хвостиком вильнула –
Может, хочет внутрь залезть?
А вот это ПРИНТЕР, братцы.
Тут нам надо разобраться:
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу втащит,
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент!
Этот шкаф – СИСТЕМНЫЙ БЛОК,
Важно смотрит в потолок!
Впереди в нем – кнопка ПУСК,
Место для ДИСКЕТЫ,
А еще здесь – СИ-ДИ-РОМ!
Ты запомни это!
В системном блоке есть, дружок,
Один укромный уголок,
В нем небольшая микросхема,
Что управляет всей системой!
Она необходима тут!
ПРОЦЕССОР – так ее зовут. (Все вместе.)
Все, что ни делает компьютер,
Обдумает в одну минуту,
Направит точно все процессы –
Такой умелый он, ПРОЦЕССОР!
Когда начинают рассказ про ПРОЦЕССОРЫ на экране появляется слайд 5 – ПРОЦЕССОР и картинка процессора.
Ты знаешь, друг, про телефон,
Что есть “Билайн” и “Мегафон”?
Процессор – тоже разный он:
В одной машине – “Селерон”, (Слайд 6 – картинка ПРОЦЕССОРА Celeron)
В другой он “Пентиум”, а вон, (Слайд 7 – картинка ПРОЦЕССОРА “Пентиум”)
Смотрите, “АМД-Атлон”. (Слайд 8 – картинка ПРОЦЕССОРА AMD)
Вот теперь, дружок, немного
Ты с компьютером знаком.
Если дальняя дорога
Приведет его в твой дом,
То скажи ты всем вокруг:
“ВОТ КОМПЬЮТЕР – ВЕРНЫЙ ДРУГ!” (Вместе)
Слайд 9. ВОТ КОМПЬЮТЕР – ВЕРНЫЙ ДРУГ.
Дети уходят, на экране сворачивается презентация учителя. Это первое знакомство с темой.
2 этап Изучение темы с помощью компьютера, т. е. использование обучающих программ. Одна из таких программ К&М / Мир информатики.
- На экране монитора К&М / Мир информатики.
- Прослушать тему.
- Закрыть программу “Мир информатики” (развернуть презентацию учителя) вкл. 10 слайд.
Т. к. работа за компьютером сегодня неизбежна, хотелось бы напомнить некоторые моменты ТБ:
а) перемещаться по проходам между средним рядом и рядами компьютера;
б) соблюдать высоту стула, проверить, чтобы взор был на верхнюю часть монитора;
в) расстояние до экрана монитора 50-70 см;
г) те, кто носит очки, не забывайте их одевать.
3 этап Самостоятельное исследование темы и защита проекта.
Проделана большая работа по сбору, переработке, хранению информации и, наконец, главное достоинство информации это ее передача. Чем мы сейчас и займемся.
Обращаемся к презентации учителя.
Слайд 10. С гиперссылками “Состав и работа ПК”.
- Аппаратные средства ПК.
- Центральные устройства ПК.
- Периферийные устройства:
а) устройства ввода информации;
б) устройства вывода информации;
в) внешняя память;
г) основные типы носителей информации и их характеристики.
4. Взаимодействия устройств ПК во время работы.
Учащийся делает выводы после каждой темы.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Нам с вами необходимо подвести черту по всем представленным вами темам. Давайте попробуем поэтапно собрать схему “Устройства ПК”. Я задаю вопрос, а Вы, ребята, отвечаете (после ответа появляется картинка).
Слайд 11. Устройства ПК.
1 вопрос. Для выполнения процесса ввода, вывода, хранения и обработки данных в состав компьютера входят различные устройства, выполняющие определенные функции. Эти устройства принято разделять на …?
2 вопрос. Системный блок состоит из набора определенных устройств, собранных в едином корпусе. В нем располагаются важнейшие устройства ПК. Какие?
3 вопрос. Какие виды основной памяти вы знаете?
4 вопрос. Назовите три вида периферийных устройств?
5 вопрос. К аппаратным средствам ввода информации в ПК относятся?
6 вопрос. К аппаратным средствам вывода информации в ПК относятся?
7 вопрос. Какие типы носителей широко используются в качестве внешних запоминающих устройств?
Раздать схему (приложение № 2) учащимся и гостям.
IV.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКАЗадачи сегодняшнего урока помогли нам достигнуть наших целей?
Слайд 12.
ЗАДАЧИ:
- Рассмотреть разнообразие устройств ввода, вывода и внешней памяти, выработать навыки работы с наиболее распространенными периферийными устройствами;
- Углубить, обобщить и систематизировать знания по составу компьютера.
Слайд 13.
ЦЕЛИ:
1) Повторение и обобщение знаний по темам:
- аппаратные средства ПК;
- устройства ВВОДА;
- устройства ВЫВОДА;
- внешняя и внутренняя память ПК;
- основные типы носителей информации.
2) Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией и компьютером.
3) Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
Ответ учащихся должен быть положительным.
Но это не все. Будет домашнее задание. И носит оно скорее развлекательный характер. Обучаясь работе с программой HotPotatoes, вы создавали кроссворды по своим темам. Ну, вот теперь Вы и наши гости эти кроссворды получат в качестве д/з. Гости могут на досуге эти кроссворды поотгадывать, а вы, ребята, должны будете их принести отгаданными к следующему уроку, за что и получите еще одну отметку. А сегодня я считаю что урок-обобщение удался. Работа ваша была видна на экране монитора и при защите проекта. Каждый получит заслуженные оценки: 1-ю за сбор, переработку и хранение информации; 2-ю отметку в журнал получает тот, кто защищал проект от своей группы.
Мне урок хотелось бы закончить японской пословицей:
“Мудр тот, кто знает не многое, а нужное!”.
Но это еще не все.
Итак, Вы помните, как всё начиналось? Вот этим мы и закончим. Кто хочет побыть в роли ученика у 3-классника? Может быть кто-то из гостей?
Выходит ребенок и читает стих о выключении компьютера.
А теперь пора сказать,
Как компьютер выключать.
Ничего не пропускай,
Аккуратно выполняй!
Внизу экрана ПУСК найду
И мышку ловко подведу.
Щелчок я левый применю –
Раскрою ГЛАВНОЕ МЕНЮ.
Со мною вниз пройди его ты
До завершения работы
А вот и “ВЫКЛЮЧИТЬ КОМПЬЮТЕР”!
Здесь щелкнем; подождем минуту…
Огни погасли, гул стихает.
Теперь компьютер отдыхает.