Тема занятия: обобщение знаний детей о плоских геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, круге и треугольнике.
Цели:
- Активизировать учащихся на обобщение знаний о свойствах квадрата, прямоугольника, круга и треугольника.
- Развить у учащихся способность анализировать элементы будущей деятельности, логическое и пространственное мышление при выполнении задания на реконструкцию ГФ, задания игры “Танграм”. Развивать осознание геометрии, как части математики с помощью формирования вычислительных навыков, необходимых на следующем уроке при изучении темы “Периметр”.
- Воспитывать у учащихся способность анализировать результаты своего труда и труда своих одноклассников через осуществление обратной связи на уроке.
План занятия.
№ п/п |
Этап урока |
Время, мин. |
1 |
Организационная часть |
3 |
2 |
Обобщение знаний о квадрате |
7 |
3 |
Отработка вычислительных навыков |
7 |
4 |
Обобщение знаний о прямоугольнике |
7 |
5 |
Физкультминутка |
2 |
6 |
Логическое задание – обобщение знаний о круге |
4 |
7 |
Игра “Танграм” – обобщение знаний о треугольнике |
7 |
8 |
Итог урока |
3 |
Ход урока
– Ребята, давайте поговорим сегодня о городе, в котором мы живем. Все вы знаете, что наш город называется…
– Дзержинск.
– В этом году нашему городу исполняется …
– 75 лет
– В честь кого назван наш город?
– Ф.Э. Дзержинского.
– Кем был Ф.Э. Дзержинский?
– Революционером, чекистом, коммунистом. Он боролся с беспризорностью.
– Наш город построили ваши бабушки и дедушки. Продолжают эту традицию ваши мамы и папы. И вы – будущие строители нашего города. От вас зависит, каким будет наш город, его будущее. Через несколько лет, закончив школу, вы станете инженерами, врачами, учителями, строителями. А для этого нужны хорошие прочные знания. Так давайте прогуляемся по улицам нашего города и покажем, чему мы научились за это время. Но прежде чем двигаться по улицам, давайте повторим дорожные знаки (на доске – плакат с дорожными знаками):
Город, в мы с тобой живем
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она, азбука – над мостовой,
Знаки развешаны над головой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Какие дорожные знаки вы знаете?
Какой формы бывают дорожные знаки?
Почему знаки выполнены в виде значков, а не слов?
К чему может привести несоблюдение требований дорожных знаков?
2. Посмотрите, ребята, а вот и новый район строится. Дом начинают строить с закладки фундамента. Какой геометрической формы фундаменты данных домов?
– Квадратной.
– Что такое квадрат?
– Это геометрическая фигура, у которой 4 угла, 4 вершины, 4 стороны.
– Что можно сказать об углах квадрата?
– Они равны.
– Какая геометрическая фигура тоже имеет 4 угла, 4 вершины и 4 стороны, но не имеет равных сторон?
– Прямоугольник.
– Кто даст точное определение квадрата?
– Квадрат – это прямоугольник, у которого 4 стороны равны между собой.
– Выполните задание: из фигур нужно выбрать и раскрасить три, из которых можно составить квадрат. (Задание дети выполняют на карточках.)
Проверка: посмотрите, ребята, какие фигуры выбрал Буратино. Проверьте, не ошибся ли он?
3. А теперь прогуляемся по другой улице. Для этого надо перейти через дорогу:
Стоп, машина! Стоп, мотор!
Тормози скорей, шофер!
Красный глаз глядит в упор –
Это строгий светофор.
Вид он строгий напускает,
Ехать дальше не пускает!
Ребята, как правильно нужно переходить через дорогу?
– По светофору или по “зебре”.
– У вас на столах лежат математические “зебры”. Правильно перейдет дорогу тот, кто решит все примеры, написанные на дорожке.
