Цели:
- закрепить умения применять приемы прибавления и вычитания чисел в пределах10, составлять и решать задачи;
- закрепить умения различать геометрические фигуры;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать чуткое отношение к природе.
Оборудование: рисунки белки, лисы, зайца, дятла (мультимедийная презентация), Лесовичок, шапочки для инсценировки, рисунок зайца из геометрических фигур, картины с зимним пейзажем.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Работа по теме.
а) Объявление темы и целей урока.
- Прозвенел звонок, начинается урок. Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. Сегодня у нас необычный урок. Не покидая класса, мы отправимся в зимний лес, но это будет не простая прогулка, а математическая. Скажите, какие времена года вы знаете? (лето, осень, зима,весна).
- А сейчас какое время года? (зима)
- Какие изменения произошли в природе? (опали листья с деревьев, улетели птицы, некоторые животные уснули)
- Итак, мы отправимся в зимний лес (открываю зимний пейзаж), где повстречаем лесных жителей и покажем им, как мы научились считать, решать задачи и дружно работать. А чтобы путь был легким, разделимся на группы: “Снегири” (сильные дети), “Зайчики” (средние) и “Ёжики” (слабые). (На рабочих тетрадях предварительно наклеены соответствующие рисунки, детям не сообщается о таком делении на группы ).
б) Устный счет.
- А нашим проводником будет лесной царь – Лесовичок. (Фигура Лесовика появляется на доске <Рисунок 1>). Прежде чем войти в лес, Лесовичок хочет нас испытать. “Ёжики” считают от 1 до 20 через 1, “Зайчики” через 2, а “Снегири” через 3. (дети по очереди, по группам считают).
Подскажите Лесовичку правило прибавления и вычитания нуля. (дети отвечают).
Далее идет устный счет, по группам (например: “Команда “Снегири”, найдите сумму 6 и 4!)
- Лесовичок утверждает, что если съесть осенью 800 граммов этой свежей ягоды, то человек запасается витаминами на всю зиму. Что же это за ягода? Пройдите по тропинке и узнайте.
- Молодцы! Итак, мы в лесу. А каких лесных жителей можно встретить зимой в лесу? (ответы детей).
- И кого же мы увидим первым? Отгадайте.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
- Верно, белка. (картинка Приложение1). Послушайте, какой разговор услышал Лесовичок на лесной поляне. (выходят две девочки в костюмах)
Синица и белка.
- Ты чего, белка, из гнезда не выходишь?
- Я, птица-синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено,я вход в гнездо мохом заткнула, боюсь нос наружу выставить.
- А чем же кормишься?
- А у меня с лета грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы-то и отсижусь.
- Итак, как же зимует белочка? (ответы детей)
- Белочка собралась в гости к своей подруге и хочет угостить ее грибочками, которые припасла с осени. А вот сколько она возьмет грибов, попробуйте узнать. Найдите закономерность и впишите число.
1, 2, 4, 5, 7, 8, …
- Верно, белочка несет подруге 10 грибов.
в ) Письменная работа
- Но по пути ей повстречался…летом серый, зимой белый. (картинка Приложение1). А чем питается заяц зимой? (ответы детей)
Белка отдала зайчику 3 грибочка. Сколько же у нее осталось? Составьте задачу. (составляем задачу, рисунок и запись в тетрадь).
ФИЗМИНУТКА
А вот у нашего знакомого зайчика есть друг. <Рисунок 3>. Из каких геометрических фигур он составлен? (Дети выходят к доске, называют фигуры)
Сколько на рисунке треугольников? (4)
Сколько кругов ? (3)
Сколько прямоугольников? И т. д.
Ответы учитель фиксирует на доске.
А теперь запишите числа в тетрадь в порядке возрастания. (Далее следует взаимопроверка в парах).
3. Дифференцированная работа.
Отгадайте, кто это.
- На голове у этой птицы красная шапочка. Еще эту птицу называют лесным доктором. (дятел, Приложение1)
- Что интересного вы знаете о дятле? (ответы детей)
Дятел приготовил вам задание на листочках с изображением животных - ваших команд. Работаем самостоятельно! (на листочках отпечатаны примеры типа 10-1, 2+3, для более сильных детей – посложнее: 4+6-1, 7-3+0 и т. п. ).
Проверка: сильные читают и устно сверяют ответы, для остальных ответы вывешиваются на плакате (отдельно для средних и слабых детей).
4. Графический диктант.
Ребята, дятел очень вами доволен, да и Лесовичок тоже. Вот только один лесной зверек хочет нас запутать.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса,
А зовут ее… (лиса, Приложение1)
- Как лиса зимует? (ответы детей)
- Лисичка своим пушистым хвостом замела нам тропинку домой. Давайте попробуем ее найти. (диктую)
А теперь проверим, не заблудился ли кто. (Вывешиваю образец на доску) <Рисунок 4 >
5. Итог урока.
Итак, ребята, мы снова в классе. Давайте вспомним, что мы узнали на уроке.
- Каких зверей мы встретили в лесу?
- Как эти звери зимуют?
- Из каких фигур состоял зайчик?
- Какую ягоду нужно есть, чтобы запастись витаминами на всю зиму?
- Молодцы! Всем спасибо за урок. Вы замечательно потрудились!