Цели:
- Образовательные. Обучение составлению небольшого связного рассказа по сюжетной картине, используя имеющиеся знания и представления. Уточнение, активизация словаря по темам: “Перелётные птицы”, “Приметы осени”.
- Развивающие. Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Развитие логического мышления, зрительной памяти, внимания. Развитие общей моторики.
- Воспитательные. Воспитание бережного отношения к объектам живой природы.
Предварительная работа:
- Рассматривание птиц на картинках и иллюстрациях.
- Составление описательных рассказов по предметным картинкам о перелётных птицах.
- Чтение сказки В.М.Гаршина “Серая шейка”.
- Наблюдение за состоянием природы, за перелётными птицами с воспитателем и родителями.
Материал к занятию. Предметные картинки: перелётные и зимующие птицы.
Сюжетная картинка. Видеозапись.
Ход занятия
Организационный момент.
Логоритмические упражнения под музыку (видеозапись).
Введение в тему.
Дети садятся на стульчики за столы.
Воспитатель: - Ребята, кого мы сейчас изображали?
Дети: - Птиц.
Воспитатель: - А каких птиц вы знаете? Назовите их.
Дети: - Я знаю… (дети перечисляют птиц)
Воспитатель: - Посмотрите у меня на доске есть картинки с изображением разных птиц. А вот сейчас мы узнаем, сможете ли вы догадаться о каких из них прозвучат загадки. Слушайте загадки внимательно, до конца и отвечайте только после вопроса; кто из вас догадается поднимет руку.
Загадки:
Угадайте, что за птичка
Темненькая невеличка
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста
Кто это? (Это ласточка?)
Черный, проворный,
Кричит “Крак”,
Червякам враг/
Кто это? (Грач)Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Кто это? (Синица)На шесте дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его… Как? (Скворец)Красавица птица,
Но не синица,
Длинная шея,
Белые перья.
Кто это? (Лебедь)
Воспитатель: - Молодцы. Вы очень внимательны. А всех ли птиц вы назвали, которые есть на картинках? Назовите остальных птиц.
Дети: - Журавль, утка, гусь …..
Воспитатель: - Ребята, что вы можете сказать ещё про этих птиц? Какие это птицы?
Дети: - Перелётные (полные ответы).
Внимание!!! Игра “Назови птицу, которая лишняя”. (Почему?)
Воспитатель: - Правильно, синица. Синица – зимующая, а остальные перелётные. Почему их называю перелётными?
Дети: - Улетают в теплые края, на юг.
Воспитатель: - Когда? Зачем?
Дети: - Осенью. Там тепло и много еды (насекомых).
Воспитатель: - Что будет с ними если они останутся?
Дети: -Замерзнут, умрут от голода.
Воспитатель: - Молодцы!
Физминутка.
Лебеди летят Крыльями машут |
- плавные движения руками с большой амплитудой |
Метнулись над водой Качают головой |
- наклоны вперёд |
Прямо и гордо Умеют держаться |
- стоят прямо вытянув шею |
Очень бесшумно На воду садятся |
- бесшумно приседают опустив руки. |
Беседа по картине.
Ребята, у меня для вас сюрприз. На нашем чудо-дереве появился какой-то конверт, на нем написано для детей гр. № 7.
Вас приглашают на конкурс – “Самый наблюдательный”
Воспитатель достаёт картину и размещает на мольберте перед детьми (картина должна быть хорошо видна детям).
Воспитатель: - Посмотрите внимательно на картину, чтобы ответить на мои вопросы!
Установка ( планируем вопросы к картине).
Воспитатель: - Кого вы видите на картине?
Дети: - (полные ответы детей).
Воспитатель: - Куда пришли ребята?
Дети: - (на пруд, к реке)
Воспитатель: - Что они делают?
Дети: - (Мальчики в центре, девочки слева…)
Воспитатель: - Хорошо поступают дети?
Дети: - (Да, они заботятся).
Воспитатель: - Какое время года изображено на картине?
Дети: - Осень.
Воспитатель: - Как вы догадались? Какие предметы осени вы ещё видите?
Дети: - (небо, вода, деревья, трава, отлет птиц, дети тепло одеты)
Активизировать детей (несколько детских ответов, воспитатель подсказывает, стимулирует, помогает при необходимости).
- Какое настроение у вас вызывает эта картина?
- Как бы вы назвали эту картину?
- А теперь послушайте мой небольшой рассказ по этой картине, который, я составила с помощью ваших ответов.
Рассказ воспитателя.
- На картине поздняя осень.
- Листья с деревьев почти облетели.
- Перелётные птицы улетают на юг.
- Ваня с Катей тепло оделись и пришли к пруду покормить уточек.
- Скоро река замерзнет и утки тоже улетят на юг.
Воспитатель: - Понравился вам мой рассказ по картине? Какое настроение вызывает у вас эта картина? Почему? А сейчас ещё раз внимательно посмотрите на эту картину. Постарайтесь вспомнить мой рассказ и то, о чём говорили вы (воспитатель даёт время ещё раз рассмотреть картину). Кто из вас хотел бы нам рассказать о том что нарисовано на картине. Может ваш рассказ получится интереснее моего.
Рассказ 1-го ребёнка.
Итог.
Воспитатель: - Молодцы, ребята!
Понравилось ли занятие? Что запомнилось? Чем занимались? Как мы с вами будем относится к птицам?
Картина останется у нас в группе, на стенде. Вы сможете рассмотреть ещё повнимательней и подобрать к ней интересны, красивые слова и предложения.
А на следующем занятии, мы с вами устроим конкурс ваших рассказов по этой картине.