Методическая разработка урока русского языка в 4-м классе по теме: "Синтаксический анализ предложения" (по программе "Школа XXI в." под редакцией Н.Ф. Виноградовой)

Разделы: Начальная школа


Цели задачи:

  • закреплять орфограммы: безударную гласную в корне;
  • безударное падежное окончание имен существительных;
  • продолжить работу над предложением (разбор по членам предл,
  • синтаксический анализ предложения);
  • формировать навыки грамотного письма, орфографическую зоркость,
  • навыки самоанализа, самопроверки;
  • развивать устную и письменную речь;
  • прививать интерес к родному языку.

Оборудование к уроку: фонограмма, сигнальные карточки, перфокарты, опорные таблицы, репродукции.

Ход урока

1. Звучит фонограмма (осенняя мелодия)

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

На доске дан текст.

Хмурится осень, злится.
Зарядили на сутки холодные дожди.
Птицы улетали в теплые края.
Чувствовалось приближение зимы.

Выписать из текста слова с Б.Г. в корне, проверяемой ударением.

Дифференцированное задание слабоуспевающим учащимся (выписать имена сущ.)

Проверка: осень, зарядили, холодные, дожди, улетали, приближение, зимы.

Учитель:

Проверь, мой друг,
В словах есть безударный звук,

Кто смог слова все написать,
Поставит пусть в тетради 5!

2. Работа по перфокартам.

Определить падежи имен существительных.

(на доске карточки-словосочетания) (Приложение №1)

  • пахнет цветами Т.п.
  • подъехали к дому Д.п.
  • встречаю бабушку В.п.
  • горжусь отцом Т.п.
  • от ясного неба Р.п.
  • открыть тайну В.п.
  • голубая лента И.п.
  • в старом доме П.п.

Проверка.

3. Проблемная ситуация: даны слова (в море, у мыши, на пристани, из деревни)

  • Какая орфограмма объединяет слова данной группы? (безударное падежное окончание имени сущ.)
  • Что необходимо знать, чтобы правильно написать Б.П. окончание? (склонение и падеж)
  • Какие имена существ. относятся

к 1 скл.,

к 2 скл.,

к 3 скл.?

  • Когда пишем окончание –Е, -И?

4. Учитель диктует словосочетания:

Идем по дорожке, пироги в духовке,

варенье из вишни, отдыхали в лагере,

жить без печали, вышел из палатки.

Проверка при помощи сигналов: красный- И, белый –Е.

Индивидуальное задание: Рабочая тетрадь “Учусь писать без ошибок” (стр.20, упр.33)

С орфографией справились, молодцы!

Теперь переходим к работе над предложением.

Давайте вспомним, какими предложениями бывают по цели высказывания?

(Приложение №2 )

ЦЕЛЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ Рассказ Повествовательное
Спросить Вопросительное
Побудить Побудительное
  • Какова цель повествовательного предложения? (сообщить о чем-либо, рассказать)
  • Приведите пример на тему поздней осени (используется репродукция)

(приложение №3)

  • Какова цель вопросительного предложения? (о чем-либо спросить). Пример.
  • И какова цель побудительного предложения (побудить к какому-либо действию) Пример.

5. Работа с текстом

Наступил вечер какая стоит тешина

вокруг на неби зажигаются первые

звёзды отчего разовеет горизонт на востоки это восходит луна

Выступим в роли учителей:

А) найдём ошибки в орфографии, докажем правильность ответа;

Б) расставим границы предложения при помощи знаков препинания;

В) проанализируем 1-ое и 2-ое предложение устно.

Г) сделаем синтаксический анализ 4-го предложения самостоятельно.

Отчего розовеет горизонт на востоке? (Вопросит., невоскл., прост., распростр.)

6. Заключительная работа – разбор предложения по членам, синтаксический анализ предложения.

Сердитый ветер срывал с деревьев последние листья.

(Повест., невоскл., прост., распростр.)

7. Подведение итогов.

  • Что нам удалось лучше всего сделать?
  • Над чем ещё следует поработать?

8. Домашнее задание: по выбору

1. учебник - с.52, упр.4,

2. составить три предложения (повест., вопрос., побуд.) на любую тему и дать им анализ.