Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо уч-ся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать.
По словам Д.Н БОГОЯВЛИНСКОГО, орфографический навык, как и любой другой, – это “автоматизированные компоненты сознательной деятельности”. “Сознательная деятельность” осуществляется на основе знания правил и правильного их применения”.
В настоящее время работа учителя по орфографии в основном идет стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются. Но знать правило и свободно писать – вещи разные!!! Считается, что одна из главных целей научить ребенка безошибочно определить место орфограммы и решать орфографические задачи. Поэтому огромное внимание в обучении орфографии уделяется формированию орфографической зоркости /умение видеть орфограмму в слове/ и орфографического слуха /умение слышать орфограмму в слове/.
Орфографический слух – наиболее сложное явление, поэтому первоначально отрабатывается орфографическая зоркость и на этой основе идет становление умения находить орфограмму в слове на слух.
Орфографические ошибки всегда рассматривались применительно к отдельным словам и словосочетаниям. Но в реальной учебной речевой деятельности /сочинение, изложение, диктант / уч-ся в качестве минимальной речевой единицы пользуются предложением и, следовательно, нарушают прописные нормы не в отдельных словах и сочетаниях, а в словах и сочетаниях, имеющих линейную последовательность.
Проанализировав работы детей, выявила закономерность: распределение орфографических ошибок сосредоточено в последних словах предложения и в словах – сказуемых.
Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но все упражнения нужно проводить целенаправленно, систематически, только тогда может быть положительный результат.
Для выработки орфографической зоркости упражнения располагаю в определенной последовательности в зависимости от сложности и самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание,
комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, письмо под диктовку, письмо по памяти, творческие работы. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра “ОГОНЬКИ”.
На доске написано предложение. Ученики “зажигают” огоньки над изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложения в тетрадь.
Но для большей эффективности занятий использую упражнения творческого характера. Словарно-орфографическая работа – 1 из способов формирования орфографической зоркости. В связи с этим использую такой вид работы.
***
п ф б к т х е
ш с р ч е
з ц а
Задание: уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.
Какое это слово? /береза/
С полученным словом провожу аналитическую работу: – подберите родовое понятие к слову береза.
– Береза – это дерево.
– Но ель, сосна – это тоже деревья. Чем они отличаются?
– Береза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойное.
– Сформулируйте правильно родовое понятие к слову береза.
– Береза – это лиственное дерево.
– Назовите его существенные признаки.
– У березы белая кора и листья в виде сердечка.
– Что же обозначает слово – береза?
– Береза – это лиственное дерево с белой корой и листочками в виде сердечка.
Дается информация о березе.
– Найдите слово в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Подчеркните гласную.
***
Если найдете прямоугольник с первой буквой и установите последовательность, то прочтете слово.
***
Внимательно посмотрите на данную запись и определите 2 слова, с которыми мы познакомимся на уроке.
***
Внимательно посмотрите на данный шифр из приложения 4. Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым познакомитесь на уроке.
Физкультминутки тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости.
На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.
Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.
Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
Большим интересом у уч-ся пользуется стихотворные упражнения по орфографии.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК
Было “сели”,
Стало “съели”,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
– Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объявление,
И подъезд, и объяснение.
ЧК, ЧН
Козочка, горочка,
33 пригорочка
Ой! ЧК, ЧК, ЧК!
Кочка, почка, звездочка
Речка, ночка, строчка,
Точка, кочка, дочка,
Строчный, булочный, ночной,
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Где ЧН, а где ЧК!
Большой интерес представляет собой прием “усиления” орфограммы. “Усилить” орфограмму – значит сделать более ярким, или “уярчить”, то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Усиление требует большой творческой активности уч-ся.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1. Выявление трудной орфограммы
2. Постановка перед уч-ся проблемы: на “уярчить” орфограмму? Как
лучше заменить именно эту букву? Как помочь своей памяти?
3. Самостоятельный поиск уч-ся способов “усиления”
4. Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов
5. Выбор каждым уч-ся индивидуально прием запоминания.
Поговорим подробнее о некоторых эффективных способов “усиления” орфограммы:
1) написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета
2) “уярчение” путем составления ребусов
В процессе закрепления, повторения изучаемой орфограммы, уч-ся формируют навыки грамотного письма. Способом выполнения разноуровневых заданий. Эти задания я предлагаю учащихся на индивидуальных карточках. Каждая карточка содержит разный материал, объединенный 1 орфограммой. Карточки раздаются группе детей 1 ряда или варианта /от 5 до 15/.
Дети работают в паре или индивидуально в зависимости от поставленной цели урока: закрепление орфограммы или отработка ее.
Работа с карточками дает полную картину усвоения уч-ся изучаемой орфограммы. Подобная работа дисциплинирует детей, экономит время.
Для ребят сильной группы свободное время не проходит даром, когда другие дети выполняют задание. Работа с карточкой, уч-ся должен проявить самостоятельность, еще раз повторить орфограмму и закрепить ее, при выполнении разноуровневых заданий, повысить упорство и активность.
Орфографическая зоркость легко поддается учету. Для этого можно использовать тесты.
Систематически проводя указанные выше виды работы, формируют у обучающихся орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты.
ЛИТЕРАТУРА:
- Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – М.: Дрофа. 2000.
- Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: 1987.
- Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М., 1994.
- Бакулина Г.А.интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – Владос, 2001.
- Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.
- Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: русский язык. – Ярославль, “Академия развития”, 1997.