Перед уроком в качестве домашнего задания учащимся предлагается повторить теоретические сведения на тему “Уравнения”, а также исследовать сорок уравнений на способ их решения. (Решать уравнения не нужно!) Для удобства концентрации всех теоретических сведений учащимся раздаются заранее индивидуально листы (см. Приложение).
Цель:
- обобщить и систематизировать знания учащихся об уравнениях, их типах и способах их решений;
- проверить умение учащихся применять метод замены переменной для различных типов уравнений;
- развивать умение учащихся применять общий способ в различных ситуациях;
- развивать память, математическую роль учащихся;
- формировать познавательную активность и самостоятельность учащихся.
Тип урока:
Урок применения знаний и умений учащихся.
Оборудование:
- набор “Уравнение” – индивидуально по количеству учащихся;
- набор карточек для устного опроса – 4 штуки;
- набор для работы с классом (индивидуальные листы, либо проекция на экран, либо запись на доске);
- набор карточек для самостоятельной работы (индивидуальные листы, либо запись на доске).
Ход урока:
I. Оргмомент и сообщение цели урока:
Сегодня на уроке мы повторяем понятие уравнения, корня уравнения, способы решения уравнений, акцентируем внимание на способе замены переменной и в конце занятия выполняем самостоятельную работу на оценку.
Итак: в математике, как отражении действительности рассматриваются два фундаментальных понятия: функция и уравнение. Любой процесс в обществе, в технике, в любой отрасли будь то химическое производство, военная промышленность, финансы и прочее можно описать функциональной зависимостью. Функция задаётся в виде формулы, уравнения; поэтому чтобы с помощью математического аппарата разрешать жизненные ситуации необходимо знать, понимать и уметь решать различные типы уравнений.
II. Актуализация опорных знаний. Работа с доской. Проверка домашнего задания.
- Четыре человека (у доски по карточкам №№ 1 – 4) готовятся к ответу.
- В это время с классом устный фронтальный опрос по вопросам (вопросы №№ 1–18 в Приложении № 1).
- Ответы (устно) по карточкам (4 карточки).
КАРТОЧКА № 1.
1) Приведи пример линейного уравнения и
дай определение линейного уравнения.
2) Выпиши из домашнего задания уравнения №№ 1; 16;
24; 40 и дай словесное описание способа их решения.
КАРТОЧКА № 2.
1) Дай определение квадратного и
биквадратного уравнения.
2) Выпиши из домашнего задания уравнения №№ 2; 4; 8;
22; 28 и укажи способ их решения.
КАРТОЧКА № 3.
1) Запиши пример показательного и
логарифмического уравнения.
2) Выпиши из домашнего задания уравнения №№ 5; 9; 23;
33 и укажи способ их решения.
КАРТОЧКА № 4.
1) Выпиши уравнения №№ 3; 10; 14; 26; 30; 36; 38 и укажи способ их решения.
III. Решение упражнений.
Цель: отрабатываем один из самых мощных способов решения уравнения: метод замены переменной.
Решение упражнений №№ 1 – 14.
1) 2sin2x + 3 sin x – 2 = 0 |
2) 0,04x-26•0,2x+25=0 |
3) x4 – 5x2 + 4 = 0 |
4) log23x – 3log3x = - 2 |
5) 2x + 1 + 4x = 80 |
6) x(x + 2)(x + 1)2 = 12 |
7) 2sin2x – 5cosx – 5 = 0 |
8) (x2 – 5x + 2)(x2 – 5x – 1) = 28 |
9) |
10) (x – 4)(x - 3)(x – 2)(x – 1) = 24 |
11) |
12) x6 + 9x3 + 8 = 0 |
13) |
14) |
IV. Проверочная самостоятельная работа на оценку.
Решить уравнения:
1) 9x - 3x = 72 |
2) 2 – 3log2x + log22x = 0 |
3) – 5cosx – 3sin2x – 9 = 0 |
4) |
5) (x – 2)(x – 4)(x – 3)2 = 20 |
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
Сборник задач по математике для поступающих во втузы под редакцией М.И. Сканави №№ 6.141, 6.143, 6.174, 7.229, 7.232, 8.177.