Цели:
- формировать у учащихся представление о характере;
- побуждать к познанию внутреннего мира другого человека и к самопознанию;
- способствовать осознанию детьми черт своего характера.
1. Валеологический настрой.
Встаньте в круг и возьмите друг друга за руки, закройте глаза. Вы чувствуете рядом славную, добрую руку своего соседа. Пожмите легонько руку, вместе с пожатием передайте другу своё внимание, тепло, доброту. Представьте, что перед вами большой, большой подсолнух. У него красивые жёлтые лепестки – это ваши руки. Поднимите руки вверх, лепестки тянутся к солнцу. Вы отрываете один лепесток (имитируют движения), второй лепесток передали своему другу, а третий лепесток передадим незнакомому другу. Зажали лепесток в ладошке, загадали желание и подули. Желание исполнится, потому что вы все этого хотите. А теперь возьмём, друг друга за плечи, ласково обнимем. Мы любим весь земной шар, всех людей и всем желаем добра и счастья.
2. Дома вы все создавали автопортрет. Я их разместила на доске.
- Посмотрите на них и скажите, какие вы все?
-А кто хочет рассказать о себе, используя свой автопортрет и “звёздную карту”? (Ответы детей).
Каждый из вас чем то увлекается.
- Звёздная карта показывает, что у каждого из вас много возможностей, много того, что делает каждого из нас неповторимым (индивидуальным), и того, что объединяет нас. У каждого из нас кроме внешних отличительных признаков есть внутренний мир, который отличает нас друг от друга.
3. Послушайте историю, которая произошла с маленьким дракончиком Памси.
Однажды воскресным утром Памси спросил свою маму:
Я особенный, не такой, как другие?
Да, конечно же, ты особенный.
Но почему? Что во мне особенного?
Мама пошла в другую комнату и принесла небольшой мешочек. Она высыпала из него на стол разноцветные камешки.
- Я отдаю тебе эти камешки и надеюсь, они помогут тебе узнать, что в тебе особенного. Теперь они твои - сказала мама.
Памси сложил камешки в мешочек и отправился на прогулку. Он очень радовался, что наконец, то узнает, чем отличается от других, что в нём особенного. Памси дошёл до мостика через реку, сел там и стал разглядывать камешки и размышлять, как же они помогут ему узнать, почему он особенный.
Вдруг он услышал чей-то жалобный плач. Он повернулся и увидел маленького дракончика, который сидел под деревом. Памси встал и пошёл к нему, чтобы помочь. Дракончику нужно было, чтобы его кто-нибудь выслушал. Пока дракончик рассказывал Памси свою историю, он успокоился и перестал плакать. Памси вынул из мешочка камешек, подарил дракончику и вернулся на мостик.
Через некоторое время он увидел своих друзей, они бежали к нему, чтобы вместе поиграть. Памси долго играл с друзьями, и им было очень весело. Когда все устали и легли на поляне отдохнуть, Памси достал мешочек и на прощанье подарил каждому по камешку.
По дороге домой Памси встретил обыкновенного дракончика, который пел любимую песню очень нежным красивым голосом. Памси решил отблагодарить его. Он достал из своего мешочка голубой, как небо, камешек и подарил певцу.
Наконец Памси вернулся домой. Мама уже ждала его и сразу спросила:
- Ну, как, Памси узнал, что в тебе особенного?
- Нет, - ответил Памси и рассказал маме о своей прогулке.
- Как ты не понял, что в тебе особенного? Ведь ты не смог пройти мимо плачущего дракончика, ты нужен своим друзьям и умеешь ценить дружбу, любишь прекрасное и понимаешь музыку. Это всё замечательные особенности, которые я очень в тебе люблю, - сказала мама.
- Мама, - спросил Памси, а ты не перестанешь любить меня, когда я не слушаюсь и огорчаю тебя?
- Даже если я сержусь на тебя, то всё равно продолжаю любить тебя.
Памси попросил маму закрыть глаза и положил в её руку самый красивый камешек.
- Что же было особенного в Памси?
- Почему мама никогда не разлюбит Памси?
- А вас интересовал вопрос, чем вы отличаетесь друг от друга? (Ответы детей.)
- Как вы считаете, останетесь ли вы для своих родителей самыми любимыми, лучшими после ваших шалостей?
- А для друзей?
4. Мы с вами уже говорили о том, что каждому из нас присущи какие-то качества характера. Давайте поиграем в игру “И я…”
Водящий будет называть качество присущее ему, например “Я трудолюбивый. А вы?” Если вы считаете, что это качество вам присуще, то вы должны встать и сказать и я, кто не обнаружит данного качества у себя, тот молчит.
