Метод проекта в развитии творческого мышления дошкольников. Проект как составляющая кружковой работы в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Проектная деятельность (кружковая работа) “След человека на Земле”

Проблема:

  • Человек и его место в природе.
  • Человек, его место и взаимоотношения с семьей.
  • Человек и его вклад в историю и культуру Отечества.

Цель:

  • Воспитание у детей патриотических чувств, осознание себя гражданином страны и родного города.

Задачи:

  1. Посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
  2. Побуждать детей к положительным поступками делам.
  3. Осваивать и наследовать лучшие традиции отечественной культуры.
  4. Воспитывать желание оставлять “добрый след” о себе в душах людей.

Содержание проекта.

Теория Практика Сроки
1. Цикл наблюдений следов животных, человека и др. на мокрой земле, снегу.

Чтение книг и детской энциклопедии.

Зарисовывание схем “Чьи следы”. Ноябрь

Колотухина О.А.

2. Чтение познавательной литературы о людях, чьи профессии связаны с изучением следов. Изготовление альбома “Волшебный сед”, плаката “Кто изучает следы”. Ноябрь

Колотухина О.А.

3. Познавательное занятие “Тольятти – моя Родина” Оформление карты нашего города “Мои следы в моём городе”. Декабрь

Колотухина О.А.

4. Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением нашего города. Оформление фотоальбома “Мой самый далёкий след”. Декабрь

Колотухина О.А.

5. Чтение произведений, раскрывающих положительные поступки людей, заучивание пословиц о добре, дружбе. Организация сбора книг и игрушек в пользу детей, не имеющих родителей.

Поездка в детский дом. Выпуск фотогазеты.

Организация “копилки добрых дел”.

Декабрь

Колотухина О.А.

6. Познавательное занятие “Кто такие автостроители” Выпуск газеты “След моих родителей в жизни моего города” Январь

Колотухина О.А.

7. Чтение произведений о нашем городе. Знакомство с творчеством местных художников, писателей, поэтов. Фотовыставка “Любимые уголки моего города” Январь

Колотухина О.А.

8. Поездка на экскурсию по нашему городу. Выпуск плаката-обращения “Не обижайте свой город!” Январь

Колотухина О.А.

9. Поездка в краеведческий музей.
10. Утренний сбор “Если бы я был мэром нашего города”. Защита индивидуальных проектов с выборами “мэра” города среди детей. Февраль

Колотухина О.А.

11. Познавательное занятие “Семейный фотоальбом” Выставка реликвий семьи.

Организация выставки семейных альбомов, лент времени “Моя родословная”.

Конкурс рисунков “Земляничкино будущее”

Посадка деревьев на “Аллее выпускников”

Март - апрель

Колотухина О.А.

Презентация проекта: организация выставки результатов проекта в мини-музее и организация экскурсии по ней силами детей – экскурсоводов.

Апрель

Колотухина О.А.

Презентация результатов проекта “След человека на Земле” с детьми подготовительной к школе группы.

Программное содержание.

  • Продолжать формировать коммуникативные навыки, умение излагать свои мысли логично, последовательно, образно.
  • Развивать в детях потребность открытого проявления мыслей, эмоций, чувств.
  • Формировать позитивно-активное отношение к окружающему миру, людям.
  • Развивать стремление к преобразованию окружающего мира.
  • Воспитывать чувство патриотизма.

Материал:

Выставка плакатов, газет с проектами детей, тематическая выставка посвящённая 60 летию Победы, обруч перетянутый резинками, напольные пазлы с буквами, карточки с названиями объектов города, напольные “следы” с изображением букв.

Ход игры

- Ребята, вы играть любите?

- У вас есть любимая игра? Расскажите, как она называется? Как в нее играть? И почему она любимая?

- Вы пробовали придумывать игры?

- Я тоже придумала игру и хочу предложить в нее поиграть. Только у нее нет названия, и я хочу, чтобы вы придумали его.

- В эту игру играет вся команда. Члены команды выполняют задания и получают за это “подсказку”. Набрав несколько “подсказок” команда отгадывает ключевое слово. По окончании игры вас ждет сюрприз.

- Как вы думаете, что самое главное в командной игре? Какой должна быть команда?

- Итак, начинаем. Придумайте название своей команды и выберите капитана.

1 задание: “Добро побеждает зло”.

Нужно добраться до задания, собрав дорожку из пазлов, назвать слово противоположное по значению, за правильный ответ положить фасолинку на весы, чтобы весы перевесили в сторону добра. Чтобы получить подсказку, необходимо назвать как можно больше положительных человеческих качеств. Время пошло.

Ложь – правда.

Зло – добро.

Глупость – ум.

Слабость – сила.

Жадный – щедрый.

Равнодушный – отзывчивый.

Больной – здоровый.

Угрюмый – улыбчивый.

Беззаботный – заботливый.

Лениться – трудиться.

Грубить – ласкать.

Сладкая ложь – горькая правда.

Маленькое дело – большое безделье.

(дети переворачивают дорожку и получают подсказку “слово”)

2 задание: “Я иду, шагаю по Тольятти…”.

Путь к заданию лежит через обруч, запутанный резинками, в него нужно пролезть. Оказавшись на площадке, дети подбирают (на карточках) к названиям слова на время.

Россия – страна.

Волга – река.

Дзержинского – улица.

Цветной – бульвар.

Московский – проспект.

“Бегемот” – детский магазин.

