Логические операции "И", "ИЛИ". Информатика во 2-м классе

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цели:

Обучающие:

  • познакомить с понятиями “логические операции “И” “ИЛИ”;
  • научить оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности и ложности.

Развивающие:

  • развитие логического мышления;
  • развитие политехнических умений (работа на ПК).

Воспитывающие:

  • воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;
  • воспитание дисциплинированности;
  • выполнение установленных требований к уроку (контроль ТБ, правильностью посадки за ПК).

Подготовка к уроку.

1. На демонстрационном ПК загрузить:

  • программу “Роботландия - 96”, задача “Перевозчик”;
  • презентацию “Приложение к уроку”.

2. На всех компьютерах загрузить:

  • программу “Роботландия – 96”, задача “Перевозчик”;
  • презентацию “Приложение к уроку”.

Ход урока

1. Организационный этап урока.

а). Разминка. – Улыбнулись друг другу. Сказали добрые слова на букву И.

б). Скажите, с какими высказываниями вы познакомились на предыдущем уроке?

А сейчас повторим:

Истинные высказывания отметьте буквой “И”, а ложные- буквой “Л”.

  • Все животные –домашние. (Л) (рис.1)
  • Зимой падает иногда снег. (И) (рис. 2)

- Как вы думаете, вы всё узнали о логических операциях? Тема урока: логические действия “И” “ИЛИ”.

Сегодня мы отправляемся в удивительную страну “Логика”.

Но чтобы попасть в неё, мы должны пройти через ворота, где стоят два стража логические действия И и ИЛИ, и выполнить их задание.

Задание №1.

И Выбери круглый и съедобный. (рис. 3)

ИЛИ. Я не очень строгий страж и доволен, когда верно хотя бы одно моё высказывание.

Выбери круглый или съедобный. (рис. 4)

- Сколько предметов взяли?

Вывод: Логические операции: “И” - пересечение, “ИЛИ” - выбор, объединение. (Приложение 1)

2. Этап усвоения и закрепления.

Задание №25.

Разложи геометрические фигуры:

  • Треугольники в белый круг,
  • Маленькие фигуры в чёрный круг.

- Какие фигуры принадлежат обоим множествам?

Задания №26, №27, №28.

3. Оздоровительная минутка. (Для глаз, пальчиков и т. д. )

4. Этап обобщения полученных знаний.

Домашнее задание №36.

А) В задании надо провести стрелочки от предмета в область или нарисовать его в этой области.

Б) Выпиши множества:

  • плавают и летают:
  • плавают или летают:

5. Физкультминутка.

А сейчас отдохнём. Выполнив, условие и мы получаем результат.

Мы руками поведём -
Будто в море мы плывём.
1, 2, 3, 4 -
Вот мы к берегу приплыли.
Чтобы косточки рязмять,
Начнём наклоны выполнять -
Вправо и влево, назад и вперёд,
Влево и вправо, назад и вперёд.
Не забудем и присесть -
А теперь всем тихо сесть.

Выполнив условие физминутки, какой получаем результат? (Отдыхаем, расслабляемся).

- Все достигли этого результата?

6. Информационная минутка.

Компьютер в парикмахерской (Приложение 2)

  • Сегодня я хочу начать нашу минутку с рассказа о посещении парикмахерской. В этой парикмахерской я бываю часто. Но в последний раз я увидела там что-то для себя неожиданное, а именно — компьютер. Как вы думаете, зачем его приобрели? (Как правило, дети отвечают, что он помогает считать зарплату. Но могут быть и правильные ответы, которые учителю необходимо прокомментировать.)
  • Да, действительно, сегодня компьютер может даже помочь человеку выбрать прическу! Вот представьте, что девушка с длинными и светлыми волосами решила подстричь волосы или окрасить их в темный цвет, "но боится, что новая прическа окажется ей не к лицу. И вот тут-то на помощь приходит компьютер! Фотография клиента через специальное устройство, которое называется "сканер", передается в компьютер, и его лицо появляется на экране (при этом на доску можно вывесить нарисованное изображение). С помощью специальной программы к нему прикладываются различные прически. (Это тоже можно проделать на доске, предоставив право детям высказывать свое мнение: подходит или нет та или иная прическа. Как правило, дети активно включаются в обсуждение, что способствует повышению познавательной активности. )

Технологию подбора прически можно продемонстрировать разными способами, в зависимости от уровня техники и наличия программного обеспечения. Можно заранее отсканированное изображение (например, фотографию класса — вот будет сюрприз для детей!) отредактировать на глазах детей в графическом редакторе или воспользоваться специализированными программными продуктами. Но очень важно в конце информационной минутки напомнить ребятам, что графическое изображение переносится в компьютер с помощью сканера, и подчеркнуть преимущества моделирования причесок на компьютере (не надо проводить натурных экспериментов, результаты которых к тому же могут оказаться и неудачными).

7. Работа на компьютере. Игра “перевозчик”.

Давайте посмотрим, какие пары могут образовывать наши пассажиры, а какие нет. Из условия задачи следует:

Истинные высказывания: Ложные высказывания:
коза И перевозчик вместе; коза И капуста вместе;
коза одна; волк И коза вместе.
волк И капуста вместе;
волк И перевозчик вместе;
волк один;
капуста И перевозчик вместе;
капуста одна.

8. Итог урока.

- Какая задача урока стояла перед нами?

- Выполнили ли мы её?

Спасибо за урок. До свидания.

Литература.

  1. Адрес http://inf. 1september. ru/2000/2/art/bris1/htm.
  2. Перевозкина Л. А. Методические рекомендации.
  3. Приложение к журналу “Информатика и образование” №3-2001.