Пояснительная записка
В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это в первую очередь здоровый ребёнок.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.
За последние три года в среднем около 10% детей, поступивших в наш детский сад, отнесены к первой группе здоровья. Более 13% имеют хронические заболевания. Среди них нарушение осанки, аллергические заболевания, патология зрения, заболевания верхних дыхательных путей. Увеличилось количество детей низкого роста, с дефицитом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту.
На основе изучения результатов анкетирования, анализа информированности педагогов и родителей в вопросах охраны и культуры здоровья, социального портрета семей воспитанников, мы пришли к выводу, что на состояние здоровья ребёнка в условиях Норильска влияют следующие факторы
- Климатогеографические: низкие температуры воздуха, недостаток солнца, биомагнитные бури, дефицит двигательной активности;
- Техногенные: неблагоприятная экологическая обстановка, выбросы газа;
- Биологические: ухудшение состояния здоровья женщин, неполноценное питание;
- Социальные: падение уровня жизни, стрессы, недостаточная подготовка воспитателей в вопросах охраны здоровья и физической подготовленности, низкий уровень грамотности родителей в вопросах сохранения здоровья детей, недостаточность врачебного контроля в МДОУ.
В связи с этим была поставлена задача создания оздоровительной технологии, адаптированной к условиям Крайнего Севера.
Целью работы по оздоровительной технологии “Будь здоров!” мы определили формирование у дошкольников поведенческих навыков здорового образа жизни. Для её достижения необходимо решить ряд задач:
1. Помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для осознанного включения в работу по укреплению психофизического здоровья
2. Формировать здоровый организм ребёнка через активную деятельность.
3. Поддерживать стремление дошкольника к самопознанию и создавать условия для внутренней активности личности.
4. Формировать навыки саморегуляции поведения ребёнка, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.
5. Направлять совместную работу педагогического коллектива МДОУ и родителей на развитие и закаливание организма ребёнка.
Основные положения
В течение десяти лет коллектив МДОУ “Детский сад № 97 “Светлица” работает над проблемами физического воспитания дошкольников. На базе детского сада была разработана и создана региональная программа физического воспитания детей старшего дошкольного возраста “Север”.
Продолжением работы стала разработка оздоровительной технологии “Будь здоров!”, которая включает в себя ряд обязательных условий, обеспечивающих фон здоровья для осуществления успешного физического и умственного развития детей.
В работе мы исходим из положения, что здоровый образ жизни - это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях причин здоровья или нездоровья, на выборе такой линии поведения, которая максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья. Это постоянное корректирование своего поведения с учётом приобретённого опыта.
Мы считаем, что у ребёнка-дошкольника необходимо формировать навыки здорового образа жизни посредством формирования элементарных знаний о своём организме и о факторах, влияющих на него. Чем раньше ребёнок получит представления о строении своего тела, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни.
Мы определили стратегические задачи по формированию мотивации здорового образа жизни по возрастам:
- младший дошкольный возраст – формировать элементарные навыки личной гигиены; формировать навыки охраны личного здоровья, здоровья окружающих;
- средний возраст – формировать элементарные навыки здорового образа жизни;
- старший дошкольный возраст – формировать представления о факторах, влияющих на здоровье человека; формировать установку на здоровый образ жизни (самосознание, саморегуляцию).
Исходя из стратегических задач возраста, мы определили текущие задачи:
1 младшая группа
- Приобщать ребёнка к здоровому образу жизни.
- Формировать навыки охраны личного здоровья.
- Поддерживать (поощрять) потребность в самостоятельной двигательной активности.
2 младшая группа
- Формировать навыки здорового образа жизни, закреплять потребность в чистоте и аккуратности.
- Формировать навыки культурного поведения; добиваться понимания детьми предъявляемых им требований.
- Знакомить детей с факторами, влияющими на их здоровье.
- Воспитывать потребность в двигательной активности.
Средняя группа
- Закреплять потребность в чистоте и аккуратности, продолжать формировать навыки культурного поведения.
- Продолжать знакомить с факторами, влияющими на здоровье.
- Развивать умение осознать и сформулировать свои переживания, потребности, желания.
- Формировать элементарные представления о видах спорта.
Старшая группа
- Способствовать накоплению знаний о факторах, влияющих на здоровье человека.
- Формировать позитивное отношение к гигиеническим навыкам, соотносить знания детей о культуре тела и психогигиене с реальными действиями в повседневной жизни.
- Способствовать формированию представлений о душевной красоте и душевном здоровье человека.
- Стимулировать ребёнка активно включаться в процесс физического развития.
Подготовительная к школе группа
- Способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом через ознакомление с доступными для детей сведениями из истории развития Олимпийского движения.
- Развивать самосознание и умственную саморегуляцию в действиях.
- Формировать представление о том, что человек – часть природы, что природа и человек имеют внутреннюю и внешнюю гармонию.
