Цели:
- Способствовать формированию и развитию умений и навыков выстилания измельчённой пряжи.
- Выстелить рисунок данной техники.
- Способствовать развитию сенсорной и двигательной сферы учащихся.
- Прививать навыки культуры труда и аккуратности.
Материально-техническое обеспечение урока
- картина, выполненная в технике выстилания измельчённой пряжи — образец;
- последовательность выполнения (ПВ);
- инструкционные карты (ИК);
- коробочки с измельчёнными нитками;
- заготовка (картонка, обтянутая тканью, с нанесённым на неё рисунком);
- файл;
Тип урока: Практический урок.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие
2. Доклад дежурного. Сегодня (число), отсутствующих нет (отсутствуют Ф.И.), класс к уроку готов (не готов), дежурная (Ф.И.)
3. Доведение до учащихся темы урока.
— Сегодня на уроке мы продолжим работу над проектом по изготовлению картины (показываю) в технике выстилания измельчённой пряжи.
II. Актуализация прежних знаний учащихся.
Обобщающая беседа: над изготовлением картины мы работаем 5-й урок, и многие операции уже выполнены. Здесь, на доске (показываю), и на парте у каждой из вас, есть последовательность технологических операций.
Расскажите, какие операции мы уже выполнили. (Фронтальный опрос)
1. Вырезали картон, учитывая размеры будущей картины и рамки. (показать).
2. Обтянули картон тканью: ткань может быть х/б, лён, ситец, байка, и т.д.; однотонная или с бледным рисунком, чтобы нанесённые линии были хорошо видны. (показать).
3. Нанесли на ткань выбранный рисунок: при этом учитывали, чтобы в нём не было много мелких деталей. (объяснить по своему рисунку).
4. Выполнили цветовое решение: выбранный рисунок раскрасили карандашами, используя яркие, сочетающиеся цвета. (рассказать, используя свой рисунок).
5. Измельчили нитки: нитки нарезаны очень мелко, они должны плотно прилегать к ткани т.к. клей в данной технологии не используется. Измельчённые нитки разложили в коробочки по цветам. (показать свою коробочку).
По ходу уточняю и дополняю ответы учениц (если требуется), подвожу итог беседы.
Спасибо, а теперь ответьте на следующие вопросы:
— обязательно ли использовать только новые нитки? (нет, можно использовать старые нитки или распустить вязаную вещь).
— можно ли использовать швейные нитки? (нет, они очень тонкие, поэтому их надо много, что не экономно. Они гладкие и будут плохо держаться на ткани).
III. Введение новых способов действий
Сегодня на уроке мы продолжаем работу над изготовлением картины, выполняя пункт №6 по нашей карте ПВ — выстилание измельчённой пряжи. При этом надо учитывать следующие правила:
— выстилать надо тонким слоем, уминая нитки подушечками пальцев.
— слой пряжи должен быть равномерным, без пробелов.
— чётко соблюдать контуры рисунка.
Технология выполнения (присутствует на каждой парте)
Во-первых — крупные детали рисунка
Затем — мелкие детали.
Фон выстилается в последнюю очередь.
IV. Практическая работа
1. Вводный инструктаж по охране труда.
Давайте повторим основные правила правильной посадки во время ручных работ:
— ноги должны твёрдо опираться об пол, чтобы не нарушалось кровообращение.
— голову немного наклонить вперёд.
— при работе не ставить локти на стол.
— в процессе работы следует менять положение корпуса (от слегка согнутого к выпрямленному и наоборот)
Спасибо, а теперь приступаем к практической работе под лёгкую музыку.
2. Самостоятельная работа учащихся.
Хожу по классу, проверяю правильность выполняемых приёмов, указываю на недостатки, даю дополнительные пояснения, осуществляю показ, устраняю неточности. Если многие ученицы допускают одни и те же ошибки, останавливаю работу и демонстрирую правильные приёмы работы, напоминаю правила выстилания.
В течение практической работы проводится 2 физкультминутки.
- 1-я — упражнение для глаз (проводится учителем)
- 2-я — разминка (проводится дежурным)
V. Инструктаж по выполнению домашнего задания
Наш урок подходит к концу. На следующем уроке мы закончим работу над картиной, т.е. выполним выстилание фона и оформим заднюю сторону картины. (по ПВ пункт № 7). Для этого нам потребуется клей, скотч, ножницы, картон (открытка, цветной картон). Запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневники (дневники не закрывают).
VI. Заключительная часть
1. Подведение итогов урока учителем.
Хожу по классу, комментируя и оценивая результаты работы каждой ученицы.
Выставляю оценки в дневники.
2. Уборка рабочих мест.
После окончания работы каждая ученица убирает своё рабочее место. Незаконченную работу вставляет в файл.
Урок окончен. До свидания!