Открытый урок по предмету "Ознакомление с окружающим миром" (по программе "Начальная школа XXI в.) по теме: "12 апреля – День космонавтики"

Разделы: Начальная школа


I. Ознакомление с темой урока

Наш урок сегодня посвящен большому празднику, который ежегодно отмечает страна – Дню Космонавтики.

45 лет назад, 12 апреля 1961 года, первый человек в мире полетел в космос.

II. Работа над новым материалом

А вы знаете, что находится в космосе? (Звезды и планеты.)

Да, но в космосе есть еще метеориты – каменные глыбы, осколки разрушенных планет. В космосе есть кометы (куски замерзшего газа, похожие чем-то на сухой лед, который используют при заморозке и хранении, например, мороженого). Когда кометы подлетают близко к Солнцу, то начинают таять, поэтому мы можем наблюдать на звездном небе падающую звезду с длинным хвостом. Это и есть тающая комета.

А кто любит наблюдать звездное небо? А знаете ли вы, что такое звезды? Звезды – это раскаленные огненные шары, которые образовались в результате большого взрыва, произошедшего много миллиардов лет назад.

III. Игра

Чтобы представить число миллиард, мы с вами немного поиграем.

Возьмите в руки карандаш и в том темпе, который я вам покажу, вы будете негромко стучать по парте, пока я не скажу “Стоп!”. Если стучать так без остановки, без отдыха, день и ночь, то один миллиард ударов вы сделаете примерно за 30 лет. Вот представьте, вам исполнится по 37 лет, а звезды образовались не один, а много миллиардов лет назад.

IV. Первичное формирование представления о вселенной

Из этого же взрыва образовались и планеты (так называются небесные каменные тела).

На одной из таких планет мы с вами живем. Земля – это третья от Солнца планета.

Солнце – это самая близкая к нам звезда. Вокруг Солнца вращаются 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

V. О профессии космонавта

А как называется профессия человека – специалиста, совершающего полет в космос? (Космонавт.)

А кто был первым космонавтом Земли? Да, действительно, первым посланцем Земли в космосе был Ю.А. Гагарин.

Он совершил первый в истории человечества космический полет на космическом корабле “Восток”. За 1 час 48 минут облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю.

Памятник Ю.А. Гагарину стоит в Москве на Октябрьской площади. Его именем названы площади, улицы, города России.

VI. Работа с учебником

Открыли учебники по закладкам стр.97, в нижней части страницы находится картинка. Что вы видите на ней?

Что вы знаете о работе космонавтов в космосе? (Изучают поведение различных растений и животных в состоянии невесомости в космосе). А что значит невесомость? (Когда предметы не притягиваются к земле, а все как будто плавает.)

Космонавты получают различные вещества, изучают погоду на Земле, фотографируют ее, следят за стихийными бедствиями (ураганами, бурями). Изучают космос.

А кого еще вы видите на картинке? Знаете ли вы кто на этих фотографиях? (Слева – Светлана Савицкая, справа – Валентина Терешкова – первая женщина космонавт.)

А теперь внимание на экран. Где находится фотография ВалентиныТерешковой? (Алексей Леонов – первый человек, который вышел в открытый космос в 1965 году, а Светлана Савицкая – первая женщина, которая вышла в открытый космос в 1984 году.)

VII. Представление о космическом скафандре

Почему на них такая странная одежда? (Космический скафандр.)

В космосе нет воздуха и там очень разная температура (то жарко, то холодно). Чтобы человек мог там существовать, космонавты надевают космический скафандр, который защищает от жары и холода и позволяет дышать. Как мы с вами уже отметили, космонавты совершают полет на космических кораблях – ракетах. А кто запомнил, как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой полет в космос?

VIII. Сборка модели ракеты

Сегодня мы сконструируем ракету 1 “Б” класса, на котором отправимся в необычное космическое путешествие.

Покажите свою готовность к работе. Закройте учебники, на парте у каждого из вас лежит файл, достаньте содержимое и расположите эти предметы следующим образом. Перед собой в вертикальном положении положите черный картон с изображением звездного неба, из конверта достаньте части нашего космического корабля.

Внимание на экран.

  

 Вы видите, как надо расположить детали космической ракеты, и в какой последовательности приклеить их на фон. Начинайте сборку ракеты.

Все ракеты готовы? Покажите, пожалуйста.

IX. Космическая разминка

Прежде чем отправиться в космос скажите, как вы думаете, все ли могут стать космонавтами? Каким должен быть космонавт? Что он должен уметь?