Работа по созданию и отработке оздоровительной технологии велась в определённой последовательности (схема № 1).
Педагогика сотрудничества в создании и реализации оздоровительной технологии.
Создание оздоровительной технологии стало бы невозможным без поддержки этого начинания всем педагогическим коллективом детского сада и родителями воспитанников. Необходимо чтобы в значимость этой идеи сначала поверили сами педагоги. С этой целью творческой группой использовались различные формы работы: беседы, консультации, семинары, проводились тренинги, встречи с врачом-педиатром. Когда в необходимость этой работы поверили все сотрудники детского сада, мы приступили к следующему этапу - привлечению родителей.
Сотрудничество с семьёй - одно из важнейших условий реализации оздоровительной технологии. При поступлении ребёнка в детский сад, мы даём информацию родителям о том, какие мероприятия проводятся педагогами для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Выясняем отношение мам и пап к различным формам закаливания. В первых младших группах открыта “Школа молодых родителей”. Воспитатели объясняют мамам и папам позицию педагогического коллектива в вопросе воспитания здорового поколения, дни открытых дверей с демонстрацией методов и приёмов работы с малышами, проводят семинары, приглашают к участию в жизни группы. Основная задача воспитателей - найти в родителях единомышленников, активных сторонников оздоровительной технологии. В группах дошкольного возраста работает детско-родительский клуб “Здоровячок”, - взрослые и дети объединены желанием сохранить здоровье, радость жизни, доброжелательные отношения.
Схема организации педагогики сотрудничества по реализации оздоровительной технологии представлена в приложении № 1.
Организация двигательной активности
Одним из важных факторов физического развития детей дошкольного возраста является естественная потребность в движении. Уровень двигательной активности (ДА) определяется физиологической потребностью организма в движении в зависимости от возраста, состояния здоровья, особенностей ЦНС, внешних факторов: социальных, бытовых, гигиенических, климатических.
В условиях Крайнего Севера в период полярной ночи и выхода из неё у детей отмечается вынужденная низкая ДА, что неблагоприятно влияет на физическое состояние и работоспособность детского организма. Поэтому мы уделяем особое внимание двигательному режиму в детском саду.
В соответствии с рекомендациями ДА должна составлять не менее 50% времени бодрствования. Нами апробирован и введён в практику работы двигательный режим, представленный в приложении № 2.
Воспитательно-образовательная работа
Опыт работы по созданию оздоровительной технологии показал необходимость тесной связи воспитательно-образовательного и воспитательно-оздоровительного направлений.
Воспитательно-образовательная работа направлена на формирование потребности в здоровом образе жизни и состоит из нескольких блоков (приложение № 3, приложение 4).
Основные теоретические сведения блоков “Гигиена”, “Экология жизни”, “История спорта” излагаются воспитателем на занятии в группе (“Уроки здоровья” 1 раз в неделю), во время совместной деятельности (“Минутки здоровья” ежедневно). Повторение теоретических положений и закрепление этих знаний в двигательной деятельности организует инструктор по физической культуре на специальных физкультурных занятиях 1-2 раза в месяц. Дни здоровья, планируемые 1 раз в неделю, призваны углубить имеющиеся у детей сведения о своём организме, о своём внутреннем мире, о факторах, влияющих на состояние здоровья.
На тематических музыкальных занятиях (1 раз в 2 месяца) внимание детей обращается на то, что красота тела, физическое здоровье воспевается многими поэтами и композиторами прошлого и настоящего.
Блок “Психогигиена” включает в себя мероприятия, направленные на развитие эмоционального мира, произвольности психических качеств личности, развитие коммуникативных навыков. Даётся представление о взаимосвязи психического и физического здоровья. Дети учатся осознавать свой собственный индивидуально сложившийся опыт, узнают об уникальности и вместе с тем типичности чувств, мыслей, действий и поступков каждого человека. Работу по этому блоку ведёт педагог-психолог МДОУ. “Уроки психологического здоровья” планируются 1-2 раза в месяц.
Закрепление знаний, полученных детьми в течение года, планируется при проведении в мае “Недели здоровья”: все педагоги, работающие с детьми, проводят занятия по оздоровительной тематике, заканчивается неделя спортивным праздником.
В ходе воспитательно-образовательной деятельности происходит решение практически всех поставленных задач (схема № 2).
Оздоровительная работа
Комплекс оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении, направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости, снятие эмоциональной напряжённости. Он состоит из следующих разделов: закаливание, лечебно-профилактическая работа, физкультурно-оздоровительная работа. У себя в детском саду мы проводим следующие виды закаливания: воздушные ванны, регулярные прогулки, гимнастика в облегченной одежде при сниженной температуре воздуха, сон с доступом свежего воздуха, закаливание водой (плескание в бассейне в группах раннего возраста, контрастные обливания в группах дошкольного возраста), полоскание носоглотки по схеме, полоскание полости рта, босохождение. Лечебно-профилактическая работа включает в себя: самомассаж, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, тренинга, фитолечение, витаминизация, УФО общий, тубус-кварц. В рамках физкультурно-оздоровительной работы проводятся следующие мероприятия: оздоровительный бег, ритмическая гимнастика, занятия в бассейне, физкультурные занятия, динамические часы, уроки здоровья, хореография, спортивные секции по интересам, занятия в тренажёрном зале (схема № 3).
