Цели:
– познакомить учащихся с произведением И.А.Крылова “Ворона и Лисица”;
– донести до учащихся юмор и иронию басни;
– научить находить мораль– поучение в произведении;
– развивать творческое воображение, интеллект учащихся, умение анализировать и делать выводы;
– работать над выразительным чтением басни;
– воспитывать интерес к чтению.
Оборудование:
– портрет И.А. Крылова;
– “волшебная шкатулка”;
– карточки с цитатами из ранее изученных басен;
– выставка книг, автором которых является И.А. Крылов.
План урока:
1.Настрой учащихся на урок.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Сообщение учащимися биографических сведений об И.А. Крылове.
4.Повторение изученных басен.
5.Знакомство с новой басней.
6.Выразительное чтение произведения учителем.
7.Чтение басни учащимися про себя.
8.Словарная работа.
9.Физкультминутка.
10.Работа над содержанием басни с опорой на выборочное чтение.
11.Подготовка к выразительному чтению произведения.
12.Выразительное чтение басни детьми.
13.Рассматривание иллюстрации к басне.
14.Чтение по ролям.
15.Итог урока.
16.Домашнее задание.
Ход урока.
1. Настрой учащихся на урок
.2. Сообщение темы и целей урока
.У. – Ребята, у нас сегодня состоится встреча с замечательным поэтом – баснописцем И.А. Крыловым, знакомство с которым состоялось в прошлом году. На уроке мы познакомимся с очень известным его произведением, научимся находить мораль басни, будем работать над выразительным ее чтением, узнаем новые биографические сведения об авторе.
Первой, об этом талантливом баснописце нам расскажет ….. Она побывала в библиотеке и вот что узнала о его жизни и творчестве.
3. Сообщение биографических сведений об И.А. Крылове
.Уч.1. – Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера, который до капитана дослужился из рядовых. Мать его была простая женщина “без всякого образования, но умная от природы”. Десять лет было мальчику, когда его отец умер. Семья, и без того небогатая, осталась без всяких средств к существованию.
Крылов вынужден был пойти работать в канцелярию Калязинского земского суда. Потом он работал в Тверском магистрате, а на досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и русскую литературу. “Чистой” литературой писатель никогда не занимался: приехав в Петербург, он стал журналистом, а потом – библиотекарем в Публичной библиотеке, где проработал тридцать лет.
Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург – автор для произведений для театра. Но прославился он своими баснями.
Крылов скончался в возрасте 75 лет.
У. – Но басни не умерли вместе с И.А. Крыловым. Они живы и поныне. Поэт М. Исаковский посвятил замечательные стихотворные строки великому баснописцу.
(Ученик читает стихотворение.)
Уч.2.
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы встречались
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
4. Повторение изученных басен.
У. – И обретя крылья “крылатые крыловские слова” оказались в нашей “волшебной” шкатулке.
– Кто желает первым заглянуть в нее?
(В “волшебной шкатулке” лежат карточки с цитатами из изученных басен И.А. Крылова; ученики по очереди достают карточки, читают написанное, вспоминают название басни, действующих лиц, читают наизусть произведение или инсценируют его.).
Карточка №1.
“…Да только воз и ныне там…”
– Как называется эта басня?
– Когда мы используем это выражение?
– Прочитай басню наизусть.
Карточка №2.
“…Ай, Моська, знать она сильна,
Что лает на Слона!”
– Как называется эта басня?
– Когда мы используем эти слова?
Задание: Прочитай басню наизусть.
Карточка №3.
“..Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя кума оборотиться?”
– Как называется эта басня?
– Назови героев произведения.
Задание: инсценирование басни.
У. – Молодцы, ребята! Вы показали себя отличными артистами и хорошими знатоками басен И.А. Крылова.
5. Знакомство с басней “Ворона и Лисица”.
У. – Ребята, а хотели бы вы познакомиться с новым произведением великого баснописца?
(Ответы детей.)
