Играем с детьми в загадки

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Среди интеллектуально развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Младшим школьникам очень нравится отгадывать загадки. У них вызывает интерес как сам процесс, так и результат этого своеобразного интеллектуального состояния. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, явлениями природы; развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). Загадка, по словам К.Д.Ушинского, «доставляет уму ребёнка полезное упражнение». Процесс отгадывания, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству.

Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

Рассмотрим основные типы загадок и способы их конструирования.

  1. Загадки, в которых даётся описание предмета или явления путём перечисления различных его признаков.
  2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному – двум признакам восстановить целостный образ).
  3. В загадку включено отрицательное сравнение.
  4. Загадки, в описании которых использованы метафоры.
  5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

а) Шарады – слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

б) Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путём замены одной буквы другой получается новое слово.

в) Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении или при перестановке слогов и букв.

г) Логографы – слова-загадки, меняющие своё значение при отнимании или прибавлении букв.

Логографы.

Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты И прибавишь –
И стану птицей я лесной. (Волга – иволга)

Мы всех – и взрослых, и детей –
В часы досуга развлекаем,
Но если нам приставить т,
Мы их ужасно испугаем. (Игры - тигры)

Я с Л смягчённым – под землёй –
Бываю каменный и бурый,
А с твёрдым – в комнате моей
В геометрической фигуре. (Уголь – угол)

Несёт меня с трудом старик,
Но если Ю прибавить, вмиг
К нему придёт на помощь тот,
Кто без труда меня несёт. (Ноша – юноша)

В ранце я всегда лежал,
Букву как-то потерял…
Если руки с мылом мыли,
То меня с водою смыли. (Пенал - пена)

Пойди-ка в сад и погляди:
Я там цвету, благоухая.
Но Г приставишь впереди –
И в небе я загромыхаю. (Роза – гроза)

Известное я блюдо,
Когда ж прибавишь м,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем. (Уха – муха)

Чтоб поддерживать скворечню
Иль антенну, я гожусь.
С мягким знакомя, конечно,
Сразу цифрой окажусь. (Шест – шесть)

Шарады.

Мой первый слог – предлог,
И во втором мы проживём всё лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждёт ответа. (За – дача.)

Мой первый слог короткий - нота.
Её найти легка забота.
Люблю второй я ранней весной:
Цветущий он особенно хорош!
Его у здания найдешь. (Фасад)

За буквою слово тотчас звучит,
Лишь только в ворота вдруг шайба влетит.
А в целом – фигуру найдешь средь других,
Где сходится в точке лишь пара прямых. (Угол)

Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную,
А в целом – мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную. (Сто-ля-р)

Первый слог метут метлой,
Глазом назову второй,
Третий резать хлеб годится,
А четвертый лишь частица.
Целое - животное. (Сор-око-нож-ка)

Названье ноты напиши,
Прибавить имя поспеши -
И покачусь я по дороге
Или тебе обую ноги. (Ре-зина)

Слог первый- восклицание,
Второй – достоин порицания.
А целое – на севере бывает
И жителей тех мест греет, и питает. ( О-лень)

Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое в музее
Найдете без труда. (Кар – тина)

Всего две ноты и предлог
Построить я на даче смог. (До-ми-к)

Начало – нота,
Потом оленя украшение.
А вместе - место
Оживленного движения. (До-рога)

Две ноты, две буквы, все вместе – игра,
В которую любит играть детвора. (До-ми-но)

Начало деревом зовется,
Конец - читатели мои.
Здесь, в книге, целое найдется,
И в каждой строчке ведь они. (Бук-вы)

Метаграммы.

С Б – мучительной бываю,
С М – одежду пожираю,
С Р - актёру я нужна,
С С – для повара важна. (Боль – моль – роль – соль)

С Д я к жидкости привык,
С З – огромный дикий бык. (Бидон – бизон)

Я в горах расту обычно,
Крепок я, боюсь огня.
И комод, и шкаф отличный
Можно сделать из меня.
У на А перемените,
И тогда, коль захотите,
Я с водой стоять могу.
С Ы пасусь я на лугу. (Бук – бак – бык)

С буквой Ч для вас я
Друг, приятель.
А стоит Ч сменить на Г,
Как перед вами встанет
неприятель. (Врач – враг)

С буквой Л – в игре в футбол
Часто слышим слово… .
С Д уж в слове смысл не тот –
Мерой стало – просто… (Гол – год)

С буквой Д вперёд шагаю
От зари и до зари.
С П торчу, зачем – не знаю.
С Т я людям помогаю
Даже в самый сильный зной.
С Л всегда и всем мешаю,
Не дружите вы со мной. (День – пень – тень – лень)

Если З на К заменишь,
Смысл во мне совсем иной:
В первом классе лишь для счёта
На уроке я твоём,
А в четвёртом ты охотно
Посчитаешь мой объём. (Зуб – куб)

