Цели:
- образовательная - учить детей слышать и выделять гласные первого ряда, развитие словаря;
- коррекционная - развивать зрительное и слуховое внимание, память, тактильное ощущение, развитие мелкой моторики;
- воспитательная - воспитывать аккуратность, организованность в работе.
Оборудование:
- образы букв из занимательной азбуки;
- предметные картинки;
- карточки в виде домиков с гласными буквами;
- артикуляционные образы из логопедической азбуки (на звуки – а, о, у, ы, э);
- камешки, фасоль, нитки для выкладывания букв;
- проектор (для демонстрации слайдов-заданий);
- чистые листочки, карандаши.
Ход занятия
Этапы урока | Содержание учебной
деятельности (Деятельность учителя и деятельность учеников) |
№ слайдов |
1. | Оргмомент. Создание эмоционально-положительного фона урока. | |
2. | Вступление в тему урока. Дети за компьютерами. Учитель: Предлагаю вам задание, будьте внимательны. Высвечиваются образы букв из занимательной азбуки А, О, У, Ы, Э. Дети узнают буквы и называют их. Учитель активизирует словарь детей – “На что похожи эти буквы?” Дети дают ответы. Учитель подводит итог работы: А- как лесенка стоит О – похожа на дупло У – два длинных ушка у дерева Ы – бедняжка буква Ы ходит с дяденькой, увы! Э – на всякий зов дает ответ, а ни души, ни тела нет (эхо) – уносится Э в облака. Учитель: “Как вы думаете, ребята, какая тема нашего урока?” Правильно тема называется |
№1 (Приложение) |
3. | Сообщение темы “Гласные звуки и буквы” А) артикуляционная гимнастика Учитель – А теперь выполним артикуляционную гимнастику – упражнение для языка и губ (по каждому из этих звуков) На звук – А На звук – У На звук – О На звук – Ы На звук – Э Дети повторяют все упражнения, учитель следит за правильным выполнением артикуляционной гимнастики. Б) Игра “Угадай звук” Учитель молча показывает артикуляцию звуков А, О. Ы, У, Э; дети угадывают и громко называют эти звуки. (можно использовать парную работу – друг другу показывают артикуляцию). В) Логоритмика Пропевание гласных звуков. Сопровождение пения определенным движением – “гармошка”. Упражнение “гармошка” Ладони сходятся —>звуки <—расходятся А, О, У, Ы, Э Г) игра на развитие внимания А В О Б Э У К О С Ы А Т П Э О Задание – выбрать только гласные, записать на листочках. Д) игра “Угадай, что напишу” (использование приемов дермолексии) Учитель – дети, закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? (Учитель подходит к каждому ребенку и “пишет” на ладошке пальцем букву.) Дети с закрытыми глазами узнают “написанную” букву. Можно организовать взаимодействие (ребенок-ребенок) на данном этапе работы. Е) игра “Рассели картинки по домикам”. Домики с гласными Картинки – дом, стол, мак, жук, рак, дым, кот. Задание – подберите картинки с соответствующей гласной к нужному домику. Подведение этапа работы. |
№2 (Приложение) №3 (Приложение) №4 (Приложение) №5 (Приложение) №6 (Приложение) №7 (Приложение) №8 (Приложение) №9 (Приложение) №10 (Приложение) |
4. | Закрепление темы урока. Работа с фасолью, камешками, ниткой. Учитель предлагает детям выложить образы гласных букв А, О, У, Ы, Э (каждому ученику по одной букве) из фасоли, камешков, нитки. |
|
5. | Итог занятия. Рефлексия. Было ли интересно? Поднялось ваше настроение? Учитель: Все хорошо работали, старались. |
|
МОЛОДЦЫ! | №11 (Приложение) |