Организационно-педагогические аспекты внедрения технологии концентрированного обучения. Модель "Погружение"

Разделы: Общепедагогические технологии


Введение

Образование – это одна из немногих сфер российского общества, которая сохранила свой потенциал, что может и должно стать основой духовного и экономического возрождения России. Но то, что образование сохранило свою целостность, с уверенностью сказать нельзя.

Педагоги-практики давно столкнулись с проблемой преемственности не только начального и среднего звена, но и между средней и высшей школой. Утеряна связь школа–ВУЗ. Конечно, с этим утверждением можно поспорить, сегодня существуют различные инновационные учебные заведения (гимназии, лицеи, колледжи), которые тесно сотрудничают с конкретными институтами, весь процесс обучения целенаправленно строится таким образом, чтобы учащиеся школы III ступени стали абитуриентами конкретного вуза. При этом следует отметить, что инновационные учебные заведения кроме особых учебных планов имеют дополнительное финансирование, что позволяет сделать сотрудничество с вузами максимально эффективным. И это замечательно! В тоже время существует обязательный минимум содержания образования (на основе этого обязательного минимума можно скорректировать любую программу). Спрашивать абитуриентов на экзаменах приемная комиссия может только в пределах обязательного минимума старшей школы. Но как показывает практика это далеко не так.

Несмотря на многочисленные призывы, попытки обеспечить непрерывность, преемственность между ступенями образования: (школа – вуз), последние продолжают оставаться относительно самостоятельными. Особенно остро встает вопрос о преемственности среднего и высшего образования (в условиях реформирования школы), направленный на изменения финансирования школы, на решение правовых вопросов, в частности введения единого государственного экзамена.

Концепция двенадцатилетнего образования, определенно говорит, что старшую школу нужно отделить от основной, а учебный процесс строить по принципу профильной дифференциации. К сожалению, старшая школа была и пока остается общей для всех. Сложно сделать школу профильной, учитывая особенности и возможности каждого ученика, потому что сильны традиции.

Мы, учителя и руководители школ, являемся непосредственными исполнителями преобразований в школе. При всех положительных тенденциях главное, педагогический процесс, его организация, к сожалению, остается неизменным. Что же делать родителям, детям, учителям, обучающимся и работающим в обычной средней общеобразовательной школе? Как не затеряться на рынке образовательных услуг, как в условиях достаточно жесткой конкуренции со стороны инновационных заведений, особенно в условиях географической замкнутости территории, оставаться востребованными.

Глава I. Анализ УВП учебного заведения.

Возможен экстенсивный путь изменения УВП, практикуемый в большинстве средних школ, через увеличение объема домашнего задания, увеличение часов на различные предметы (за счет факультативных часов). При этом мы добьемся высоких результатов, выражающихся в объеме предметных знаний. Ценой такого успеха может быть физическая и психологическая перегрузка выпускников, а это делает результат нецелесообразным, сомнительным, да и просто вредным, особенно в условиях Крайнего Севера.

Кроме того, как показывает практика, не всегда учащиеся, имеющие высокие показатели качества знаний, став студентами вуза, способны продолжать обучение в режиме, отличном от школьной классно-урочной системы.

Проводя, огромную диагностическую работу среди всех субъектов УВП, мы выявили следующие проблемы.

Учащиеся отмечают:

  • трудность частого переключения с предмета на предмет в течение учебного дня;
  • трудность восприятия большого объема информационного материала за один урок;
  • большой объем домашнего задания за счет подготовки к нескольким (4 и более) предметам.

Родители отмечают:

  • психологические перегрузки учащихся по причине увеличения объема самостоятельной подготовки;
  • отсутствие целостного восприятия предметов одного цикла;
  • слабая мотивация к обучению.

Учителя отмечают:

  • сложность качественного изложения объема изучаемого материала в рамках традиционного урока;
  • сложность применения формы самостоятельной (индивидуальной) работы;
  • слабая мотивация к обучению.

Решить эти проблемы возможно только при условии поиска и перехода на новые формы организации УВП, которые позволяют обеспечить высокий уровень знаний выпускников, умеющих самостоятельно приобретать знания и применять их на практике. Развивать каждого учащегося как творческую личность, с высокой мотивацией к учению и основами коммуникативной культуры, что, в конечном счете, позволит выпускнику нашей школы легко и безболезненно адаптироваться в новой образовательной среде (вузовской системе организация процесса обучения).

