Цели:
- познакомить учащихся с творчеством М.М. Пришвина, с рассказом “Моя Родина”;
- учить отвечать на вопросы, работать с текстом, находить в тексте заданные отрывки;
- развивать навыки правильного и осознанного чтения; развивать произвольное внимание и умение концентрироваться;
- формировать умение выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения;
- воспитать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование:
- плакат с названием темы;
- портрет писателя;
- рисунки детей “Что для меня значит Родина”;
- таблицы Шульте;
- кроссворды индивидуальные;
- выставка книг Пришвина;
- плакат – пословицы;
- видеозапись “Мелеуз”, аудиокассета с песней “Моя Родина”.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь хорошие, добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.
II. Целеполагание.
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с произведением Михаила Михайловича Пришвина “Моя Родина”. Итогом нашего урока будет ваше правильное, осознанное чтение произведения.
III. Разминка. Подготовка к чтению.
- Прежде чем приступить к изучению произведения, давайте подготовим свой артикуляционный аппарат к чтению.
1. Упражнения для языка.
“перекатываем конфету”
“вкусное варенье”
“маляр”
“трубочка, лопатка”
“лошадка”
2. Чтение чистоговорок.
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ро-ро-ро - у мальчика ведро.
Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.
Ры-ры-ры - подарили нам шары.
Ре-ре-ре - стоит дом на горе.
Ри-ри-ри - на ветках снегири.
Ар-ар-ар - кипит наш самовар.
Арь-арь-арь - на стене висит фонарь.
3. Упражнение для глаз.
Глаза вверх, вниз (2р.)
вправо, влево (2р.)
на доску, на нос (2р.)
на левое плечо, на правое (2р.)
закройте глаза, откройте.
4. Таблицы Шульте. Рассматривают по 25 с каждую сторону таблицы.
5. Чтение скороговорки.
Плавниками трепеща
И зубаста, и тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща.
- Прочтите скороговорку про себя, хором 1 раз, работа в парах – каждый читает своему соседу в темпе.
6. Чтение слогов по таблице. Все хором с радостью, с вопросом, с грустью.
III. Проверка домашнего задания:
- Дома вам нужно было выразительно прочитать стихотворение С.Есенина “Воробышки” и выучить его наизусть.
- Какие картины описываются в стихотворении? (Лес, плывут облака, метелица стелется ковром, воробышки жмутся у окна)
- Как автор описывает зиму? (Она аукает, баюкает, поёт)
- Как называется образное средство, помогающее неживой предмет представить как живое существо? (Олицетворение)
- Найдите метафоры (употреблённые в переносном значении) – (Шелковый ковер, седые облака)
- Какими вы представляете себе воробышков? (Маленькие, голодные, усталые, дремлют у окна)
- Какие чувства возникают у вас при чтении стихотворения? (Жалость, любовь)
- Ребята I варианта расскажите своему соседу стихотворение, аналогично II вариант.
Индивидуальный опрос.
IV. Изучение нового материала
1. Введение в тему.
- На предыдущих уроках мы с вами читали произведения поэтов о животных, о растениях, о различных временах года, т.е. о природе, о родной земле, о Родине. Сегодня продолжим эту тему, но в новом разделе, и прочитаем произведение Пришвина “Моя Родина”.
Предлагаю рассказ библиографов о писателе.
- Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую насыщенную событиями жизнь. Родом был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Он получил хорошее естественно научное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а до этого был длительный путь накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
Выставка книг, викторина.
- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его книг: книги-сборники “Кладовая солнца”, “Вася Весёлкин”… и книги для старшего возраста… Их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать, или обменяться друг с другом.
-Некоторые произведения Пришвина мы уже читали, и сейчас проведём небольшую викторину. Я прочитаю отрывок из произведения, а вы ответьте, как произведение называется.
1. “Нарочно для Зиночки принёс я разных чудесных трав по листочку, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянка, петров крест, заячья капуста”. (Лисичкин хлеб)
2. “Много в моей жизни походил я по лесам, и когда приходилось найти птичье гнёздышко с подстилом из войлока, думал, как маленький: “Всё на свете имеет конец, всё умирает, и только вечны одни…”” (Дедушкины валенки)
3. “Они только тёрлись друг об друга шершавыми костяными бочками, усиками, шейками…” (О чём шепчутся раки)
4. “Мы взяли её под защиту, и она стала ходить за нами и только за нами. И когда выросла она большая, нам не нужно было ей, как другим уткам, подстригать крылья”. (Хомка)
5. “И всему этому я научил травку из-за большой любви ко мне Лады: Лада ревнует ко мне Травку и ест, Травка Ладу ревнует и ест”. (Как я научил своих собак горох есть)
2. Словарная работа.
- А теперь обратим внимание на новое произведение “Моя Родина”. Перед чтением произведения прочитаем слова, которые могут вызвать трудность:
ки-пя-ти-лось
не-о-бык-но-вен-но
рас-ти-тель-ный
про-буж-да-ет-ся
со-кро-ви-ща
кла-до-вая
- Что такое сокровища?
