Конспект открытого занятия по развитию речи. Рассматривание и беседа по сюжетной картине "Осень у пруда" (старшая группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Образовательные. Обучение составлению небольшого связного рассказа по сюжетной картине, используя имеющиеся знания и представления. Уточнение, активизация словаря по темам: “Перелётные птицы”, “Приметы осени”.
  • Развивающие. Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Развитие логического мышления, зрительной памяти, внимания. Развитие общей моторики.
  • Воспитательные. Воспитание бережного отношения к объектам живой природы.

Предварительная работа:

- Рассматривание птиц на картинках и иллюстрациях.

- Составление описательных рассказов по предметным картинкам о перелётных птицах.

- Чтение сказки В.М.Гаршина “Серая шейка”.

- Наблюдение за состоянием природы, за перелётными птицами с воспитателем и родителями.

Материал к занятию. Предметные картинки: перелётные и зимующие птицы.

Сюжетная картинка. Видеозапись.

Ход занятия

Организационный момент.

Логоритмические упражнения под музыку (видеозапись).

Введение в тему.

Дети садятся на стульчики за столы.

Воспитатель: - Ребята, кого мы сейчас изображали?

Дети: - Птиц.

Воспитатель: - А каких птиц вы знаете? Назовите их.

Дети: - Я знаю… (дети перечисляют птиц)

Воспитатель: - Посмотрите у меня на доске есть картинки с изображением разных птиц. А вот сейчас мы узнаем, сможете ли вы догадаться о каких из них прозвучат загадки. Слушайте загадки внимательно, до конца и отвечайте только после вопроса; кто из вас догадается поднимет руку.

Загадки:

Угадайте, что за птичка
Темненькая невеличка
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста
Кто это? (Это ласточка?)

Черный, проворный,
Кричит “Крак”,
Червякам враг/
Кто это? (Грач)

Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Кто это? (Синица)

На шесте дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его… Как? (Скворец)

Красавица птица,
Но не синица,
Длинная шея,
Белые перья.
Кто это? (Лебедь)

Воспитатель: - Молодцы. Вы очень внимательны. А всех ли птиц вы назвали, которые есть на картинках? Назовите остальных птиц.

Дети: - Журавль, утка, гусь …..

Воспитатель: - Ребята, что вы можете сказать ещё про этих птиц? Какие это птицы?

Дети: - Перелётные (полные ответы).

Внимание!!! Игра “Назови птицу, которая лишняя”. (Почему?)

Воспитатель: - Правильно, синица. Синица – зимующая, а остальные перелётные. Почему их называю перелётными?

Дети: - Улетают в теплые края, на юг.

Воспитатель: - Когда? Зачем?

Дети: - Осенью. Там тепло и много еды (насекомых).

Воспитатель: - Что будет с ними если они останутся?

Дети: -Замерзнут, умрут от голода.

Воспитатель: - Молодцы!

Физминутка.

Лебеди летят
Крыльями машут
- плавные движения руками с большой амплитудой
Метнулись над водой
Качают головой
- наклоны вперёд
Прямо и гордо
Умеют держаться
- стоят прямо вытянув шею
Очень бесшумно
На воду садятся
- бесшумно приседают опустив руки.

Беседа по картине.

Ребята, у меня для вас сюрприз. На нашем чудо-дереве появился какой-то конверт, на нем написано для детей гр. № 7.

Вас приглашают на конкурс – “Самый наблюдательный”

Воспитатель достаёт картину и размещает на мольберте перед детьми (картина должна быть хорошо видна детям).

Воспитатель: - Посмотрите внимательно на картину, чтобы ответить на мои вопросы!

Установка ( планируем вопросы к картине).

Воспитатель: - Кого вы видите на картине?

Дети: - (полные ответы детей).

Воспитатель: - Куда пришли ребята?

Дети: - (на пруд, к реке)

Воспитатель: - Что они делают?

Дети: - (Мальчики в центре, девочки слева…)

Воспитатель: - Хорошо поступают дети?

Дети: - (Да, они заботятся).

Воспитатель: - Какое время года изображено на картине?

Дети: - Осень.

Воспитатель: - Как вы догадались? Какие предметы осени вы ещё видите?

Дети: - (небо, вода, деревья, трава, отлет птиц, дети тепло одеты)

Активизировать детей (несколько детских ответов, воспитатель подсказывает, стимулирует, помогает при необходимости).

- Какое настроение у вас вызывает эта картина?

- Как бы вы назвали эту картину?

- А теперь послушайте мой небольшой рассказ по этой картине, который, я составила с помощью ваших ответов.

Рассказ воспитателя.

  1. На картине поздняя осень.
  2. Листья с деревьев почти облетели.
  3. Перелётные птицы улетают на юг.
  4. Ваня с Катей тепло оделись и пришли к пруду покормить уточек.
  5. Скоро река замерзнет и утки тоже улетят на юг.

Воспитатель: - Понравился вам мой рассказ по картине? Какое настроение вызывает у вас эта картина? Почему? А сейчас ещё раз внимательно посмотрите на эту картину. Постарайтесь вспомнить мой рассказ и то, о чём говорили вы (воспитатель даёт время ещё раз рассмотреть картину). Кто из вас хотел бы нам рассказать о том что нарисовано на картине. Может ваш рассказ получится интереснее моего.

Рассказ 1-го ребёнка.

Итог.

Воспитатель: - Молодцы, ребята!

Понравилось ли занятие? Что запомнилось? Чем занимались? Как мы с вами будем относится к птицам?

Картина останется у нас в группе, на стенде. Вы сможете рассмотреть ещё повнимательней и подобрать к ней интересны, красивые слова и предложения.

А на следующем занятии, мы с вами устроим конкурс ваших рассказов по этой картине.

Приложение