Глава II. Технология концентрированного обучения.

Модель “Погружение”.

Проделав огромную теоретическую и практическую работу, творческая группа педагогов школы (учителя-предметники, психолог, члены администрации) под руководством директора школы разработали научно-исследовательский проект “Создание социально-педагогических условий для успешной адаптации школьников и их готовности к дальнейшему саморазвитию”. Данный проект одобрен и утвержден научно-методическим советом Управления образования г. Норильска. В рамках этого проекта открыта опытно-экспериментальная лаборатория “Внедрение модели “Погружение” технологии концентрированного обучения как средство адаптации учащихся III ступени к изменениям образовательного пространства”.

Обратимся немного к теории педагогики и дадим определения некоторым понятиям, которыми мы часто оперируем.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – совокупность психологических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Концентрированное обучение – специально организованный процесс, предполагающий усвоение учащимися большего количества учебной информации без увеличения учебного времени, за счет большей ее систематизации (обобщения, структурирования) и иного (отличного от традиционного) временного режима занятий.

Анализируя проблемы и замечания возникшие у учащихся и родителей при проведении анкетирования, мы обратили внимание на те признаки технологии КО, которые позволили бы их решить максимально эффективно. К таким признакам данной технологии можно отнести:

  • увеличение количества изучаемой информации на единицу учебного времени;
  • сокращение общего времени на изучение определенного объема учебной информации;
  • увеличение общего числа методов и форм обучения (многообразие);
  • увеличение продолжительности единицы учебного процесса.

Педагогами – теоретиками выделено ряд моделей технологии КО: параллельная система обучения, интегрированные уроки, интегрированные дни, погружение. Наиболее приемлемой моделью данной технологии мы сочли модель погружение, под которой понимают длительное, специально организованное занятие одним или несколькими близкими предметами. Данная технология далеко не нова и имеет практическое применение в различных школах нашей страны, в том числе и в школах Красноярского края, где имеются положительные наработки практического применения технологии КО на практике. Но есть и отрицательный опыт, на наш взгляд это связано с тем, что технология предполагает несколько вариантов “погружения” не одинаково приемлемых для предметов разного профиля. Выделим основные варианта “погружения”:

  • “погружение” в предмет;
  • двухпредметное “погружение”;
  • тематическое “погружение”;
  • “погружение” в образ;
  • эвристическое “погружение” (межпредметное);
  • “погружение” в культуру;
  • коллективное “погружение”;

Притом, что общие признаки погружения остаются неизменны, у каждого из вариантов есть свои особенности. На практике, обучая предметам естественно-математического цикла (алгебра, геометрия, физика, химия, биология) применяется “погружение” в предмет, а при обучении предметам гуманитарного цикла (литература, история, обществоведение) наиболее приемлем вариант тематического “погружения”.

Глава III. Механизм внедрения технологии КО.

Модель “Погружение”.

Наиболее трудной задачей является реализация теории на практике, так как это связано с изменениями привычных для учащихся и педагогов условий организации учебного процесса. А как не прискорбно, педагоги все еще остаются наиболее консервативной категорией людей, и любые нововведения принимают не так активно, как хотелось бы.

Назовем основные организационно-педагогические мероприятия, связанные с внедрением модели “погружения” технологии концентрированного обучения.

1. Корректировка часов в учебном плане с учетом специфики технологии концентрированного обучения.

При условии неизменности инвариативной части БУП и сохраняя максимальный объем учебной нагрузки, необходимо сделать параллельным количество часов естественно-матиматического и гуманитарного циклов, использовав при этом, часы вариативной части учебного плана. В условиях перехода на профильное обучение в школе III ступени и переходе на новый учебный план 2004 года, данная технология наиболее применима в общеобразовательных классах.

“Параллельность” часов учебного плана

Алгебра 4 часа

Литература 4 часа

Физика 3 часа

История 3 часа

Химия 2 часа

Обществознание 2 часа

Биология 2 часа

ОБЖ 2 часа

Изменения в структуре организации учебного процесса в школе III ступени, которые выражаются в изменении модели учебного месяца, учебного дня, учебного блока и, как следствие, изменение структуры расписания, максимально приближенной к организации обучения в высших учебных заведениях, позволяет усваивать учащимися большее количество учебной информации за счет ее систематизации, обобщения.