Настоящий космонавт проходит очень длительную подготовку. Он должен быть в превосходной физической форме, (сильным, тренированным, выносливым), очень много знать. Знания нужны не только для управления космическим кораблем, но и для научной работы. Космонавт должен быть смекалистым, смелым, мужественным и, прежде всего, обладать хорошим здоровьем. Чтобы быть в хорошей физической форме мы проведем космическую разминку.

Чтобы в космос нам слетать,
Крепкими нам надо стать.
В космонавтов превратимся,
И к планетам устремимся.

Внимание, разминку проводят юные космонавты, герои художественного фильма “Большое космическое путешествие”.

X. Игра “Фантастический полет”

Теперь вы готовы к полету.

Внимание, ракеты на старт!

 

 Пролетаем воздушную оболочку (атмосферу), выходим в открытый космос. Сейчас мы слышим, как из Центра Управления Полетом руководят нашими ракетами. Итак, наш путь лежит к самой близкой к нам малой планете – Луне, которая является спутником Земли.

Человеку, попавшему на Луну очень трудно передвигаться по ее поверхности. Все предметы на Луне весят в 6 раз меньше. Если вы весите 30 килограмм, значит, там вы будете весить 5 килограмм, как небольшой пакет с макулатурой.

День на Луне продолжается больше двух земных недель. К Земле она обращена только одной стороной. Вся поверхность Луны покрыта глубокими впадинами (углубления), которые называются кратерами. Воздуха нет. Метеориты падают на поверхность Луны, оставляя на ней глубокие следы.

Следующая планета – одна из самых загадочных. Это планета – Марс.

 

 Из всех планет она больше всего подходит для жизни людей, но жизни здесь нет. На планете практически нет воздуха, поэтому космонавты работают в скафандрах. На поверхности очень часто возникают бури из пыли, но они очень слабые. Днем здесь бывает очень жарко, а ночью очень холодно. Если в будущем у человечества вдруг возникнет необходимость покинуть Землю, то единственное место, куда они смогут переселиться – это Марс.

Мы покидаем Марс и направляемся к самой красивой планете Сатурну, но чтобы попасть к этой планете нам придется облететь Солнце, это придаст нашему космическому кораблю большую скорость.

Мы приближаемся к Солнцу.

 

 Солнце самая близкая к нам звезда. Это раскаленный огненный шар. Температура на поверхности – 6 миллионов градусов.

Поверхность Солнца – это кипящая, бурлящая, взрывающаяся масса.

 

 Пролетая мимо Солнца, наш корабль развил большую скорость, и теперь мы можем лететь к Сатурну.

Планета Сатурн не имеет твердой поверхности, зато окружена красивым кольцом, состоящим из каменных глыб.

Самая большая из них размером с автобус, а самая маленькая – с песчинку. Эти глыбы медленно движутся вокруг Сатурна.

 

 А теперь наш путь лежит к самой дальней планете Плутону. Мимо проносятся планеты Уран и Нептун.

Плутон не только самая дальняя планета, но и самая холодная.

Солнечные лучи не могут ее согреть из-за большой отдаленности от Солнца. Поверхность планеты покрыта замерзшими газами, похожими на снег.

Мы оставляем на планете приборы, которые будут изучать далекие звезды, а сами возвращаемся домой на Землю.

А вот и наша планета Земля – единственная планета, где есть жизнь (с морями, лесами…., наша задача сохранить нашу планету для будущих поколений).

 

XI. Завершение игры

Ребята! Наш полет был фантастическим, так как люди побывали только на Луне. То, что вы видели, на самом деле, только предположение ученых. Путешествие в реальности не существовало, но съемки были выполнены по настоящим фотографиям планет, которые делали автоматические межпланетные корабли.

Наше путешествие состоялось благодаря современным компьютерным технологиям. Нет сомнения, что в недалеком будущем межпланетный корабль стартует с Земли и полетит к далеким планетам. И возможно, кто-то из вас будет первым космонавтом, который будет управлять этим кораблем.

XII. Итоги

– Подведение итогов

– Выставка книг

– Выставка рисунков

Дополнение:

Открытый урок разработала, подготовила и провела учитель начальных классов Шахназарова Наталия Владимировна (e-mail: mirdetstvu2@mail.ru)

В программе открытого урока использованы видеоматериалы с уникального DVD диска, созданного специально для 1 “Б” класса (2005-2006 учебного года) школы № 1771, города Москвы.  Диск создан в одном экземпляре и не выпускается серийно. В данном документе использованы кадры с DVD диска.