С буквой К живу в лесу.
С буквой Ч овец пасу. (Кабан – чабан)

Хоть мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но К на Ц перемени –
Я по болоту зашагаю. (Капля – цапля)

С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С П – от вас не утаю –
Тоже в школе я стою. (Карта – парта)

С глухим согласным
Наливаюсь в поле,
Со звонким –
Сам звеню я на раздолье. (Колос – голос)

Меня найдёшь на дереве,
На клумбе и на грядке,
В журнале и в альбоме,
И в книге, и в тетрадке.
Но птицей стать я захотел –
И мне не надо буквы Л.
Мне А в начале напиши
И как зовут меня - реши. (Лист – аист)

Чтоб отгадать, имей терпение:
С Л я – часть лица,
А с Б – растение. (Лоб – боб)

Я цвет одинаковый часто имею:
И с Г зеленею, и с К зеленею.
Но с К вам со мною рискованно быть:
Могу и до слёз довести, и убить. (Луг – лук)

С Л я слёзы вызываю,
С Ж по воздуху летаю. (Лук – жук)

С Ы мы мчим вас что есть мочи,
С У мы ноги вам промочим. (Лыжи – лужи)

Я с В – ночная птица,
Но замените В на Д
и растворяюсь я в воде. (Сова – сода)

С Т я книга, с С я рыба,
С К бесформенная глыба,
С Л помог колоть я лёд,
С Д народ во мне живёт. (Том – сом – ком –лом – дом)

С У – ползучий,
С Е – колючий. (Уж, ёж)

Я приношу с собою боль,
В лице большое искажение,
А «ф» на «п» заменишь коль,
То превращаюсь в знак сложения. (Флюс - плюс)

С О – я вам рассказ кончаю,
С У – дождём вас поливаю,
С А - ваш груз перевожу,
С К – с волнами я дружу.
Если я случаюсь в море,
Рыбакам со мною горе. (Точка – тучка – тачка – качка)

С Ч над морем я летаю,
С Г в машине нахожусь,
С М тебя я одеваю,
С Л собачкою зовусь,
С С можешь в булочной купить,
С Ш в бане себя мыть. (Чайка – гайка – майка – лайка – сайка – шайка)

С Ю я по воде скольжу,
А с Я на голове сижу. (Шлюпка – шляпка)

С глухим шипящим я числительное,
Со звонким – имя существительное. (Шесть – жесть)

Анаграммы.

Роли я играл на сцене,
Выступал я на арене,
Буквы, видно, подшутили –
В утварь взяли превратили,
А теперь на кухне ловко
Натираю я морковку. (Актёр – тёрка)

Задачу ты решил свободно:
Я – небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца –
Во мне увидишь что угодно. (Нос – сон)

Я дерево с цветом душистым,
Даю я прохладную тень,
Под кроной моей отдыхают
В безветренный, знойный день.
Но если согласные буквы
В себе переставлю я,
Получится новое слово,
Несущее смерть для меня. (Липа – пила)

Читайте слева вы меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтёшь наоборот. (Дог – год)

Я дерево в родной стране,
Найдёшь в лесах меня повсюду,
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду. (Сосна – насос)

Я по полену бью, звеня,
Дровами на зиму снабжаю,
Когда ж с конца прочтут меня,
Я недовольство выражаю. (Топор – ропот)

Слово названье
Дорожке даёт,
В горы и лес ею каждый пройдёт,
Слово прочтёте наоборот –
Сразу узнаете яблок сорт. (Тропа – апорт)

Лежу я на земле,
Прибитая к железу.
Но буквы переставь –
В кастрюлю я полезу. (Шпала – лапша)

Загадки-трафаретки.

Десять львов.

  1. * * * лев * *
    Первый лев – властитель домны.
  2. Лев * * *
    А второй – цветочек скромный.
  3. * ле * * в * *
    Третий лев пасёт оленей.
  4. Ле * в * *
    Этот острый в мыльной пене.
  5. * лев * *
    Пятый – корм для лошадей.
  6. * * лев * * * *
    Лев – источник новостей.
  7. * лев
    Здесь, в седьмом, бычок вздыхает.
  8. * * лев * *
    Этот полю помогает.
  9. * * лев * *
    Этот в руки взял штурвал.
  10. Ле * * в * *
    А десятый – очень вял,
    На рисунке перед вами
    Мирно дремлет вверх ногами!

Ответы:

  1. сталевар
  2. левкой
  3. оленевод
  4. лезвие
  5. клевер
  6. телевизор
  7. хлев
  8. полевод
  9. рулевой
  10. ленивец

Три слона.

  1. С * ЛОН * *
    Этот слон белоголовый
    На столе живёт в столовой.
  2. С * * * ЛО * Н * *
    Этот бдителен всегда,
    Он разводит поезда.
  3. * * * * С * ЛОН
    Этот огненного цвета
    В час заката и рассвета.

Ответы:

  1. Солонка
  2. Стрелочник
  3. Небосклон