Литературное чтение на тему: И.А. Крылов. "Ворона и лисица"

Разделы: Начальная школа


Цели:

– познакомить учащихся с произведением И.А.Крылова “Ворона и Лисица”;

– донести до учащихся юмор и иронию басни;

– научить находить мораль– поучение в произведении;

– развивать творческое воображение, интеллект учащихся, умение анализировать и делать выводы;

– работать над выразительным чтением басни;

– воспитывать интерес к чтению.

Оборудование:

 – портрет И.А. Крылова;

– “волшебная шкатулка”;

– карточки с цитатами из ранее изученных басен;

– выставка книг, автором которых является И.А. Крылов.

План урока:

1.Настрой учащихся на урок.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Сообщение учащимися биографических сведений об И.А. Крылове.

4.Повторение изученных басен.

5.Знакомство с новой басней.

6.Выразительное чтение произведения учителем.

7.Чтение басни учащимися про себя.

8.Словарная работа.

9.Физкультминутка.

10.Работа над содержанием басни с опорой на выборочное чтение.

11.Подготовка к выразительному чтению произведения.

12.Выразительное чтение басни детьми.

13.Рассматривание иллюстрации к басне.

14.Чтение по ролям.

15.Итог урока.

16.Домашнее задание. 

Ход урока.

1. Настрой учащихся на урок.

2. Сообщение темы и целей урока.

У. – Ребята, у нас сегодня состоится встреча с замечательным поэтом – баснописцем И.А. Крыловым, знакомство с которым состоялось в прошлом году. На уроке мы познакомимся с очень известным его произведением, научимся находить мораль басни, будем работать над выразительным ее чтением, узнаем новые биографические сведения об авторе.

Первой, об этом талантливом баснописце нам расскажет ….. Она побывала в библиотеке и вот что узнала о его жизни и творчестве.

3. Сообщение биографических сведений об И.А. Крылове.

Уч.1. – Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера, который до капитана дослужился из рядовых. Мать его была простая женщина “без всякого образования, но умная от природы”. Десять лет было мальчику, когда его отец умер. Семья, и без того небогатая, осталась без всяких средств к существованию.

Крылов вынужден был пойти работать в канцелярию Калязинского земского суда. Потом он работал в Тверском магистрате, а на досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и русскую литературу. “Чистой” литературой писатель никогда не занимался: приехав в Петербург, он стал журналистом, а потом – библиотекарем в Публичной библиотеке, где проработал тридцать лет.

Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург – автор для произведений для театра. Но прославился он своими баснями.

Крылов скончался в возрасте 75 лет.

У. – Но басни не умерли вместе с И.А. Крыловым. Они живы и поныне. Поэт М. Исаковский посвятил замечательные стихотворные строки великому баснописцу.

(Ученик читает стихотворение.)

Уч.2.

Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы встречались
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

4. Повторение изученных басен.

У. – И обретя крылья “крылатые крыловские слова” оказались в нашей “волшебной” шкатулке.

– Кто желает первым заглянуть в нее?

(В “волшебной шкатулке” лежат карточки с цитатами из изученных басен И.А. Крылова; ученики по очереди достают карточки, читают написанное, вспоминают название басни, действующих лиц, читают наизусть произведение или инсценируют его.).

 Карточка №1.

“…Да только воз и ныне там…”

– Как называется эта басня?

– Когда мы используем это выражение?

– Прочитай басню наизусть.

Карточка №2.

“…Ай, Моська, знать она сильна,

Что лает на Слона!”

– Как называется эта басня?

– Когда мы используем эти слова?

Задание: Прочитай басню наизусть.

Карточка №3.

“..Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя кума оборотиться?”

– Как называется эта басня?

– Назови героев произведения.

Задание: инсценирование басни.

У. – Молодцы, ребята! Вы показали себя отличными артистами и хорошими знатоками басен И.А. Крылова.

5. Знакомство с басней “Ворона и Лисица”.

У. – Ребята, а хотели бы вы познакомиться с новым произведением великого баснописца?