15-6= |
11-7= |
13-6= |
14-9= |
12-6= |
17-9= |
16-9= |
15-7= |
13-8= |
11-9= |
12-8= |
17-8= |
14-6= |
7+5= |
9+4= |
18-9= |
11-3= |
14-6= |
3+8= |
12-7= |
16-8= |
6+7= |
7+7= |
13-4= |
6+6= |
8+3= |
15-7= |
7+8= |
8+4= |
9+2= |
7+4= |
6+8= |
8+8= |
9-5= |
8+5= |
7+9= |
Проверка: Один ребенок решает примеры у доски. Затем проверяем его решение с помощью светофоров: правильный ответ – зеленый цвет, неправильный ответ – красный цвет.
Задание носит дифференцированный характер по объему содержания задания. Дети не знают, но количество решенных примеров у всех разное за счет того, что детям, которые решают в медленном темпе или у них еще недостаточно сформирован вычислительный навык, дана карточка, на которой некоторые примеры уже решены.
4. А вот еще один район строится. Какую форму имеют фундаменты этих домов?
– Прямоугольную.
– Почему прямоугольник так называется?
– Потому что у него все углы прямые.
– Как еще можно назвать прямоугольник?
– Четырехугольник.
– Как вы думаете, каких фигур больше – четырехугольников или прямоугольников?
– Четырехугольников.
– Кто даст правильное определение прямоугольнику?
– Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.
– Давайте попробуем построить прямоугольные фундаменты домов:
Проверка: сравните номера фигур, из которых составили фундамент ребята с первой парты с номерами фигур, которые выбрали вы.
5. А теперь давайте отдохнем. Физкультминутка.
1, 2, 3, 4, 5
Ох, устали мы писать,
В “светофор” мы поиграем – руки, ноги разминаем.
Красный цвет нам “Стой!” кричит, ждать зеленого велит.
Чтобы было ждать нескучно, наклоняемся мы дружно.
И назад, и вперед, влево, вправо поворот.
Вот и желтый загорелся, приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем, начинаем, детвора!
Вверх поднимем, вниз опустим, полетим, как самолет.
Вот зеленый загорелся, можно нам идти вперед.
Левой, правой, левой, правой смело мы идем вперед.
Светофор – помощник славный, уставать нам не дает.
6. А какой формы линзы у светофора?
– Круглой.
– Чем круг отличается от всех предыдущих фигур?
– Не имеет углов.
– Назовите предметы, имеющие форму круга.
– Посмотрите на рисунок, что здесь общее у всех фигур?
– Круги, отчеркнутая четверть.
– А чем рисунки отличаются?
– Местонахождением четверти.
– Как оно изменяется?
– По часовой стрелке.
– Дорисуйте недостающие фигуры:
7. Мы заложили фундаменты домов, а теперь попробуем построить и сам дом.
Строить мы его будем из составных частей игры “Танграм”. Какая геометрическая фигура преобладает в “Танграме”?
– Треугольник.
– Дайте определение треугольнику.
– Это геометрическая фигура, у которой 3 вершины, 3 стороны и 3 угла.
– Посмотрите на домик, который нам необходимо построить, попробуйте сложить его без подсказок. Если у кого-то не получится – вы можете воспользоваться подсказкой на столе учителя (там фигура разделена на составные части). Найдите несколько вариантов построения домика.
– Треугольник – фигура загадочная. С ним связано много интересных задач. Попробуйте дома решить задачку. (Ее читает диктор учебного фильма “Загадки геометрии”: из 6 одинаковых палочек нужно составить 4 треугольника.)
8. Ну, а теперь мы опять вернулись в школу и пора подвести итог нашему путешествию.
– Свойства каких геометрических фигур мы повторяли?
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Какие задания вам понравились?
– Какие – вызвали затруднения?
– Каким одним словом можно назвать все фигуры, о которых шла речь на уроке?
– Плоские.
– Какие еще плоские фигуры вы знаете?
– А какие объемные фигуры вам известны?
– Свойства этих фигур мы будем изучать с вами на следующих уроках.