Раздел программы: технический труд.
Вид учебного труда: работа с картоном.
Изделие: открытка.
Тема: картонное кружево.
Время: 40 минут.
Цели и задачи:
- Познакомить детей с новым видом работы и с его значением.
- Развивать координацию рук при вырезывании, склеивании
- Воспитывать интерес к труду, бережливость, аккуратность, точность.
Оборудование:
- у. – образец, основы;
- д. – материал для выклейки, ножницы, карандаши, линейки, клей, кисть, подкладная доска, тряпочка.
Ход урока
I. Орг. момент.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности класса к уроку.
На столах у вас должны лежать: основы, материал для выклейки, клей ПВА, ножницы, кисточка, подставка для кисточки, подкладная доска, тряпочка, линейка, карандаш.
3. Повторение правил рабочего человека.
Прежде чем приступить к работе мы должны повторить правила рабочего человека.
4. Сообщение темы.
Сегодня на уроке мы выполним вот такую открытку “Кораблик”.
II. Изложение нового материала.
1. Вводная беседа.
Ежедневно мы выбрасываем, казалось бы, совершенно ненужные нам предметы, не подозревая, что это хороший поделочный материал: пустые спичечные коробки, тюбики из-под зубной пасты, крышки из-под лимонада, обрезки ткани и проволоки, пластмассовые баллончики из-под клея. Перечень таких материалов очень большой. Из всего этого можно сделать оригинальные игрушки, сувениры, различные приспособления, которые всегда найдут практическое применение. Для их выполнения требуется немногое – желание, смекалка и чуть-чуть терпения. В каждом конкретном случае тот или иной предмет может превратиться в поделку, игровой, раздаточный или какой-либо другой нужный в обиходе материал,
Вот, например, пустую упаковку от губной помады можно использовать как чехол для хранения игл.
Ещё есть область, где вторичную переработку металла организовать не так-то просто. Зато в ней с успехом могут поучаствовать любители домашних поделок. Горы банок громоздятся не только на городских свалках, но и на лесных полянах, вдоль дорог, по берегам рек, как правило, в красивейших местах, особенно охотно посещаемых туристами. Вот что можно сделать из консервной банки, если немного пофантазировать.
2. Анализ образца.
- Что это?
- Из скольких частей состоит поделка? (из 2 частей)
- Каким способом прикреплены полоски к основе?
- Где можем использовать данную поделку?
Словарная работа:
- картонное кружево – новый и очень интересный вид работы с бросовым материалом. Использование старой упаковочной коробки;
- рельеф – выпуклое изображение на плоскости.
3. Планирование предстоящей работы.
Сначала нужно подготовить материал – основу. Для этого берём ровный кусочек коробочного картона без дефектов. Размер зависит от планируемой работы. Затем кусок картона, предназначенный для выклейки, обильно смачиваем водой с одной стороны и оставляем на некоторое время, чтобы верхний слой мог размокнуть. Минут через 5–10, мокрый слой снимаем так, чтобы обнажить ребристую внутреннюю поверхность картона. Снимать слой лучше параллельно рёбрам – этим можно добиться равномерного, ровного, сплошного снятия верхнего слоя. Если после снятия на картоне остались мелкие кусочки бумаги их надо оборвать, помогая спицей.
Затем делаем разметку на обратной, гладкой стороне. Поперёк рёбер через 5 мм, и разрезаем по намеченным линиям на длинные узкие полоски. Материал для выклейки готов.
4. Техника выполнения.
Составляем эскиз и через копировальную бумагу переносим на основу. Затем продумываем, каким способом будем наклеивать полоски. Существует несколько способов:
а) на гладкую сторону полоски наносим клей ПВА и приклеиваем к основе. Получается плоская полоска.
б) клей наносим на боковую поверхность полоски и приклеиваем её ребром.
Как наклеить полоску? Нанести клей, быстро приложить к основе, подержать так несколько минут, чтобы схватился клей. Таким образом, заполняем весь эскиз. В последнюю очередь работа оформляется: две полоски склеиваются между собой гладкими частями и затем наклеиваются ребром по контуру эскиза, по краям основы.
5. Составление плана.
Итак, чтобы приступить к работе мы должны составить план.
- Подготовить основу.
- Подготовить материал для выклейки.
- Составить эскиз.
- Наклеивание полосок (борт кораблика, парус, волны).
6. Повтор плана детьми.
С чего начнём нашу работу?
- Разметим полоски.
- Разрежем.
- Приклеим.
- Оформим.
7. Правила техники безопасности и личной гигиены.
- С какими инструментами будем работать? Давайте повторим правила техники безопасности при работе с ножницами.
- А кто расскажет правила личной гигиены при работе с клеем?
8. Критерии оценок.
В ваших работах я, прежде всего, буду учитывать правильность, аккуратность при выполнении.
III. Самостоятельная работа.
Во время самостоятельной работы учащихся учитель готовит анализ работ, проводит текущий инструктаж.
IV. Анализ и оценка работ.
Проводится выставка работ и их анализ.
V. Уборка рабочих мест.
И в завершении каждый уберёт своё рабочее место.