Мы убеждены, что работа по нашей технологии позволит детям выработать необходимые качества личности: устойчивость в различных жизненных ситуациях, стремление быть разумным хозяином своей жизни, чувство самоуважения, осознание собственной компетентности, оптимизм.
Практический материал для работы по оздоровительной технологии “Будь здоров!”
Алгоритм планирования “Дня здоровья”
- цель
- задачи
- пути решения:
утро:
- организация двигательной среды (место и оборудование для самостоятельно организованных подвижных игр, работа с массажёрами, дорожка здоровья)
- минутки здоровья (самостоятельная работа с различного рода моделями на закрепление знакомого материала, энциклопедии, иллюстрации)
- двигательная разминка в зеле (2 группы вместе) – танцы под музыку вместе с воспитателем
- “барометр настроения группы” - ведётся в течение дня
- обязательно обсуждать с детьми все мероприятия – словесно закреплять эмоциональное состояние
день:
- минутки здоровья – краткие энциклопедические справки в течение дня в сопровождении иллюстративного материала, опытного подтверждения (3-4 в течение дня на одну тему, связанную с познавательным занятием, либо направленные на подтверждение знакомого материала)
- познавательное занятие
- прогулка-развлечение, построенное на элементах спортивных игр по сезону, или народных игрищ
вечер:
- динамическая разминка на подвижных или спортивных играх
- продуктивная деятельность – работа с городом (островом, планетой, страной) здоровья
- викторины, конкурсы, маленькие праздники, походы в гости, посиделки с друзьями
Примерный тематический план занятий.
Занятия в группе
На занятиях воспитатель в доступной и интересной форме излагает основные положения темы, дополняя рассказ иллюстративным, видео-, фотоматериалом.
Примерное распределение тематики по месяцам
Месяц | Название темы | |||
Старшая группа | Подготовительная группа | |||
Сентябрь | Виды спорта | 2 зан | Спорт в нашей жизни | 2 зан |
Октябрь | Спорт и спортсмены | 2 зан | Спорт и здоровье | 2 зан |
Ноябрь | Что такое человек | 2 зан | Я и моё здоровье | 2 зан |
Декабрь | Что такое человек | 2 зан | Олимпийские игры | 2 зан |
Январь | Что такое гигиена | 2 зан | Олимпийские игры | 2 зан |
Февраль | Я и другие | 2 зан | Зимние Олимпийские игры | 2 зан |
Март | Я и другие | 2 зан | Здоровье души | 2 зан |
Апрель | Природа и здоровье | 2 зан | Мир, в котором я живу | 2 зан |
Май | Неделя здоровья | Неделя здоровья |
“Уроки психологического здоровья”
Проводятся педагогом-психологом. Их цель – научить ребёнка осознать свой собственный индивидуально сложившийся опыт, дать представление об уникальности и вместе с тем типичности чувств, мыслей, действий и поступков каждого человека.
Примерные темы занятий
Месяц | Название темы |
Сентябрь | Мои чувства |
Октябрь | Моё настроение |
Ноябрь | Если тебе плохо. Если тебе страшно |
Декабрь | Что такое любовь? |
Январь | Что такое счастье? |
Февраль | Что такое доброта? |
Март | Создай свою галактику |
Апрель | Планета с названием “Я” |
Секция “Богатырь”
Примерный план занятия в тренажёрном зале.
№ | Тренажёры | Подгот. группа | Старшая группа |
1 | Разминка | До 5 минут | до 5 минут |
2 | Велотренажер “Румба” | от 1.5 - до 2 мин | от 1 - до 1.5 мин |
3 | Беговая дорожка | от 2 – до 3 мин | от 1.5 – до 2 мин |
4 | Тотал – тренер / силовой тренажёр / | от 1 – до 2 мин | от 1 – до 1.5 мин |
5 | Смарт кранч “ Торнео” / укрепление мышц живота, спины, ног / |
от 1.5 – до 2 мин | от 1 – до 1.5 мин |
6 | Степпер – шагомер | от 1 – до 2 мин | от 1 – до 1.5 мин |
7 | Батут | от 1 – до2 мин | от 1 – до 1.5 мин |
8 | Вибромассажёр | От1 – до 2 мин | От 1 – до 2 мин |
9 | Деревянные массажёры для стоп | 2 мин | 2 мин |
10 | Массажные мячики | 2 мин | 2мин |
11 | Вход и выход из зала | до 2 мин | до 2 мин |
Занятие длится всего: | от 15 до 20 мин | от 10 до 15 мин |