Цели:
- сформировать у учащихся представление о новой величине “скорость” и единицах ее измерения;
- отрабатывать вычислительные навыки;
- повторить приемы действий с многозначными числами;
- способствовать развитию логического мышления, внимания, речи;
- прививать интерес к математике.
Оборудование: таблица “Скорость, время, расстояние”, предметные картинки.
I. Организационный момент
– Английский поэт Уордсфорд замечательно написал о поединке с математическими тайнами и как почетна победа в этом поединке:
Не нужно нам владеть мечом,
Не ищем славы громкой
Тот побеждает, кто знаком
С искусством мыслить тонким.
– Научиться этому искусству может каждый, надо только захотеть. Чем мы с вами сегодня и займемся на уроке.
II. Актуализация знаний
1. Фронтальная работа.
– Перед вами запись. Найдите лишнюю.
S = a * b b * b + 1 = 10 d + d < 7 P = (a + b) * 2 |
7 *4 < 28 V = a * b * c 6 + 9 a * b = b * c |
("6 + 9" – выражение, а остальные – высказывания.)
- Какие высказывания? (Равенства и неравенства.)
- Назовите ложное высказывание. (7 * 4 < 28.)
- Какую группу можно выделить? (Формулы.)
- Назовите их. (Формула площади, формула периметра, формула объема.)
– Решите задачу.
- Найдите площадь прямоугольника со сторонами 27 метров и 10 м. Чему равен периметр?
- Что мы можем сказать о площади? (Это – величина.)
- Какие вы еще знаете величины? (Длина, масса, объем, цена, время …)
- Что такое величина? (Это то, что можно измерить и сравнить. )
2. Индивидуальная работа. (проводится у доски во время фронтальной работы.)
1) Решить пример на деление с остатком и сделать проверку.
358227 : 6
2) Составить программу действий и вычислить.
270 : 9 * 7 – 360 : ( 16 : 4 ) + ( 42 : 7 * 6 + 14 ).
Два ученика решают уравнения.
163920 : Х = 8;
7044 – Х = 3850.
III. Физкультминутка
IV. Беседа
– А теперь представьте, что вам надо куда-либо доехать быстро, что вы выберите: велосипед или автомобиль? (Автомобиль.)
– Почему? (Так как он движется быстрее, с большей скоростью.)
– Значит, что мы сравниваем? (Скорость движения.)
– А измерить скорость можно? (Можно. В машинах устанавливают спидометр.)
– Если скорость можно сравнить и измерить, то какой вывод напрашивается? (Скорость – это величина.)
V. Создание проблемной ситуации
– В машине есть спидометр, который измеряет скорость, а вам надо рассудить спор двух друзей Миши и Игоря. Они учатся в разных школах и никак не могут разобраться, кто из них быстрее бегает на лыжах. Миша на соревнованиях в своем классе прошел 80 м за 20 сек., а Игорь 45 м за 15 сек. Каждый считает себя лучшим спортсменом. Игорь говорит, что затратил меньше времени, а Миша говорит, что он прошел большее расстояние. Кто по вашему мнению пробежал быстрее?
Ученики высказывают свои предположения.
VI. Постановка проблемы
- Можно ли сказать, что время 20 сек и 15 сек показатели скорости? (Нет.)
- А расстояние? (Нет.)
- Ни время, ни расстояние не являются характеристиками скорости, но скорость зависит от них.
- Как вы сформулируете задачу нашего урока? (Высказывания детей.)
VII. Сообщение темы и цели урока
– Значит, тема сегодняшнего урока “Скорость. Время. Расстояние.” и мы установим как скорость связана со временем и расстоянием.
VIII. Открытие детьми нового знания
– Для того, чтобы сравнить у кого из ребят быстрее скорость, надо узнать сколько каждый из них прошел метров за секунду:
- Миша – 80 : 20 = 4 м за 1 сек
- Игорь – 45 : 15 = 3 м за 1 сек (записывается на доске).
– Значит, скорость Миши больше. Скорость характеризуется не временем и не расстоянием, а расстоянием, пройденным в единицу времени. Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.
IX. Работа с учебником (стр. 48)
– Скорость имеет свое обозначение и время, и расстояние (величины движения).
Учитель выставляет карточки на доске:
V – скорость;
t – время;
S – расстояние;
Х. Первичное закрепление
1. Работа с учебником № 1 стр. 49
Дополнительные вопросы:
- Можно ли сравнить скорость движения Земли со скоростью черепахи? (Нет.)
- Почему? (Они выражены в разных единицах измерения.)
- Как вы думаете, какие значения может принимать переменная?
2. Закрепление понятия скорости
– № 2 стр. 49 с комментированием.
– № 3 стр. 49. Соединим объект с показателем скорости.
Ученики выполняют задание самостоятельно, о потом проводится проверка.
– № 9 стр. 50. Придумай задачу на нахождение скорости, если известно время и расстояние
Ученики озвучивают придуманные задачи.
XI. Физкультминутка
XII. Повторение пройденного материала
– С древнейших времен особым уважением пользовалось умение решать арифметические задачи. Благодаря этому умению люди могли отвечать на многие жизненно важные практические вопросы. Вот мы и решим одну из задач на повторение на стр. 105 № 3.
Один ученик решает задачу на доске, остальные решают в тетрадях самостоятельно.
XIII. Итог урока. Рефлексия
- С какой новой величиной познакомились?
- В каких единицах измеряется скорость?
- Что нового узнали на уроке?
- Что особенно понравилось?
- Что осталось не совсем понятным?