Урок математики в 6-м классе по теме: "Задачи на дроби"

Разделы: Математика


Цели урока:

образовательные:

активизация базовых знаний;
вторичное осмысление полученных знаний;

развивающие:

развивать логическое мышление учащихся;

воспитательные:

повышение мотивации обучения.

Оборудование:

учебник “Математика – 6” Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд; компьютер; проектор; презентация MS Power Point, тетради, тест, раздаточный материал.

Ход урока:

1. Организационный момент. Разминка.

Урок начинается с разминки, которая включает несколько заданий на повторение пройденного материала. По слайду № 2 учащиеся выполняют задания.

Учащимся предлагается комплект заданий, который надо выполнить, но не по порядку, а следующим образом: сначала всегда выполняется первое задание; число, полученное в результате его выполнения, есть номер задания, которое надо выполнить следом; выполнив его, получаем номер следующего задания и т.д. Окончательный ответ, записанный на листочке, ученик показывает учителю (молча).

Первым трем ученикам, показавшим правильные ответы – можно поставить оценку.

1) Эстафета:

1. Решите уравнение 3х - 1=11.

2. Найдите наименьшее общее кратное чисел 10 и 5.

3. Найдите наибольший общий делитель чисел 35 и 15.

4. Вычислите 0,17 + 2,83.

5. Найдите среднее арифметическое чисел 1, 2 и 3.

О т в е т: 10.

2. Актуализация опорных знаний. Работа в парах сменного состава.

Работа со слайдом № 3

Из данных дробей выберите любые две и предложите соседу по парте выполнить задания

(Перед каждым учеником лежат полоски с заданиями, например: первая парта – у первого варианта задание привести дроби к новому знаменателю, а у второго – сравните дроби и т.д.) Выполните задания:

  • сравните дроби;
  • сложите дроби;
  • выполните вычитание дробей;
  • выполните умножение дробей;
  • выполните деление дробей;
  • приведите дроби к новому знаменателю.

Поменяйтесь местами, ходит второй вариант, выполняются те же задания с другим соседом по парте. Потом листочки сдаются на проверку учителю.

3. Изучение новой темы. Обобщение результатов, вывод формул (работа в парах, взаимопроверка).

Работа со слайдами № 4,5,6,7,8

Типы задач на дроби: Решение этих задач основано на знании того, что обозначает каждое число в записи.

1. Какую часть одно число составляет от другого.

Учитель предлагает учащимся придумать задачу по данной теме. Предлагает посмотреть, как решаются такие задачи.

2. Нахождение части от числа

Такой тип задач лучше решать с помощью чертежа.

Задача. У Вовы было 30 рублей. За тетрадь он заплатил часть своих денег. Сколько денег заплатил Вова за тетрадь?

Учитель предлагает учащимся обсудить чертеж к задаче и сделать вывод что означает . Учащиеся записывают решение задачи в тетрадях.

3. Нахождение числа по его части

Этот вид задач также решается с помощью чертежа.

Задача. Сережа наклеил в альбом 3 марки, что составляет часть всех его марок. Сколько всего марок у Сережи?

Идет обсуждение чертежа к задаче, решение учащиеся записывают в тетрадях.

Далее учитель предлагает вывести общую формулу для решения задач всех типов, учащиеся предлагают свои варианты решения проблемы. В результате совместной деятельности, приходят к выводу:

часть    дробь      целое

Учитель предлагает из этой общей формулы вывести еще две для решения задач двух типов. В результате должны получиться формулы:

.

Учащиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте и проверяют формулы по образцу, который демонстрирует учитель. Формулы записаны на обратной стороне доски.

Учащиеся формулируют правила нахождения компонентов действий. Учитель предлагает учащимся решить тест “блиц” по формулам, которые были выведены на уроке.

4. Познавательная минутка. Повторение действий с дробями.

В подготовительном периоде перед тестом, учащиеся знакомятся с понятием “блиц” и “блицтурнир”, выполняя познавательные задания. Эти примеры были заданы учащимся для домашнего решения накануне урока. Решая задачи, заполняя таблицы, учащиеся работают со слайдами № 9, 10, 11, 12 и 13. Проверка правильности решения примеров, проводится на уроке с помощью проектора.

Знаете ли вы, что означает словосочетание “блицтурнир”? Каково происхождение слова “блиц”? Давайте выясним это вместе. Сначала узнайте, из какого языка попало к нам это слово. Для этого решите пример и по таблице определите это:

греческий

латинский

0,3

английский

немецкий

0,25

французский

Теперь, когда вы узнали, что слово “блиц” пришло к нам из немецкого языка, сделайте перевод на русский язык. Для этого запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам из домашнего задания.

Blitz

0,15

4,75

5,5

16

14,4

8,125

           

Домашнее задание, заданное накануне урока (буквы, соответствующие примерам, заранее не предлагались).

Я 20% от

Л

И

О

Н  Координаты точки Н:

По результатам решения примеров, идет проверка результатов. Учащиеся называют буквы, и они появляются в таблице. Получилось слово МОЛНИЯ.

Итак, блицтурнир – Blitzturnier – это соревнование, которое проводится в сжатые сроки.

5. Итог урока. Обучающий тест.

При подведении итога урока, учащиеся выполняют тест “блиц”. Каждый получает карточку с заданиями. Работа выполняется на листочках, которые сдаются учителю на проверку. Оценки, полученные за это задание, выставляются в журнал по желанию учеников.

Тест “блицтурнир”

Составьте выражение по тексту задачи и, если возможно, упростите ответ.

1. В олимпиаде по математике победителями стали a человек, что составляет числа его участников. Сколько человек приняли участие в олимпиаде?

1) 7,5 а; 2) а; 3) а; 4) а.

2. Количество осадков в июне было равно d мм, что составляет 125% месячной нормы. Какова норма осадков в июне?

1) d; 2) d; 3) d; 4) 0,75 d.

3. В пансионате x человек. В соревнованиях по теннису приняли участие всех отдыхающих. Сколько отдыхающих приняли участие в соревнованиях?

1) x; 2) x; 3) x; 4) x.

4. Длина прямоугольника равна n мм, а ширина составляет длины. Найти ширину прямоугольника.

1) n; 2) n; 3) 0,25 n; 4) 0,4n.

5. В дачном поселке x домов. всех домов – двухэтажные. Сколько в поселке одноэтажных домов?

1) 1,4x; 2) x; 3) x; 4) x.

Ответы: 1; 1; 3; 2; 4.

6. Домашнее задание (творческое).

Учащимся предлагается придумать свои задачи на каждый тип для своего соседа. На следующем уроке будем решать эти задачи.

Спасибо за урок.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3