В настоящее время, при наличии материально-технической базы в общеобразовательном учреждении, возможно внедрение в школу непрерывного курса информатики. Такая организация обучения направлена на развитие процессов информатизации обучения, в том числе и в начальной школе.
Основная задача начального курса информатики – заложить основы грамотной работы с информацией, восприятия информации, ее адекватной интерпретации и целенаправленного использования в учебной деятельности и повседневной жизни; сформировать у школьников первоначальные навыки использования средств информационно-коммуникационных технологий в познавательной и практической деятельности.
Учебно-методический комплекс Сергея Витальевича Симоновича “Наставник”, состоящий из 42 обучающих и развивающих компьютерных программ для учащихся 2–4-х классов, позволяет обучать работе с компьютером младших школьников доступно, интересно и продуктивно. Знакомство с основами информатики подчинено основным задачам начального обучения – научить писать, читать, считать. Предоставляется возможность для осуществления межпредметных связей: математика, русский язык, чтение, окружающий мир, изобразительное искусство.
Занятие факультатива по информатике, описанное ниже, проводилось в 3-м классе.
Начиная со 2-го класса, дети работают в компьютерном классе каждое занятие (1 раз в неделю), отрабатывая технические навыки и предметные умения, предусмотренные Программой и СанПиНом.
Занятие факультатива по информатике в 3-м классе
Тема: Управление компьютером при помощи мыши и клавиатуры.
Тип: совершенствование знаний, умений и навыков.
Форма: игра-путешествие с “Цветиком-семицветиком”.
Цели: Совершенствовать технические навыки владения компьютером:
- работы с графическими данными;
- приема заливки замкнутых контуров избранным цветом;
- проведения математических расчетов с помощью счетчика;
- работы с многоуровневым меню;
- создать условия для развития внимания, памяти, мышления, умения планировать свои действия;
- воспитывать информационную культуру.
КСО:
Компьютеры (1 – на пару учеников);
аппликация “Цветика – семицветика” на доске (с заданиями на лепестках с обратной стороны);
кроссворд на плакате;
кукла, корзинка с цветами.
Программное обеспечение:
программный учебный комплекс “Наставник”
(автор С. В. Симонович),
обучающие и развивающие программы:
Наставник – 02-05;
Наставник – 02-07;
Наставник – 02-08;
Наставник – 03-05;
Наставник – 03-07.
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Эмоциональный настрой.
Учитель: Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться управлять компьютером с помощью мыши и клавиатуры.
Посмотрите на доску. Что заметили?
Ученик: Я вижу Цветик-семицветик.
Учитель: Да, у нас в гостях сегодня на уроке – Цветик-семицветик. Из какой сказки?
Дети: Из сказки Валентина Катаева “Цветик-семицветик”.
Учитель: Что вам запомнилось из сказки?
Дети: Я помню, что Цветик-семицветик совершал настоящие чудеса – исполнял желания девочки Жени!
Учитель: Помните волшебные слова?
Дети:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели…
Учитель: Вели, чтобы урок был добрым и радостным, ребята работали дружно и помогали друг другу в трудную минуту. (Учитель отрывает 1-й лепесток.)
А дальше, ребята, будет все наоборот: Цветик-семицветик будет загадывать желания, а мы будем их выполнять. Вы согласны?
Дети: Да.
III. Повторение состава компьютера.
Учитель: Сегодня мы совершим с вами путешествие по предметам.
Давайте узнаем, куда нас отправит 2 -й лепесток!
1 ученик отрывает лепесток и читает: “Информатика. (Разгадать кроссворд”).
По горизонтали:
- Прибор, который содержит более 100 клавиш. (Клавиатура.)
- Прибор, который похож на телевизор. (Монитор.)
- Простейшее устройство для управления компьютером. (Мышь.)
- Основное устройство компьютера, в котором происходят все вычисления. (Системный блок.)
Учитель: Какое получается ключевое слово по вертикали?
Дети: Компьютер.
IV. Практическая работа.
1) Повторение правил по технике безопасности.Учитель: Какие правила по технике безопасности при работе на компьютере вы знаете?
Ученик: Системный блок нельзя устанавливать около отопительных приборов и под яркими солнечными лучами.
