Интегрированный урок математики и окружающего мира в 1-м классе по теме: "Сложение и вычитание в пределах 10. Животные зимой" (закрепление)

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цели:

  • закрепить умения применять приемы прибавления и вычитания чисел в пределах10, составлять и решать задачи;
  • закрепить умения различать геометрические фигуры;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать чуткое отношение к природе.

Оборудование: рисунки белки, лисы, зайца, дятла (мультимедийная презентация), Лесовичок, шапочки для инсценировки, рисунок зайца из геометрических фигур, картины с зимним пейзажем.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Работа по теме.

а) Объявление темы и целей урока.

- Прозвенел звонок, начинается урок. Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. Сегодня у нас необычный урок. Не покидая класса, мы отправимся в зимний лес, но это будет не простая прогулка, а математическая. Скажите, какие времена года вы знаете? (лето, осень, зима,весна).

- А сейчас какое время года? (зима)

- Какие изменения произошли в природе? (опали листья с деревьев, улетели птицы, некоторые животные уснули)

- Итак, мы отправимся в зимний лес (открываю зимний пейзаж), где повстречаем лесных жителей и покажем им, как мы научились считать, решать задачи и дружно работать. А чтобы путь был легким, разделимся на группы: “Снегири” (сильные дети), “Зайчики” (средние) и “Ёжики” (слабые). (На рабочих тетрадях предварительно наклеены соответствующие рисунки, детям не сообщается о таком делении на группы ).

б) Устный счет.

- А нашим проводником будет лесной царь – Лесовичок. (Фигура Лесовика появляется на доске <Рисунок 1>). Прежде чем войти в лес, Лесовичок хочет нас испытать. “Ёжики” считают от 1 до 20 через 1, “Зайчики” через 2, а “Снегири” через 3. (дети по очереди, по группам считают).

Подскажите Лесовичку правило прибавления и вычитания нуля. (дети отвечают).

Далее идет устный счет, по группам (например: “Команда “Снегири”, найдите сумму 6 и 4!)

- Лесовичок утверждает, что если съесть осенью 800 граммов этой свежей ягоды, то человек запасается витаминами на всю зиму. Что же это за ягода? Пройдите по тропинке и узнайте.

- Молодцы! Итак, мы в лесу. А каких лесных жителей можно встретить зимой в лесу? (ответы детей).

- И кого же мы увидим первым? Отгадайте.

Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.

- Верно, белка. (картинка Приложение1). Послушайте, какой разговор услышал Лесовичок на лесной поляне. (выходят две девочки в костюмах)

Синица и белка.

- Ты чего, белка, из гнезда не выходишь?

- Я, птица-синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено,я вход в гнездо мохом заткнула, боюсь нос наружу выставить.

- А чем же кормишься?

- А у меня с лета грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы-то и отсижусь.

- Итак, как же зимует белочка? (ответы детей)

- Белочка собралась в гости к своей подруге и хочет угостить ее грибочками, которые припасла с осени. А вот сколько она возьмет грибов, попробуйте узнать. Найдите закономерность и впишите число.

1, 2, 4, 5, 7, 8, …

- Верно, белочка несет подруге 10 грибов.

в ) Письменная работа

- Но по пути ей повстречался…летом серый, зимой белый. (картинка Приложение1). А чем питается заяц зимой? (ответы детей)

Белка отдала зайчику 3 грибочка. Сколько же у нее осталось? Составьте задачу. (составляем задачу, рисунок и запись в тетрадь).

ФИЗМИНУТКА

А вот у нашего знакомого зайчика есть друг. <Рисунок 3>. Из каких геометрических фигур он составлен? (Дети выходят к доске, называют фигуры)

Сколько на рисунке треугольников? (4)

Сколько кругов ? (3)

Сколько прямоугольников? И т. д.

Ответы учитель фиксирует на доске.

А теперь запишите числа в тетрадь в порядке возрастания. (Далее следует взаимопроверка в парах).

3. Дифференцированная работа.

Отгадайте, кто это.

- На голове у этой птицы красная шапочка. Еще эту птицу называют лесным доктором. (дятел, Приложение1)

- Что интересного вы знаете о дятле? (ответы детей)

Дятел приготовил вам задание на листочках с изображением животных - ваших команд. Работаем самостоятельно! (на листочках отпечатаны примеры типа 10-1, 2+3, для более сильных детей – посложнее: 4+6-1, 7-3+0 и т. п. ).

Проверка: сильные читают и устно сверяют ответы, для остальных ответы вывешиваются на плакате (отдельно для средних и слабых детей).

4. Графический диктант.

Ребята, дятел очень вами доволен, да и Лесовичок тоже. Вот только один лесной зверек хочет нас запутать.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса,

А зовут ее… (лиса, Приложение1)

- Как лиса зимует? (ответы детей)

- Лисичка своим пушистым хвостом замела нам тропинку домой. Давайте попробуем ее найти. (диктую)

А теперь проверим, не заблудился ли кто. (Вывешиваю образец на доску) <Рисунок 4 >

5. Итог урока.

Итак, ребята, мы снова в классе. Давайте вспомним, что мы узнали на уроке.

- Каких зверей мы встретили в лесу?

- Как эти звери зимуют?

- Из каких фигур состоял зайчик?

- Какую ягоду нужно есть, чтобы запастись витаминами на всю зиму?

- Молодцы! Всем спасибо за урок. Вы замечательно потрудились!