Мишка – детское кафе.

Сатурн – кинотеатр.

Волгарь – дворец спорта.

Олимп – бассейн.

Татищеву – памятник.

Шапито – цирк.

“Земляничка” – детский сад.

(дети находят подсказку “дело” в ведре с мячиками)

3 задание: “Волшебный ключ”.

Чтобы дойти до задания, нужно пройти по следам - буквам так, чтобы получилось слово – доброе напутствие (удачи).

Из частей сложить целое – ключик. Кто из сказочных героев искал ключик, чтобы открыть потайную дверь? Вот эта книга, ее нужно открыть на странице 30, строка 5, слово 2 (дети находят подсказку “ноги”).

- Итак, какие подсказки вы набрали? (слово, дело, ноги)

- Что же мы можем оставить словами, делами, ногами? (следы)

- Помните, я говорила, что по окончании игры вас ждет сюрприз… Сегодня мы торжественно открываем наш мини-музей с выставкой “След человека на Земле”. Мы с вами долго к этому готовились: выпускали газеты, делали различные экспонаты, готовили путеводители. И вот этот момент наступил. На открытие мы приглашаем и наших гостей.

(дети разрезают ленточку, музей открыт)

- Итак, состоялось открытие нашего необычного музея. Но почему он необычный? (все экспонаты сделаны своими руками)

- В течение года многие из вас посещали кружок “Школа экскурсоводов” и теперь вы стали настоящими мастерами слова и с увлечением и интересом проведете экскурсию.

(Работа с путеводителями)

Страничка 1: Городская.

- Мы любим наш город и хотим, чтобы он стал еще краше, чище, интереснее. В связи с этим, был проведен конкурс проектов “Если бы я был мэром города…”. Витя хотел украсить наш город: зимой ледяными постройками, летом – цветами.

Андрей мечтал очистить Волгу, чтобы мы купались в чистой воде и пили чистую воду и т.д.

У нас прошли выборы, как у взрослых. Во второй тур прошли Андрей и Таня. Просим гостей поучаствовать в наших выборах.

- Приглашаем гостей присоединиться к своим экскурсоводам и пообщаться с ними. Надеемся, это будут приятные минуты общения.

Страничка 2: Волшебная.

- Мы, как настоящие волшебники, превращали свои следы в разные предметы. Например, Олег превратил свой след в дом, Настя – в птицу, Марина – в бабочку. Рассмотрите, пожалуйста, наш альбом и найдите:

  • самое интересное превращение,
  • самое необычное превращение,
  • самое красочное превращение.

- Во что бы вы превратили след, уважаемые гости? (дети раздают гостям листы бумаги с силуэтом следов и карандаши)

Страничка 3: Следопытская.

- Мы написали профессии людей, которые ищут или изучают следы. Прочитайте и допишите, пожалуйста, недостающие профессии.

- Соедините стрелками следы и названия животных, которым эти следы принадлежат. Спасибо.

Страничка 4: Душевная или добрая.

- В этом альбоме собраны рассказы детей о том следе, который остался в их душе или памяти. Посмотрите, пожалуйста.

- А у вас есть яркое воспоминание, оставившее след в вашей памяти. Расскажите о нем.

- Еще у нас есть копилка добрых слов. Если человеку плохо или грустно, он может прочитать слова одобрения. Мы будем благодарны вам, если вы пополните нашу копилку добрыми словами.

- А это копилка добрых дел. Свои добрые дела мы записываем на бумаге и бросаем в копилку. Самое большое и доброе дело мы сделали, когда собрали книги и игрушки и отвезли в детский дом.

Вы - добрый человек, сделали много добрых дел. Напишите хотя бы об одном, и бросьте в копилку добрых дел. Спасибо.

Страничка 5: Земляничкина.

- Мы ходим в детский сад “Земляничка”. Он стал для нас вторым домом. Но в этом году мы уходим в школу. А малыши остаются, и нам хотелось бы, чтобы им здесь было еще уютнее и интереснее. Поэтому мы нарисовали план детского сада нашей мечты. Андрей захотел, чтобы в детском саду был аквапарк, Саша – детское кафе “Котик”, Витя – библиотека, Настя – компьютерный клуб, Сергей – дендрарий, потому что наши дети очень любят природу и т.д.

- На ваш взгляд, что самое интересное и необходимое в саду. Подумайте и наклейте туда маркер “Земляничку”.

Страничка 6: Музейная.

- Сейчас мы отправляемся в путешествие по “музейной” страничке. В этом году наша страна отмечала 60-летие Великой Победы. В нашем городе есть места, связанные с днем Победы. Вспомните и запишите их, пожалуйста.

- Нам хорошо известны имена героев-земляков, вспомните их и запишите в свой путеводитель.

- Мы как настоящие следопыты отыскивали следы отгремевшей войны. И нашли. В семье Мишаниных хранятся боевые награды Витиного прадедушки. Сейчас Витя нам расскажет о своем “семейном” герое.

- Мы были рады познакомить вас с нашим музеем. Спасибо.

(воспитатель обращается к детям)

- Каждый из вас, ребята, думал, какой же добрый след оставить после себя в детском саду. Много интересных мыслей и предложений было высказано. Ваши родители решили поддержать ваше стремление и приготовили для вас сюрприз.

(выносится росток туи)

- Мы с вами обязательно почитаем об этом растении в энциклопедии, узнаем, что оно любит, как за ним ухаживать и высадим на участке сада.