Цели задачи:
- закреплять орфограммы: безударную гласную в корне;
- безударное падежное окончание имен существительных;
- продолжить работу над предложением (разбор по членам предл,
- синтаксический анализ предложения);
- формировать навыки грамотного письма, орфографическую зоркость,
- навыки самоанализа, самопроверки;
- развивать устную и письменную речь;
- прививать интерес к родному языку.
Оборудование к уроку: фонограмма, сигнальные карточки, перфокарты, опорные таблицы, репродукции.
Ход урока
1. Звучит фонограмма (осенняя мелодия)
Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
На доске дан текст.
Хмурится осень, злится.
Зарядили на сутки холодные дожди.
Птицы улетали в теплые края.
Чувствовалось приближение зимы.
Выписать из текста слова с Б.Г. в корне, проверяемой ударением.
Дифференцированное задание слабоуспевающим учащимся (выписать имена сущ.)
Проверка: осень, зарядили, холодные, дожди, улетали, приближение, зимы.
Учитель:
Проверь, мой друг,
В словах есть безударный звук,Кто смог слова все написать,
Поставит пусть в тетради 5!
2. Работа по перфокартам.
Определить падежи имен существительных.
(на доске карточки-словосочетания) (Приложение №1)
- пахнет цветами Т.п.
- подъехали к дому Д.п.
- встречаю бабушку В.п.
- горжусь отцом Т.п.
- от ясного неба Р.п.
- открыть тайну В.п.
- голубая лента И.п.
- в старом доме П.п.
Проверка.
3. Проблемная ситуация: даны слова (в море, у мыши, на пристани, из деревни)
- Какая орфограмма объединяет слова данной группы? (безударное падежное окончание имени сущ.)
- Что необходимо знать, чтобы правильно написать Б.П. окончание? (склонение и падеж)
- Какие имена существ. относятся
к 1 скл.,
к 2 скл.,
к 3 скл.?
- Когда пишем окончание –Е, -И?
4. Учитель диктует словосочетания:
Идем по дорожке, пироги в духовке,
варенье из вишни, отдыхали в лагере,
жить без печали, вышел из палатки.
Проверка при помощи сигналов: красный- И, белый –Е.
Индивидуальное задание: Рабочая тетрадь “Учусь писать без ошибок” (стр.20, упр.33)
С орфографией справились, молодцы!
Теперь переходим к работе над предложением.
Давайте вспомним, какими предложениями бывают по цели высказывания?
ЦЕЛЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ | Рассказ | Повествовательное |
Спросить | Вопросительное | |
Побудить | Побудительное |
- Какова цель повествовательного предложения? (сообщить о чем-либо, рассказать)
- Приведите пример на тему поздней осени (используется репродукция)
- Какова цель вопросительного предложения? (о чем-либо спросить). Пример.
- И какова цель побудительного предложения (побудить к какому-либо действию) Пример.
5. Работа с текстом
Наступил вечер какая стоит тешина
вокруг на неби зажигаются первые
звёзды отчего разовеет горизонт на востоки это восходит луна
Выступим в роли учителей:
А) найдём ошибки в орфографии, докажем правильность ответа;
Б) расставим границы предложения при помощи знаков препинания;
В) проанализируем 1-ое и 2-ое предложение устно.
Г) сделаем синтаксический анализ 4-го предложения самостоятельно.
Отчего розовеет горизонт на востоке? (Вопросит., невоскл., прост., распростр.)
6. Заключительная работа – разбор предложения по членам, синтаксический анализ предложения.
Сердитый ветер срывал с деревьев последние листья.
(Повест., невоскл., прост., распростр.)
7. Подведение итогов.
- Что нам удалось лучше всего сделать?
- Над чем ещё следует поработать?
8. Домашнее задание: по выбору
1. учебник - с.52, упр.4,
2. составить три предложения (повест., вопрос., побуд.) на любую тему и дать им анализ.