Тема: "Идёт зима. Неживая природа зимой".
Цели:
- дать представление о характерных признаках зимы в неживой природе;
- прививать любовь к русской природе;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать видение прекрасного во всём, что нас окружает.
Оборудование: картины, рисунки, компьютер, CD.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение изученного
– О каком времени года мы говорили на прошлом уроке?
– Назовите осенние месяцы?
– Посмотрите на картины и определите, какой месяц изображён и по каким приметам вы его узнали? (Приложение. Слайд)
– Какой самый листопадный месяц? А это листок, с какого дерева? Чем он интересен , что про него даже есть поговорка: cам широкий, черенок длинный, сплющенный, всегда дрожжит на ветру.
– Существуют и народные приметы: если осиновый лист ляжет на землю верхней стороной – то будет холодная зима, если нижней – то тёплая.
– Какой был самый холодный месяц? Да, ноябрь т.к. температура опускалась до –15 градусов.
– Почему говорят: “Осень – на дню погод восемь”?
– А какая осень вам больше нравится – ранняя или поздняя?
– Да, не многим нравится поздняя осень. Природа в дни поздней осени находится в задумчивости, она готовится к отдыху, будто объявляя всему живому – готовьтесь, за мной идёт зима!
III. Объяснение нового материала
Признаки зимы
– Вы уже догадались, о каком времени года мы будем сегодня говорить? Да, тема нашего урока – “Зима-волшебница” (Слайд)
– Посмотрите, какими красками пользуется зима?
– Как вы думает, а чем пахнет зима?
– А когда, по-вашему, она наступает?
– А сейчас, отгадайте загадки и назовите зимние месяцы.
а)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей, короче ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт –
Мы встречаем Новый год.
– На Руси декабрь называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. (Слайд)
б)
Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится:
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это?
– Январь называли сечень, т.к. он рассекает зиму на две половины. (Слайд)
в)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
на деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это?
– Февраль называли лютый, т.к. выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. (Слайд)
– Повторите, о каких признаках зимы вы узнали из загадок о месяцах? (Слайд)
– Посмотрите на снимки. Вы сказали, что стоят морозы, а почему ребятам мороз нипочём? (Слайд)
– Но иногда зимой случаются оттепели. Как вы понимаете слово оттепель?
– Да, иногда пригреет солнышко, с юга налетит ветер и принесёт оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться. На крышах появятся сосульки. (Слайд)
– А после оттепели ударит мороз и на снегу
образуется твёрдая корочка – “наст”, на дорогах
– "гололедица". На деревьях и проводах
образуется пушистая снежная бахрома –
"изморозь". (Слайд) Удивительно
красивым становиться при этом всё вокруг,
особенно красивы деревья.
Так что же нам зима принесла в подарок?
Чтобы ответить, надо разгадать кроссворд. (Слайд)
Вопросы к кроссворду:
- И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт? (Иней)
- Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели и пахнет весной? (Сосулька)
- Есть ребята у меня два серебряных коня, езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки)
- Едва повеяло зимой, они всегда с тобой. Согреют две сестрицы. Зовут их? (Рукавицы)
- Два берёзовых коня, по снегам несут меня. Кони эти рыжи, а зовут их? (Лыжи)
- Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
- Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут. (Снегирь)
- Доброе, хорошее – на всех сверху глядит, а людям на себя – глядеть не велит. (Солнце)
– А что же ещё подарила нам зима? Снежинки.
– Что такое снежинки?
– На что они похожи? (Слайд)
Учитель дарит снежинки.
-Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки . При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, звёзды и цветы превращаются в снежную пыль. Когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим, что с неба падает крупа .Снежинки , падая на землю в тёплые дни ,лепятся друг к другу и образуют крупные хлопья.
Явления зимней природы
– Ребята, а как называется явление зимней природы, когда снежинки падают тихо, спокойно? (Слайд)
– Но снег не всегда падает тихо. Часто дует
ветер и тогда снег несётся по воздуху,
задерживаясь у домов, заборов, наметает большие
сугробы.
Как такой снегопад называется?
– А если сильный ветер ревёт, как зверь , ничего не видно. Это, какое явление? (Слайд)
IV. Музыкальная пауза
– Я предлагаю вам послушать произведение
“Зима” Вивальди. Закройте глаза и представьте
зимнюю картину. Что вы увидели?
Посмотрите на свои рисунки, на которых вы
изобразили зиму. Почему тема урока
“Зима-волшебница”? (Слайд)
V. Итог урока
– Послушайте стихотворение “Зима” и
вспомните все характерные признаки зимы, о
которых мы говорили на уроке. (Слайд)
Приведите примеры зимних явлений в неживой
природе? Оттепель, гололедица, снегопад, метель,
изморозь – зимние явления.
ЗИМА
Вот уж осень налетела
И примчалася зима.
Как на крыльях прилетела
Неведимо вдруг она.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды
И мальчишки закричали
Ей спасибо за труды.
Вот появилися узоры
На стёклах дивной красоты
Все устремили свои взоры,
Глядя на это с высоты.
Снег падает,
Мелькает, вьётся.
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает
И иней на снегу сверкает.
VI. Домашнее задание
– Учебник стр.132–133. Проведите опыт со снегом.
VII. Выставление оценок