2. Чередование предметной направленности учебных недель.

В расписании уроков у учащихся 3 ступени выделяются две недели, которые чередуют себя в течение всего учебного года. Во время естественно-математической недели, количество часов, отведенное на предметы данного цикла удваивается. То же самое происходит и во время недели гуманитарного цикла, что создает фундамент для реализации технологии концентрированного обучения на практике. Создается свой внутришкольный календарь.

Название недели

Первое полугодие (даты)

Второе полугодие (даты)

Естественно-математическая

   

Гуманитарная

   

Не все предметы преподаются по модели “погружения”. В расписании сохраняется недельная цикличность таких предметов, как иностранный язык, информатика, физкультура и т.д. Предмет физкультура рассматривается как предмет релаксации.

3. Изменение структуры расписания в школе 3 ступени.

Модель учебного дня представляет собой чередование 4-х уроков одного предмета, далее по расписанию предполагается предмет релаксации (например, урок физкультуры), а затем еще одна пара предметов “погружения”.

4. Составление календарно-тематического блок планирования.

Данная работа максимально трудоемкая и ложится на плечи учителей-предметников участвующих в эксперименте. Форма тематического планирования разрабатывается на методическом совете и поэтому одинакова у всех учителей, принимающих в эксперименте. Учителям-предметникам, работающим в школе III ступени, как основным исполнителям нововведения, приходится проделывать большую работу по изменению учебно-методического комплекса и календарно-тематического планирования с введением методологического аспекта “Учись учиться”.

5. Изменение формы промежуточной аттестации учащихся.

При проведении традиционных формах контроля: классно-обобщающий, тематический, персональный и т.д., большую значимость приобретает контроль, проводимый по итогам 1 и 2 полугодия. Данный контроль максимально приближен к вузовской системе обучения. По окончанию полугодий в школе организуются условно называемые зимняя и летняя сессии, в период которых учащиеся выполняют две (промежуточные) итоговые письменные контрольные работы по алгебре и русскому языку (литературе), в форме многовариантного тестирования. Тем самым учащиеся приобретают навыки выполнения тестовых заданий, которые впоследствии будут востребованы при сдаче единого государственного экзамена.

Форма проведения контрольных срезов – тестирование, что является своеобразной тренировкой сдачи единого государственного экзамена. Кроме того, в период сессии учащиеся сдают три предмета по выбору, проводимый так же в форме многовариативного теста. Выбор предмета учеником определяется с условием того, что данный предмет ему придется сдавать при поступлении в ВУЗ, что позволяет решить, еще одну задачу – профессиональное самоопределение школьника. Обучаясь два года в школе III ступени, ученик четырежды сдает один и тот же предмет по выбору, что само собой подразумевает достаточно высокий уровень знаний и является своеобразной профилактикой экзаменационного стресса при сдаче выпускных и вступительных экзаменов. Введены зачетные книжки, где находится следующая информация: учебный план, перечень предметов, стоящих на текущем контроле с указанием форм проверки. Зачетные книжки являются своеобразным психологическим стимулом к обучению, саморазвитию личности школьника.

Осуществление регулярного мониторинга качества обучения, одним из аспектов, которого является анализ контрольных срезов, тестов, зачетов, подводит учащихся к системе занятий, практикуемой в ВУЗах.

Глава IV. Мониторинг внедрения технологии КО.

Модель “Погружения”.

Одной из положительных сторон, которые позволяют успешно решить проблему сегодняшнего образования (как составляющую общей проблемы преемственности средней и высшей школы) является изменение содержания обучения через внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий. В частности, технология концентрированного обучения позволяет выпускникам общеобразовательных школ адаптироваться к новым социально-экономическим условиям.

Результаты работы школы III ступени в новом режиме позволяют говорить о том, что мы на правильном пути, о чем свидетельствует анализ анкетирования родителей, учащихся, педагогов.