(Ответы детей.)

У. – С какой басней мы познакомимся на этом уроке, вы узнаете тогда, когда разгадаете ребус и отгадаете загадку.

а) Ребус:

РОНА

Отгадка: ворона

б) Загадка:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса
Кто же это…? (Лиса)

Задание:

– Подберите однокоренные слова к слову лиса, и вы узнаете название басни.

(Ответы детей)

– Докажите, что это однокоренные слова.

(Ответы детей)

На доске: И.А. Крылов. “Ворона и Лисица”

6. Выразительное чтение басни учителем.

Минутка тишины(дети думают над содержанием прочитанного).

Обмен впечатлениями.

У. – Какие мысли у вас возникли, чем бы вы хотели поделиться с друзьями?

(Обмен впечатлениями от прочитанного.)

7. Чтение басни учащимися про себя.

Задание:

У. – Подумайте, о чем это произведение, о хорошо знакомых нам птице и животном или о чем–то ином?

(Ответы детей.)

7. Словарная работа.

“Лесть” лицемерное, угодливое восхваление.

“Льстец” льстивый человек.

“Не впрок” не на пользу.

8. Физкультминутка.

9. Работа над содержанием басни с опорой на выборочное чтение.

У. С помощью, каких слов и выражений И.А. Крылов изображает Ворону? Прочитайте. (Ответы детей.)

У. – А вы, как себе ее представляете?

(Ответы детей.)

– Какой вы представляете себе Лисицу, прочитав басню?

(Ответы детей.)

У. – Какие слова из басни раскрывают характер Лисы? Прочитайте.

(Ответы детей.)

Задание: найдите в тексте слова о том, как подействовала на Ворону хвалебная речь Лисицы.

(Ответы детей.)

У. – Какой же была Ворона?

(Ответы детей.)

– Какие слова из басни раскрывают характер героев и помогают точнее представить ее героев? Прочитайте.

(Ответы детей.)

10. Подготовка к выразительному чтению произведения.

У. – Характер Вороны и Лисицы мы знаем. И теперь это надо передать в чтении.

11. Выразительное чтение басни детьми.

Вопрос после прочтения.

У. – Удалось ли передать характер Лисицы и Вороны?

(Ответы детей.)

12.Рассматривание иллюстрации к басне.

У. – Кого вы видите на этом рисунке?

(Ответы детей.)

У. – Удалось ли художнику передать характер героев?

Обоснуйте свой ответ.

(Ответы детей.)

У.Какой у художника получилась Лисица? А Ворона?

(Ответы детей.)

У. – Можно ли, не зная содержания басни понять, о чем идет речь?

(Ответы детей.)

У.– Сейчас, на несколько минут, вы станете художниками и попробуете изобразить героев этого произведения.

(Дети рисуют, а затем комментируют рисунки.)

13. Введение нового понятия.

У. – Теперь мы снова вернемся к басне. Послушайте, я еще раз прочитаю первые ее строки.

(Учитель читает.)

“Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна:
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок”.

У. – Ребята, это мораль басни. Давайте обратимся к “К толковому словарю русского языка” и узнаем значение этого слова.

Мораль – логический поучительный вывод из чего-нибудь. Отсюда мораль: так поступать не годится. Мораль басни.

У. – Объясните, как вы понимаете мораль этой басни?

(Ответы детей.)

14. Чтение произведения по ролям.

У. – Давайте попробуем прочитать эту басню по ролям. Кого мы должны выбрать?

(Ответы детей.)

У. – Попробуйте изобразить точнее хитрую лису и глупую ворону.

(Дети читают по ролям.)

15. Итог урока.

У. – В каких строках заключен главный смысл басни?

(Ответы детей.)

У. – Ребята, какой поучительный вывод вы сделали?

(Ответы детей.)

У. – Что же вы возьмете с урока и запомните на всю жизнь?

(Ответы детей.)

16. Домашнее задание:

1. Выучить басню наизусть.

2. Закончить работу над рисунком.

По желанию: Придумать свою концовку к басне.