Урок математики в 3-м классе по программе "Школа 2100" на тему: "Скорость. Время. Расстояние" (учебник Л.Г. Петерсон)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • сформировать у учащихся представление о новой величине “скорость” и единицах ее измерения;
  • отрабатывать вычислительные навыки;
  • повторить приемы действий с многозначными числами;
  • способствовать развитию логического мышления, внимания, речи;
  • прививать интерес к математике.

Оборудование: таблица “Скорость, время, расстояние”, предметные картинки.

I. Организационный момент

– Английский поэт Уордсфорд замечательно написал о поединке с математическими тайнами и как почетна победа в этом поединке:

Не нужно нам владеть мечом,
Не ищем славы громкой
Тот побеждает, кто знаком
С искусством мыслить тонким.

– Научиться этому искусству может каждый, надо только захотеть. Чем мы с вами сегодня и займемся на уроке.

II. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа.

– Перед вами запись. Найдите лишнюю.

S = a * b
b * b + 1 = 10
d + d < 7
P = (a + b) * 2
7 *4 < 28
V = a * b * c
6 + 9
a * b = b * c

("6 + 9" – выражение, а остальные – высказывания.)

  • Какие высказывания? (Равенства и неравенства.)
  • Назовите ложное высказывание. (7 * 4 < 28.)
  • Какую группу можно выделить? (Формулы.)
  • Назовите их. (Формула площади, формула периметра, формула объема.)

– Решите задачу.

  • Найдите площадь прямоугольника со сторонами 27 метров и 10 м. Чему равен периметр?
  • Что мы можем сказать о площади? (Это – величина.)
  • Какие вы еще знаете величины? (Длина, масса, объем, цена, время …)
  • Что такое величина? (Это то, что можно измерить и сравнить. )

2. Индивидуальная работа. (проводится у доски во время фронтальной работы.)

1) Решить пример на деление с остатком и сделать проверку.

358227 : 6

2) Составить программу действий и вычислить.

270 : 9 * 7 – 360 : ( 16 : 4 ) + ( 42 : 7 * 6 + 14 ).

Два ученика решают уравнения.

163920 : Х = 8;
7044 – Х = 3850.

III. Физкультминутка

IV. Беседа

– А теперь представьте, что вам надо куда-либо доехать быстро, что вы выберите: велосипед или автомобиль? (Автомобиль.)

– Почему? (Так как он движется быстрее, с большей скоростью.)

– Значит, что мы сравниваем? (Скорость движения.)

– А измерить скорость можно? (Можно. В машинах устанавливают спидометр.)

– Если скорость можно сравнить и измерить, то какой вывод напрашивается? (Скорость – это величина.)

V. Создание проблемной ситуации

– В машине есть спидометр, который измеряет скорость, а вам надо рассудить спор двух друзей Миши и Игоря. Они учатся в разных школах и никак не могут разобраться, кто из них быстрее бегает на лыжах. Миша на соревнованиях в своем классе прошел 80 м за 20 сек., а Игорь 45 м за 15 сек. Каждый считает себя лучшим спортсменом. Игорь говорит, что затратил меньше времени, а Миша говорит, что он прошел большее расстояние. Кто по вашему мнению пробежал быстрее?

Ученики высказывают свои предположения.

VI. Постановка проблемы

  • Можно ли сказать, что время 20 сек и 15 сек показатели скорости? (Нет.)
  • А расстояние? (Нет.)
  • Ни время, ни расстояние не являются характеристиками скорости, но скорость зависит от них.
  • Как вы сформулируете задачу нашего урока? (Высказывания детей.)

VII. Сообщение темы и цели урока

– Значит, тема сегодняшнего урока “Скорость. Время. Расстояние.” и мы установим как скорость связана со временем и расстоянием.

VIII. Открытие детьми нового знания

– Для того, чтобы сравнить у кого из ребят быстрее скорость, надо узнать сколько каждый из них прошел метров за секунду:

  • Миша – 80 : 20 = 4 м за 1 сек
  • Игорь – 45 : 15 = 3 м за 1 сек (записывается на доске).

– Значит, скорость Миши больше. Скорость характеризуется не временем и не расстоянием, а расстоянием, пройденным в единицу времени. Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.

IX. Работа с учебником (стр. 48)

– Скорость имеет свое обозначение и время, и расстояние (величины движения).

Учитель выставляет карточки на доске:

V – скорость;
t – время;
S – расстояние;

Х. Первичное закрепление

1. Работа с учебником № 1 стр. 49

Дополнительные вопросы:

  • Можно ли сравнить скорость движения Земли со скоростью черепахи? (Нет.)
  • Почему? (Они выражены в разных единицах измерения.)
  • Как вы думаете, какие значения может принимать переменная?

2. Закрепление понятия скорости

– № 2 стр. 49 с комментированием.

– № 3 стр. 49. Соединим объект с показателем скорости.

Ученики выполняют задание самостоятельно, о потом проводится проверка.

– № 9 стр. 50. Придумай задачу на нахождение скорости, если известно время и расстояние

Ученики озвучивают придуманные задачи.

XI. Физкультминутка

XII. Повторение пройденного материала

– С древнейших времен особым уважением пользовалось умение решать арифметические задачи. Благодаря этому умению люди могли отвечать на многие жизненно важные практические вопросы. Вот мы и решим одну из задач на повторение на стр. 105 № 3.

Один ученик решает задачу на доске, остальные решают в тетрадях самостоятельно.

XIII. Итог урока. Рефлексия

  • С какой новой величиной познакомились?
  • В каких единицах измеряется скорость?
  • Что нового узнали на уроке?
  • Что особенно понравилось?
  • Что осталось не совсем понятным?