1) драгоценность, дорогая вещь
2) так говорят о ком-то, о чём-то ценном, дорогом
3) ценности духовной и материальной культуры
- Что такое кладовая?
1) помещение для хранения материалов, товаров
2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, например: подземные кладовые ( о местах произрастания грибов, орехов, ягод)
3. Первичное восприятие рассказа. Чтение учителем.
- Я прочитаю рассказ, послушайте внимательно и ответьте на вопрос: “Какие картины вставали у вас перед глазами, когда вы слушали.
(У меня перед глазами картина…)
4. Физминутка.
Перед дальнейшим чтением отдохнём. Встаньте, вы уже устали сидеть. Споём песню о нашей Родине – России.
А теперь: Вдох и выдох!
Раз – присели!
Два – привстали,
Чтоб задержки никакой!
Три – нагнулись и достали
до носка одной рукой.
5. Чтение рассказа учащимися. Анализ произведения.
- Чтение по цепочке по предложению.
- Как рано встал однажды маленький Пришвин?
- Чем его угостила мама?
- Найдите и прочтите, как по-особенному готовилось молоко, и каким был чай?
- Как это угощение повлияло на дальнейшую жизнь писателя?
- Как можно озаглавить эту часть рассказа? (Вкусный чай)
- Чтение следующих двух абзацев “спринтом”.
- Какая очень хорошая привычка выработалась у автора, которая проявилась, даже тогда, когда он стал жить городе?
- Почему автор считает, что начинать работу надо рано утром вместе с солнцем?
- Как озаглавим? (Восход солнца)
- Найдите и прочитайте ту часть, в которой говорится об охоте (Выборочное самостоятельное чтение)
- Прочитает классу…
- Какая была охота у Пришвина?
- Да, с детства Пришвин любил охоту, но его охота была особенной. Он ходил чаще всего не с ружьем, а с записной книжкой и охотился не за птицей и зверем, а за открытиями. Он мечтал сделать такое открытие, которое не сделал никто.
- Как можно озаглавить эту часть? (Охота)
- Последнюю часть читаем буксиром, то есть за учителем.
- К кому Пришвин обращается в этой части?
- Как он вас называет?
- Кем вы являетесь по отношению к нашей природе?
- С чем он сравнивает природу? ( С кладовой солнца, с великими сокровищами жизни).
- Правильно, эти сокровища – животные, растения, моря, воздух и т.д.
- К чему Пришвин нас призывает?
- Для чего нужно беречь природу?
- Не зря 2004 год президентом республики Башкортостан был объявлен годом охраны природы, а 2006 – годом благоустройства. Наша задача сберечь природу, её красоту для будущих поколений.
V. Закрепление.
1. Работа с пословицей.
- Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее подходит по смыслу к произведению “Моя Родина”.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Тот герой, кто за Родину стоит горой.
- Почему вы так думаете? (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).
2. Просмотр DVD. Малая Родина.
- Какое место в России для большинства из вас является родимой землёй? (Город Мелеуз)
- Есть такое понятие, как малая родина – это место, где ты родился и прожил первые дни жизни. И для многих из вас это город Мелеуз. Он молод, красив. Ему посвящают свои произведения поэты, художники, музыканты, печатают книги, снимают фильмы. Сейчас посмотрим некоторые достопримечательности нашего города на экране. (Просмотр).
- Вот как красив наш город. Нам нужно постараться, чтобы он остался таким же красивым и стал лучше для будущих поколений.
3. Выставка рисунков.
- Это малая родина, а как же вы представляете Родину в большом значении.
- Вы должны были нарисовать рисунки на тему: “Что для меня – Родина”. Вот на доске некоторые из ваших рисунков.
- Кто хочет рассказать о том, что для него – Родина.
(Для меня Родина - это … доброе солнышко, прекрасные деревья и травы, на полях большой урожай пшеницы и крикливый караван журавлей.
Родина – это моя любимая, ласковая, нежная мамочка)
- Родина – для ребенка, это значит мама, для солдата – это значит, её охранять, а вот для ученика нашей школы Артемьева Андрея – это значит её беречь. Он написал научную работу по охране природы и участвовал во Всероссийской олимпиаде по экологии, где занял II место по России. Ему вручили вот такой диплом… Он выбрал профессию – эколога, человека который заботится об охране окружающей среды. Я надеюсь, думаю, что, может быть, кто-нибудь из вас будет равняться вот на такого ученика нашей школы.
4. Работа с кроссвордом.
- У вас на партах кроссворд, посвященный произведению “Моя Родина”. Решить его вы сможете, если ещё раз прочитаете это произведение.
- Автор рассказа “Моя Родина”.
- И тогда, и теперь в находках была моя…
- Мы хозяева нашей природы, и она для нас…солнца.
- Надо охранять, открывать и показывать великие…жизни.
- Охранять природу – значит охранять …
- Любовь к какому напитку выработала привычку утреннего вставания.
- Какое ключевое слово у вас получилось?
- Почему я выбрала именно его?
VI. Итог.
- С каким произведением вы познакомились на уроке?
- К чему оно нас призывает?
Домашнее задание: читать выразительно весь рассказ, последнюю часть выучить наизусть.