Цели:
Обучающие:
- познакомить с понятиями “логические операции “И” “ИЛИ”;
- научить оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности и ложности.
Развивающие:
- развитие логического мышления;
- развитие политехнических умений (работа на ПК).
Воспитывающие:
- воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;
- воспитание дисциплинированности;
- выполнение установленных требований к уроку (контроль ТБ, правильностью посадки за ПК).
Подготовка к уроку.
1. На демонстрационном ПК загрузить:
- программу “Роботландия - 96”, задача “Перевозчик”;
- презентацию “Приложение к уроку”.
2. На всех компьютерах загрузить:
- программу “Роботландия – 96”, задача “Перевозчик”;
- презентацию “Приложение к уроку”.
Ход урока
1. Организационный этап урока.
а). Разминка. – Улыбнулись друг другу. Сказали добрые слова на букву И.
б). Скажите, с какими высказываниями вы познакомились на предыдущем уроке?
А сейчас повторим:
Истинные высказывания отметьте буквой “И”, а ложные- буквой “Л”.
- Как вы думаете, вы всё узнали о логических операциях? Тема урока: логические действия “И” “ИЛИ”.
Сегодня мы отправляемся в удивительную страну “Логика”.
Но чтобы попасть в неё, мы должны пройти через ворота, где стоят два стража логические действия И и ИЛИ, и выполнить их задание.
Задание №1.
И Выбери круглый и съедобный. (рис. 3)
ИЛИ. Я не очень строгий страж и доволен, когда верно хотя бы одно моё высказывание.
Выбери круглый или съедобный. (рис. 4)
- Сколько предметов взяли?
Вывод: Логические операции: “И” - пересечение, “ИЛИ” - выбор, объединение. (Приложение 1)
2. Этап усвоения и закрепления.
Задание №25.
Разложи геометрические фигуры:
- Треугольники в белый круг,
- Маленькие фигуры в чёрный круг.
- Какие фигуры принадлежат обоим множествам?
Задания №26, №27, №28.
3. Оздоровительная минутка. (Для глаз, пальчиков и т. д. )
4. Этап обобщения полученных знаний.
Домашнее задание №36.
А) В задании надо провести стрелочки от предмета в область или нарисовать его в этой области.
Б) Выпиши множества:
- плавают и летают:
- плавают или летают:
5. Физкультминутка.
А сейчас отдохнём. Выполнив, условие и мы получаем результат.
Мы руками поведём -
Будто в море мы плывём.
1, 2, 3, 4 -
Вот мы к берегу приплыли.
Чтобы косточки рязмять,
Начнём наклоны выполнять -
Вправо и влево, назад и вперёд,
Влево и вправо, назад и вперёд.
Не забудем и присесть -
А теперь всем тихо сесть.
Выполнив условие физминутки, какой получаем результат? (Отдыхаем, расслабляемся).
- Все достигли этого результата?
6. Информационная минутка.
Компьютер в парикмахерской (Приложение 2)
- Сегодня я хочу начать нашу минутку с рассказа о посещении парикмахерской. В этой парикмахерской я бываю часто. Но в последний раз я увидела там что-то для себя неожиданное, а именно — компьютер. Как вы думаете, зачем его приобрели? (Как правило, дети отвечают, что он помогает считать зарплату. Но могут быть и правильные ответы, которые учителю необходимо прокомментировать.)
- Да, действительно, сегодня компьютер может даже помочь человеку выбрать прическу! Вот представьте, что девушка с длинными и светлыми волосами решила подстричь волосы или окрасить их в темный цвет, "но боится, что новая прическа окажется ей не к лицу. И вот тут-то на помощь приходит компьютер! Фотография клиента через специальное устройство, которое называется "сканер", передается в компьютер, и его лицо появляется на экране (при этом на доску можно вывесить нарисованное изображение). С помощью специальной программы к нему прикладываются различные прически. (Это тоже можно проделать на доске, предоставив право детям высказывать свое мнение: подходит или нет та или иная прическа. Как правило, дети активно включаются в обсуждение, что способствует повышению познавательной активности. )
Технологию подбора прически можно продемонстрировать разными способами, в зависимости от уровня техники и наличия программного обеспечения. Можно заранее отсканированное изображение (например, фотографию класса — вот будет сюрприз для детей!) отредактировать на глазах детей в графическом редакторе или воспользоваться специализированными программными продуктами. Но очень важно в конце информационной минутки напомнить ребятам, что графическое изображение переносится в компьютер с помощью сканера, и подчеркнуть преимущества моделирования причесок на компьютере (не надо проводить натурных экспериментов, результаты которых к тому же могут оказаться и неудачными).
7. Работа на компьютере. Игра “перевозчик”.
Давайте посмотрим, какие пары могут образовывать наши пассажиры, а какие нет. Из условия задачи следует:
Истинные высказывания: | Ложные высказывания: |
коза И перевозчик вместе; | коза И капуста вместе; |
коза одна; | волк И коза вместе. |
волк И капуста вместе; | |
волк И перевозчик вместе; | |
волк один; | |
капуста И перевозчик вместе; | |
капуста одна. |
8. Итог урока.
- Какая задача урока стояла перед нами?
- Выполнили ли мы её?
Спасибо за урок. До свидания.
Литература.
- Адрес http://inf. 1september. ru/2000/2/art/bris1/htm.
- Перевозкина Л. А. Методические рекомендации.
- Приложение к журналу “Информатика и образование” №3-2001.