Межпредметная интеграция при изучении информатики в начальной школе

Разделы: Информатика, Начальная школа


В настоящее время, при наличии материально-технической базы в общеобразовательном учреждении, возможно внедрение в школу непрерывного курса информатики. Такая организация обучения направлена на развитие процессов информатизации обучения, в том числе и в начальной школе.

Основная задача начального курса информатики – заложить основы грамотной работы с информацией, восприятия информации, ее адекватной интерпретации и целенаправленного использования в учебной деятельности и повседневной жизни; сформировать у школьников первоначальные навыки использования средств информационно-коммуникационных технологий в познавательной и практической деятельности.

Учебно-методический комплекс Сергея Витальевича Симоновича “Наставник”, состоящий из 42 обучающих и развивающих компьютерных программ для учащихся 2–4-х классов, позволяет обучать работе с компьютером младших школьников доступно, интересно и продуктивно. Знакомство с основами информатики подчинено основным задачам начального обучения – научить писать, читать, считать. Предоставляется возможность для осуществления межпредметных связей: математика, русский язык, чтение, окружающий мир, изобразительное искусство.

Занятие факультатива по информатике, описанное ниже, проводилось в 3-м классе.

Начиная со 2-го класса, дети работают в компьютерном классе каждое занятие (1 раз в неделю), отрабатывая технические навыки и предметные умения, предусмотренные Программой и СанПиНом.

Занятие факультатива по информатике в 3-м классе

Тема: Управление компьютером при помощи мыши и клавиатуры.

Тип: совершенствование знаний, умений и навыков.

Форма: игра-путешествие с “Цветиком-семицветиком”.

 Цели: Совершенствовать технические навыки владения компьютером:

  • работы с графическими данными;
  • приема заливки замкнутых контуров избранным цветом;
  • проведения математических расчетов с помощью счетчика;
  • работы с многоуровневым меню;
  • создать условия для развития внимания, памяти, мышления, умения планировать свои действия;
  • воспитывать информационную культуру.

КСО:

Компьютеры (1 – на пару учеников);
аппликация “Цветика – семицветика” на доске (с заданиями на лепестках с обратной стороны);
кроссворд на плакате;
кукла, корзинка с цветами.

Программное обеспечение:

программный учебный комплекс “Наставник” (автор С. В. Симонович),
обучающие и развивающие программы:
Наставник – 02-05;
Наставник – 02-07;
Наставник – 02-08;
Наставник – 03-05;
Наставник – 03-07.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Эмоциональный настрой.

Учитель: Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться управлять компьютером с помощью мыши и клавиатуры.

Посмотрите на доску. Что заметили?

Ученик: Я вижу Цветик-семицветик.

Учитель: Да, у нас в гостях сегодня на уроке – Цветик-семицветик. Из какой сказки?

Дети: Из сказки Валентина Катаева “Цветик-семицветик”.

Учитель: Что вам запомнилось из сказки?

Дети: Я помню, что Цветик-семицветик совершал настоящие чудеса – исполнял желания девочки Жени!

Учитель: Помните волшебные слова?

Дети:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели…

Учитель: Вели, чтобы урок был добрым и радостным, ребята работали дружно и помогали друг другу в трудную минуту. (Учитель отрывает 1-й лепесток.)

А дальше, ребята, будет все наоборот: Цветик-семицветик будет загадывать желания, а мы будем их выполнять. Вы согласны?

Дети: Да.

III. Повторение состава компьютера.

Учитель: Сегодня мы совершим с вами путешествие по предметам.

Давайте узнаем, куда нас отправит 2 -й лепесток!

1 ученик отрывает лепесток и читает: “Информатика. (Разгадать кроссворд”).

По горизонтали:

  1. Прибор, который содержит более 100 клавиш. (Клавиатура.)
  2. Прибор, который похож на телевизор. (Монитор.)
  3. Простейшее устройство для управления компьютером. (Мышь.)
  4. Основное устройство компьютера, в котором происходят все вычисления. (Системный блок.)

Учитель: Какое получается ключевое слово по вертикали?

Дети: Компьютер.

IV. Практическая работа.

1) Повторение правил по технике безопасности.

Учитель: Какие правила по технике безопасности при работе на компьютере вы знаете?

Ученик: Системный блок нельзя устанавливать около отопительных приборов и под яркими солнечными лучами.

