ЦЕЛИ:
- разъяснить учащимся основные черты рыночной экономики, сформировать умения разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества;
- развивать умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал.
ТИП УРОКА: комбинированный
ФОРМА УРОКА: смешанная (лекция с элементами беседы, групповая работа)
ПОНЯТИЯ: традиционная экономика, рыночная экономика, командная экономика, смешанная экономика, спрос, предложение, законы рынка.
Так же рекомендуем ознакомиться с дидактическими материалами по экономике, которые могут помочь с усвоением темы.ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
а) беседа по вопросам на с. 154
б) тест (Приложение 1)
II. Изучение нового материала
ПЛАН
- Рынок, признаки, функции
- Типы экономических систем
- Законы рынка
Вступительное слово учителя о значении экономической сферы в жизни общества, о необходимости экономического образования, о целях данного урока.
БЕСЕДА
- Что такое рынок?
РЫНОК - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить.
- Какие признаки рынка ВЫ знаете?
Учащиеся работают с таблицей (Приложение 2)
- Каковы функции рынка? (информационная, посредническая, регулирующая, санирующая, ценообразующая)
- Что такое экономика?
- Какие три вопроса решает экономика?
- Какие варианты организации экономической жизни общества вы знаете? (Приложение 3)
Учитель обращает внимание на существование ни только трёх указанных типов экономических систем, но и четвёртой - смешанной. Обращает внимание на основные признаки каждой из систем. Наиболее распространённой является смешанная экономика. Почему же не прижилась рыночная экономика в чистом виде?
“Мозговой штурм”- определите положительные и негативные стороны рыночной экономики, положительные и негативные стороны командной экономики (класс делится на 2 группы, которые обобщают ответы в таблицы).
Положительные стороны | Негативные стороны |
РЫНОЧНАЯ
КОМАНДНАЯ
|
ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА
|
3. Законы рынка (лекция)
Главные экономические вопросы в рыночной и смешанной моделях экономики решаются производителями по рыночным законам. Основными параметрами регулирующими поведение субъектов рынка, являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, между которыми существует взаимная связь.
СПРОС - это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.
Величина спроса зависит от цены товара (услуги). Эту зависимость можно представить в виде графика
Кривая спроса даёт ответ на два вопроса:
- какова будет величина спроса при различных уровнях цен;
- как изменится величина спроса при изменении цены.
Из этого же графика можно сформулировать зависимость или закономерность: чем выше цена товара (услуги), тем ниже величина спроса и наоборот.
Теперь можно сформулировать первый закон экономики, или закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.
Количество товаров, предлагаемых к продаже в рыночной экономике, также зависит от цены, которая, как истинный диспетчер, своей “невидимой рукой” регулирует соотношение спроса и предложения.
В экономической науке также различают предложение и величину предложения.
Предложение - выброс на рынок всё большего числа товаров или услуг, определяется, прежде всего, производственными факторами (количеством сырья, производительностью и т. д.).
Величина предложения - это объём (количество) товаров (услуг), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить на рынок в течение определённого периода времени при определённом уровне рыночной цены на этот товар (услугу).
Обычно, чем выше цена товара (услуги), тем большее количество его производители и продавцы готовы предложить на рынок.
Эту зависимость можно представить в виде кривой предложения:
Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.
3. Теперь можно свести важные понятия спроса и предложения, чтобы выяснить, как взаимодействие решений потребителей о покупке товара (услуги) и решений продавцов о продаже определяет цену товара (услуги) и количество, которое реально покупается и продаётся на рынке. Для этого соединим кривые спроса и предложения:
Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.
Равновесная цена - это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.
Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия.
Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара.
Третий закон - закон стоимости выражает причинно-следственные связи между общественным трудом, стоимостью и ценами. Величина стоимости определяется вложенными затратами, денежным выражением стоимости является цена. На цену оказывает влияние спрос: если он высок, то производитель поднимает цену и расширяет производство; если он падает, то падает и цена, и выпуск изделия сокращается. В реальности на рынке формируется две цены: цена спроса (та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар), цена предложения (та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар). Рыночная цена колеблется в промежутке между этими двумя величинами. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.
III. Закрепление изученного
- Какие экономические системы (модели) существуют в современном мире?
- От чего зависит выбор той или иной экономической системы?
Д/З параграф № 14, работа со словарём.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Королева Г.Э. Экономика. Практикум. Часть 1 10–11 классы.: Вентана-граф, 2009
- Королева Г.Э. Экономика. Раздаточные материалы. 10–11 классы.: Вентана-граф, 2009
- Баранов П. А. Обществознание в таблицах, 10-11 классы, М. : “Астрель”, 2005
- Добровольский В. В. Обществознание. Словарь-справочник, Кемерово, 2003
- Популярная экономическая энциклопедия, под ред. Николаева А. Д. , М. ,2001
- Школьный словарь по обществознанию, 10-11 класс, под ред. Боголюбова Л. Н. М. : “Просвещение”, 2003