Урок по алгебре и началам анализа в 11-м классе на тему: "Способы решения уравнений. Метод замены переменной"

Разделы: Математика


Перед уроком в качестве домашнего задания учащимся предлагается повторить теоретические сведения на тему “Уравнения”, а также исследовать сорок уравнений на способ их решения. (Решать уравнения не нужно!) Для удобства концентрации всех теоретических сведений учащимся раздаются заранее индивидуально листы (см. Приложение).

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся об уравнениях, их типах и способах их решений;
  • проверить умение учащихся применять метод замены переменной для различных типов уравнений;
  • развивать умение учащихся применять общий способ в различных ситуациях;
  • развивать память, математическую роль учащихся;
  • формировать познавательную активность и самостоятельность учащихся.

Тип урока:

Урок применения знаний и умений учащихся.

Оборудование:

  • набор “Уравнение” – индивидуально по количеству учащихся;
  • набор карточек для устного опроса – 4 штуки;
  • набор для работы с классом (индивидуальные листы, либо проекция на экран, либо запись на доске);
  • набор карточек для самостоятельной работы (индивидуальные листы, либо запись на доске).

Ход урока:

I. Оргмомент и сообщение цели урока:

Сегодня на уроке мы повторяем понятие уравнения, корня уравнения, способы решения уравнений, акцентируем внимание на способе замены переменной и в конце занятия выполняем самостоятельную работу на оценку.

Итак: в математике, как отражении действительности рассматриваются два фундаментальных понятия: функция и уравнение. Любой процесс в обществе, в технике, в любой отрасли будь то химическое производство, военная промышленность, финансы и прочее можно описать функциональной зависимостью. Функция задаётся в виде формулы, уравнения; поэтому чтобы с помощью математического аппарата разрешать жизненные ситуации необходимо знать, понимать и уметь решать различные типы уравнений.

II. Актуализация опорных знаний. Работа с доской. Проверка домашнего задания.

  1. Четыре человека (у доски по карточкам №№ 1 – 4) готовятся к ответу.
  2. В это время с классом устный фронтальный опрос по вопросам (вопросы №№ 1–18 в Приложении № 1).
  3. Ответы (устно) по карточкам (4 карточки).

КАРТОЧКА № 1.

1) Приведи пример линейного уравнения и дай определение линейного уравнения.
2) Выпиши из домашнего задания уравнения №№ 1; 16; 24; 40 и дай словесное описание способа их решения.

КАРТОЧКА № 2.

1) Дай определение квадратного и биквадратного уравнения.
2) Выпиши из домашнего задания уравнения №№ 2; 4; 8; 22; 28 и укажи способ их решения.

КАРТОЧКА № 3.

1) Запиши пример показательного и логарифмического уравнения.
2) Выпиши из домашнего задания уравнения №№ 5; 9; 23; 33 и укажи способ их решения.

КАРТОЧКА № 4.

1) Выпиши уравнения №№ 3; 10; 14; 26; 30; 36; 38 и укажи способ их решения.

III. Решение упражнений.

Цель: отрабатываем один из самых мощных способов решения уравнения: метод замены переменной.

Решение упражнений №№ 1 – 14.

1) 2sin2x + 3 sin x – 2 = 0

2) 0,04x-26•0,2x+25=0

3) x4 – 5x2 + 4 = 0

4) log23x – 3log3x = - 2

5) 2x + 1 + 4x = 80

6) x(x + 2)(x + 1)2 = 12

7) 2sin2x – 5cosx – 5 = 0

8) (x2 – 5x + 2)(x2 – 5x – 1) = 28

9)

10) (x – 4)(x - 3)(x – 2)(x – 1) = 24

11)

12) x6 + 9x3 + 8 = 0

13)

14)

IV. Проверочная самостоятельная работа на оценку.

Решить уравнения:

1) 9x - 3x = 72

2) 2 – 3log2x + log22x = 0

3) – 5cosx – 3sin2x – 9 = 0

4)

5) (x – 2)(x – 4)(x – 3)2 = 20

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Сборник задач по математике для поступающих во втузы под редакцией М.И. Сканави №№ 6.141, 6.143, 6.174, 7.229, 7.232, 8.177.