Ученик: Монитор компьютера следует располагать так, чтобы задней стенкой он был обращен не к людям, а к стене помещения.
Ученик: На рабочем столе не должно быть посторонних предметов, особенно жидкости, которая может пролиться.
Учитель: Как долго можно работать за компьютером ученикам начальных классов?
Ученик: Не более 15–20 минут.
2) Работа на компьютере.Учитель: Разверните стулья, приготовьте рабочее место, включите компьютеры.
Давайте посмотрим, в какое путешествие направит нас Цветик-семицветик на этот раз?
Ученик отрывает 3-й лепесток и читает:
“Математика. Программа Наставник – 02-05. Сложение. 3-й уровень сложности”.
Учитель: Мы будем выполнять математические вычисления, и вводить ответ. (Приложение 1)
Учитель: С помощью чего учились управлять компьютером?
Дети: С помощью мыши.
Учитель: Какой кнопкой пользовались?
Дети: Левой (основной).
Учитель: В каких случаях нам необходима правая кнопка?
Дети: При вызове контекстного меню.
3) Учитель: А теперь посмотрим, какое задание для нас приготовил 4-й лепесток.
Дети читают: “Рисование. Программа Наставник – 02-07”.
Учитель: Вы будете выполнять заливку. (Приложение 2)
Учитель: Чем пользовались?
Дети: Мышью.
Учитель: Когда было трудно?
Дети: Когда контур был очень маленького размера, приходилось очень точно наводить кончик стрелки указателя.
4) Учитель: А теперь направление нашему путешествию задаст 5-й лепесток.
Дети читают: “Физкультура. Программа Наставник – 02-08. Игра простая. Размер средний”.
Учитель: Нам предстоит пробежать по лабиринту.
– С помощью чего будем управлять компьютером?
Дети: С помощью клавиатуры. (Приложение 3)
Учитель: Какими клавишами пользовались?
Дети: Клавишами управления курсором.
Учитель: Кому было легко?
Дети: (поднимают руки).
Учитель: Как вам это удалось?
Ученик: На сегодняшнем уроке у меня получилось сначала спланировать свои действия, а потом пройти по маршруту.
V. Физминутка.
Учитель: А теперь … на физминутку становись!
(Дети выполняют упражнения под музыку.)
VI. Продолжение практической работы.
1) Учитель: Следующее задание приготовил 6-й лепесток.
Дети читают: “Русский язык. Программа Наставник – 03-07. Вставь букву”.
Учитель: Нужно установить переключатель, который соответствует правильной букве. (Приложение 4)
Учитель: С помощью чего управляли компьютером?
Дети: С помощью мыши.
Учитель: Что было трудно?
Ученик: Я не мог вспомнить некоторые словарные слова.
2) Учитель: Остался последний, 7-й лепесток.
Дети читают: “Окружающий мир. Программа Наставник – 03-05”.
Учитель: При работе с многоуровневым меню будьте очень аккуратны: ведите мышь плавно по коврику. (Приложение 5)
Учитель: Кому было трудно?
VII. Подведение итогов.
Учитель: Закройте все окна. Выключите компьютеры. Разверните стулья.
– Ребята, в начале урока, отрывая первый лепесток, я загадывала желание. Сбылось ли оно?
Дети: Да, урок получился интересным.
Учитель: Что понравилось?
Ученик: Мы побывали на разных предметах: на математике (считали примеры), на русском языке (вспоминали словарные слова), на окружающем мире (распределяли различные предметы), на физкультуре (продвигались по лабиринту), на рисовании (раскрашивали картинки методом заливки).
Ученик: Мы работали и с клавиатурой, и с мышкой.
Учитель: Вам грустно расставаться с Цветиком-семицветиком?
… А вы с ним не расстанетесь, потому что …сейчас произойдет маленькое чудо: закройте глазки!
(“Входит” кукла с корзинкой в руке.)
Учитель: Перед вами девочка Женя из сказки, она принесла вам всем цветики-семицветики на память о сегодняшнем уроке.
(Кукла “раздает” цветы всем детям.)
Литература, используемая учителем:
- Симонович С.В. Информатика. Книга учителя начальных классов. 2-й класс. – М.; АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002, – 368 с.
- Симонович С.В. Информатика. Рабочая тетрадь. 2-й класс. – М.; АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2004, – 80 с.