(Проводится игра).
- Какие качества назывались чаще положительные или отрицательные?
- Какое качество легче признать в себе хорошее или плохое? Почему? (Ответы детей).
5. Очень важно видеть в себе свои достоинства и недостатки. Нельзя видеть в себе только достоинства. Почему? (Ответы детей).
Это – самолюбование, признак неправильной самооценки. Однако нельзя видеть и одни недостатки, что свидетельствует о неуверенности в собственных силах.
Доброе в себе надо укреплять, недостатки – изживать. Важно научиться рассказывать о себе честно, не унижая себя, но и не скрывая своих недостатков. Если человек научится разбираться в себе, он научится разбираться в других. Это поможет ему избежать многих ошибок в жизни. Давайте попробуем разобраться в себе. Представьте, что вы оказались на “Волшебном базаре” вы и продавец и покупатель, вам надо купить какое-то человеческое качество, которого вам не хватает, а продать то, которое вам мешает. Запишите на листочках. (Вывешивается на доске.)
6. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения составляем мнение о себе, о своих способностях, чертах своего характера и человеческих качеств.
- Расскажите о себе какой вы человек. Какие черты характера вас отличают?
Так постепенно складывается наша самооценка.
- А вы слышали слово самооценка? Что это такое? Самооценка бывает завышенная, заниженная и верная. Объясните завышенную самооценку, заниженную, верную.
Давайте попробуем определить самооценку героев следующих сказок.
О муравьишке.
Недавно муравьишка начал учиться муравьиной науке. Но у него мало что получалось: однажды, помогая нести еловую иголку другим муравьям, он выбился из строя. Как-то раз ему поручили перетащить пять крошек земли, а он ошибся и перетащил четыре. Муравьишка горевал, вытирая усиком слёзы: “Я ничего не умею. Я плохой. Все муравьи способны к труду, они всё умеют, а я – маленький, неловкий”. Мама и папа беспокоились: “Сынок, что с тобой происходит? Ты не умеешь делать элементарных муравьиных дел. Муравей - вожак жалуется на тебя”.
Муравьишка опустил голову и побрёл, роняя слёзы.
“Жжж…жжж… жутко хороший муравьишка. Жаль, что он печалится, ведь у него вся жизнь впереди”,- и жук улетел.
Муравьишка, хлопая ресницами, провожал его долгим очарованным взглядом: “Да, я – хороший, хороший”.
Вскоре после этой встречи с жуком жизнь муравьишки стала меняться. Он много трудился, стараясь постичь все муравьиные науки. Он, конечно, ещё допускал ошибки, но вера в то, что у него всё должно получиться, не покидала его. Постепенно он стал аккуратным и прилежным.
Приходя домой, муравьишка теперь говорил:
- Папа, мама, я понял, что могу научиться очень многому, если буду стараться.
- Ну конечно, золотой ты наш. Мы с папой раньше тоже много не знали, но старание и трудолюбие помогли нам стать настоящими муравьями.
Счастливые глаза муравьишки светились от радости, и он бежал к друзьям. А на следующий день вновь с жаром приступал к учёбе.
Айога.
Жила девочка Айога, лицом красивая, а вот характер… Сказал кто-то, что красивее нет её на свете. Задрала нос Айога, зазналась. Ходит важная, напыщенная, ничего не делает, только собой любуется. Мать просит её: “Принеси воду доченька”. А она в ответ: “Работать буду - красота моя испортится”. И так всё время, чуть что – кричит: “Айога самая красивая, Айога”. Не заметила, как превратилась она в гуся. Все слова человеческие забыла, кроме своего имени. Как увидит людей, до сих пор кричит: “Ай-ога-га-га-га”.
7. Какова самооценка Айоги? По каким признакам поведения определили самооценку Айоги?
Какова самооценка Муравьишки? По каким признакам поведения определили самооценку Муравьишки?
8. Игра: “Подари камешек”
Давайте попробуем сейчас отметить лучшее в характере каждого ученика нашего класса. Для этого возьмите из коробки камешек и подарите его однокласснику со словами: “Я дарю тебе камешек, потому что ты самый или самая…”Отмечаете самое лучшее в характере того, кому дарите подарок.
9. Итог урока:
- Чему учились на кл. часе?
- Что было трудно выполнять?
- Что было интересно?
- Разговор о нашем внутреннем мире мы продолжим на следующем классном часе.