82% – учащихся высказали мнение о том, что “Погружение” дает положительные результаты в вопросах совершенствования личной организации труда;

90% – учащихся считают, что их уровень повысился благодаря изменениям в организации УВП и улучшению качества контроля;

38% – учащихся не испытывали тревожности при сдаче контрольных зачетов;

70% – учащихся считают, что уроки стали интереснее;

у 24% – уч-ся появились четко сформированные цели на будущее (выбор профессии);

у 25% – учащихся повысилась мотивация к обучению на 100%.

По мнению родителей, высокая и выше среднего уровня мотивация к обучению наблюдается у 73% уч-ся школы III ступени.

Одним из показателей эффективности нашей работы являют результаты централизованного тестирования. В этом 2001-2002 учебном году результаты тестирования на 20% выше в сравнении с предыдущими показателями.

В конечном итоге все изменения организации УВП в школе III ступени, обусловленные внедрением технологии концентрированного обучения (модель “Погружение”), способствуют самореализации личности уч-ся, ее самооценки, развитию навыков сотрудничества и делового общения, развитию умений самостоятельно добывать знания и творчески подходить к их практическому применению. И эти изменения позволят нам реально включиться в процесс модернизации содержания образования и успешно решать одну из задач реформирования школы: преемственность работы средней и высшей школы.

Едва не самой ценной частью эксперимента является постоянное оценивание жизнеспособности теоретических положений и принципов. Любая теория, не зависимо от своих достоинств, формальна и статична, а жизнь школы находится в постоянном и измененном движении, поэтому мы стараемся избежать обычной ошибки экспериментаторов: подгонки практики под теорию Первоначально сформулированные принципы данной технологии не воспринимались нами как единственно верные, а служили лишь примерными ориентирами в выборе направления движения и форм деятельности.

Заключение

При реализации любого проекта, в том числе и педагогического эксперимента нельзя недооценивать значимость управления последним. Как правило, руководителем эксперимента является кто-то из членов администрации образовательного учреждения, что немного облегчает руководство экспериментом, но не решает всех проблем. При руководстве экспериментом только прямое управленческое воздействие на объект и субъект эксперимента не является эффективным и, скорее всего, приведен к преждевременному его окончанию. Негативным следствием этой ошибки является абсолютизация и переоценка роли прямых воздействий, и явная недооценка значимости и ценности косвенных воздействий, передаваемых через изменение образовательной среды, работу с коллективом и т.д. Часто руководители школ подразумевают, что объект, которым управляют, уже существует, но на практике, особенно работая в ином не привычном для учительского коллектива режиме, режиме эксперимента, оказывается все не так. В реализации программы эксперимента большую роль играет коллектив преподавателей, принимающих непосредственное участие в его реализации. Именно коллектив преподавателей становится центром эксперимента, особенно на первом его этапе. Приступая к практической реализации эксперимента, необходимо, прежде всего, тщательно ознакомиться с личными качествами педагогов, распознать, кто больше подходит для работы в режиме эксперимента, кто способен принять нововведения и реализовать на практике. Дело в том, чтобы устанавливать теории и правила мы должны исходить из реальности, какова она есть. Если бы можно было отливать учителей по предсказанным формам, тогда можно было и предписывать им программы. Но это невозможно! И так одним из первых шагов реализации программы эксперимента – образование группы педагогов экспериментаторов. Традиционным в работе этих учителей становится участие в педагогических совещаниях различного уровня и значения, в ходе которых учителя делятся своими наработками, опытом, при этом качественно повышая свою квалификацию и уровень преподавания. Руководителю образовательного учреждения необходимо повысить мотивацию педагогов для достижения более высоких результатов в преподавании, выражающихся в уровне знаний, умений и навыков учащихся. И как бы банально это не звучало, на сегодняшний день лучшим стимулом к повышению качества своей работы, чем единый государственный экзамен – нет!

Список литературы

  1. Дьяченко В.К. “Новая дидактика”, г. Москва “Народное образование”, 2001 г.
  2. Гессен С.И. Основы педагогики. //Школьные технологии. — 1999.—№ 4.
  3. “Норильское образование: опыты и перспективы развития”. Сборник статей, г. Москва, 1999 г.
  4. Ширяева В. Многофункциональная карта мониторинга. //Директор школы. — 2002.—№ 9.
  5. Школа без двоечников // Директор школы. — 1993. — №4. — с. 51.

Приложение