Ученик: Монитор компьютера следует располагать так, чтобы задней стенкой он был обращен не к людям, а к стене помещения.

Ученик: На рабочем столе не должно быть посторонних предметов, особенно жидкости, которая может пролиться.

Учитель: Как долго можно работать за компьютером ученикам начальных классов?

Ученик: Не более 15–20 минут.

2) Работа на компьютере.

Учитель: Разверните стулья, приготовьте рабочее место, включите компьютеры.

Давайте посмотрим, в какое путешествие направит нас Цветик-семицветик на этот раз?

Ученик отрывает 3-й лепесток и читает:

Математика. Программа Наставник – 02-05. Сложение. 3-й уровень сложности”.

Учитель: Мы будем выполнять математические вычисления, и вводить ответ. (Приложение 1)

Учитель: С помощью чего учились управлять компьютером?

Дети: С помощью мыши.

Учитель: Какой кнопкой пользовались?

Дети: Левой (основной).

Учитель: В каких случаях нам необходима правая кнопка?

Дети: При вызове контекстного меню.

3) Учитель: А теперь посмотрим, какое задание для нас приготовил 4-й лепесток.

Дети читают: “Рисование. Программа Наставник – 02-07”.

Учитель: Вы будете выполнять заливку. (Приложение 2)

Учитель: Чем пользовались?

Дети: Мышью.

Учитель: Когда было трудно?

Дети: Когда контур был очень маленького размера, приходилось очень точно наводить кончик стрелки указателя.

4) Учитель: А теперь направление нашему путешествию задаст 5-й лепесток.

Дети читают: “Физкультура. Программа Наставник – 02-08. Игра простая. Размер средний”.

Учитель: Нам предстоит пробежать по лабиринту.

– С помощью чего будем управлять компьютером?

Дети: С помощью клавиатуры. (Приложение 3)

Учитель: Какими клавишами пользовались?

Дети: Клавишами управления курсором.

Учитель: Кому было легко?

Дети: (поднимают руки).

Учитель: Как вам это удалось?

Ученик: На сегодняшнем уроке у меня получилось сначала спланировать свои действия, а потом пройти по маршруту.

V. Физминутка.

Учитель: А теперь … на физминутку становись!

(Дети выполняют упражнения под музыку.)

VI. Продолжение практической работы.

1) Учитель: Следующее задание приготовил 6-й лепесток.

Дети читают: “Русский язык. Программа Наставник – 03-07. Вставь букву”.

Учитель: Нужно установить переключатель, который соответствует правильной букве. (Приложение 4)

Учитель: С помощью чего управляли компьютером?

Дети: С помощью мыши.

Учитель: Что было трудно?

Ученик: Я не мог вспомнить некоторые словарные слова.

2) Учитель: Остался последний, 7-й лепесток.

Дети читают: “Окружающий мир. Программа Наставник – 03-05”.

Учитель: При работе с многоуровневым меню будьте очень аккуратны: ведите мышь плавно по коврику. (Приложение 5)

Учитель: Кому было трудно?

VII. Подведение итогов.

Учитель: Закройте все окна. Выключите компьютеры. Разверните стулья.

– Ребята, в начале урока, отрывая первый лепесток, я загадывала желание. Сбылось ли оно?

Дети: Да, урок получился интересным.

Учитель: Что понравилось?

Ученик: Мы побывали на разных предметах: на математике (считали примеры), на русском языке (вспоминали словарные слова), на окружающем мире (распределяли различные предметы), на физкультуре (продвигались по лабиринту), на рисовании (раскрашивали картинки методом заливки).

Ученик: Мы работали и с клавиатурой, и с мышкой.

Учитель: Вам грустно расставаться с Цветиком-семицветиком?

… А вы с ним не расстанетесь, потому что …сейчас произойдет маленькое чудо: закройте глазки!

(“Входит” кукла с корзинкой в руке.)

Учитель: Перед вами девочка Женя из сказки, она принесла вам всем цветики-семицветики на память о сегодняшнем уроке.

(Кукла “раздает” цветы всем детям.)

Литература, используемая учителем:

  1. Симонович С.В. Информатика. Книга учителя начальных классов. 2-й класс. – М.; АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002, – 368 с.
  2. Симонович С.В. Информатика. Рабочая тетрадь. 2-й класс. – М.; АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2004, – 80 с.