У. – С какой басней мы познакомимся на этом уроке, вы узнаете тогда, когда разгадаете ребус и отгадаете загадку.
а) Ребус:
РОНА
Отгадка: ворона
б) Загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса
Кто же это…? (Лиса)
Задание:
– Подберите однокоренные слова к слову лиса, и вы узнаете название басни.
(Ответы детей)
– Докажите, что это однокоренные слова.
(Ответы детей)
На доске: И.А. Крылов. “Ворона и Лисица”
6. Выразительное чтение басни учителем.
“Минутка тишины” (дети думают над содержанием прочитанного).
Обмен впечатлениями.
У. – Какие мысли у вас возникли, чем бы вы хотели поделиться с друзьями?
(Обмен впечатлениями от прочитанного.)
7. Чтение басни учащимися про себя.
Задание:
У. – Подумайте, о чем это произведение, о хорошо знакомых нам птице и животном или о чем–то ином?
(Ответы детей.)
7. Словарная работа
.“Лесть” – лицемерное, угодливое восхваление.
“Льстец” – льстивый человек.
“Не впрок” – не на пользу.
8.
Физкультминутка.9. Работа над содержанием басни с опорой на выборочное чтение.
У. – С помощью, каких слов и выражений И.А. Крылов изображает Ворону? Прочитайте. (Ответы детей.)
У. – А вы, как себе ее представляете?
(Ответы детей.)
– Какой вы представляете себе Лисицу, прочитав басню?
(Ответы детей.)
У. – Какие слова из басни раскрывают характер Лисы? Прочитайте.
(Ответы детей.)
Задание: найдите в тексте слова о том, как подействовала на Ворону хвалебная речь Лисицы.
(Ответы детей.)
У. – Какой же была Ворона?
(Ответы детей.)
– Какие слова из басни раскрывают характер героев и помогают точнее представить ее героев? Прочитайте.
(Ответы детей.)
10. Подготовка к выразительному чтению произведения.
У. – Характер Вороны и Лисицы мы знаем. И теперь это надо передать в чтении.
11.
Выразительное чтение басни детьми.Вопрос после прочтения.
У. – Удалось ли передать характер Лисицы и Вороны?
(Ответы детей.)
12.Рассматривание иллюстрации к басне.
У. – Кого вы видите на этом рисунке?
(Ответы детей.)
У. – Удалось ли художнику передать характер героев?
Обоснуйте свой ответ.
(Ответы детей.)
У. – Какой у художника получилась Лисица? А Ворона?
(Ответы детей.)
У. – Можно ли, не зная содержания басни понять, о чем идет речь?
(Ответы детей.)
У.– Сейчас, на несколько минут, вы станете художниками и попробуете изобразить героев этого произведения.
(Дети рисуют, а затем комментируют рисунки.)
13. Введение нового понятия.
У. – Теперь мы снова вернемся к басне. Послушайте, я еще раз прочитаю первые ее строки.
(Учитель читает.)
“Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна:
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок”.
У. – Ребята, это мораль басни. Давайте обратимся к “К толковому словарю русского языка” и узнаем значение этого слова.
Мораль – логический поучительный вывод из чего-нибудь. Отсюда мораль: так поступать не годится. Мораль басни.
У. – Объясните, как вы понимаете мораль этой басни?
(Ответы детей.)
14. Чтение произведения по ролям
.У. – Давайте попробуем прочитать эту басню по ролям. Кого мы должны выбрать?
(Ответы детей.)
У. – Попробуйте изобразить точнее хитрую лису и глупую ворону.
(Дети читают по ролям.)
15. Итог урока
.У. – В каких строках заключен главный смысл басни?
(Ответы детей.)
У. – Ребята, какой поучительный вывод вы сделали?
(Ответы детей.)
У. – Что же вы возьмете с урока и запомните на всю жизнь?
(Ответы детей.)
16. Домашнее задание:
1. Выучить басню наизусть.
2. Закончить работу над рисунком.
По желанию: Придумать свою концовку к басне.