Проектная деятельность (кружковая работа) “След человека на Земле”
Проблема:
- Человек и его место в природе.
- Человек, его место и взаимоотношения с семьей.
- Человек и его вклад в историю и культуру Отечества.
Цель:
- Воспитание у детей патриотических чувств, осознание себя гражданином страны и родного города.
Задачи:
- Посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
- Побуждать детей к положительным поступками делам.
- Осваивать и наследовать лучшие традиции отечественной культуры.
- Воспитывать желание оставлять “добрый след” о себе в душах людей.
Содержание проекта.
Теория | Практика | Сроки |
1. Цикл наблюдений следов животных,
человека и др. на мокрой земле, снегу. Чтение книг и детской энциклопедии. |
Зарисовывание схем “Чьи следы”. | Ноябрь Колотухина О.А. |
2. Чтение познавательной литературы о людях, чьи профессии связаны с изучением следов. | Изготовление альбома “Волшебный сед”, плаката “Кто изучает следы”. | Ноябрь Колотухина О.А. |
3. Познавательное занятие “Тольятти – моя Родина” | Оформление карты нашего города “Мои следы в моём городе”. | Декабрь Колотухина О.А. |
4. Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением нашего города. | Оформление фотоальбома “Мой самый далёкий след”. | Декабрь Колотухина О.А. |
5. Чтение произведений, раскрывающих положительные поступки людей, заучивание пословиц о добре, дружбе. | Организация сбора книг и игрушек в
пользу детей, не имеющих родителей. Поездка в детский дом. Выпуск фотогазеты. Организация “копилки добрых дел”. |
Декабрь Колотухина О.А. |
6. Познавательное занятие “Кто такие автостроители” | Выпуск газеты “След моих родителей в жизни моего города” | Январь Колотухина О.А. |
7. Чтение произведений о нашем городе. Знакомство с творчеством местных художников, писателей, поэтов. | Фотовыставка “Любимые уголки моего города” | Январь Колотухина О.А. |
8. Поездка на экскурсию по нашему городу. | Выпуск плаката-обращения “Не обижайте свой город!” | Январь Колотухина О.А. |
9. Поездка в краеведческий музей. | ||
10. Утренний сбор “Если бы я был мэром нашего города”. | Защита индивидуальных проектов с выборами “мэра” города среди детей. | Февраль Колотухина О.А. |
11. Познавательное занятие “Семейный фотоальбом” | Выставка реликвий семьи. Организация выставки семейных альбомов, лент времени “Моя родословная”. Конкурс рисунков “Земляничкино будущее” Посадка деревьев на “Аллее выпускников” |
Март - апрель Колотухина О.А. |
Презентация проекта: организация
выставки результатов проекта в мини-музее и
организация экскурсии по ней силами детей –
экскурсоводов. Апрель Колотухина О.А. |
Презентация результатов проекта “След человека на Земле” с детьми подготовительной к школе группы.
Программное содержание.
- Продолжать формировать коммуникативные навыки, умение излагать свои мысли логично, последовательно, образно.
- Развивать в детях потребность открытого проявления мыслей, эмоций, чувств.
- Формировать позитивно-активное отношение к окружающему миру, людям.
- Развивать стремление к преобразованию окружающего мира.
- Воспитывать чувство патриотизма.
Материал:
Выставка плакатов, газет с проектами детей, тематическая выставка посвящённая 60 летию Победы, обруч перетянутый резинками, напольные пазлы с буквами, карточки с названиями объектов города, напольные “следы” с изображением букв.
Ход игры
- Ребята, вы играть любите?
- У вас есть любимая игра? Расскажите, как она называется? Как в нее играть? И почему она любимая?
- Вы пробовали придумывать игры?
- Я тоже придумала игру и хочу предложить в нее поиграть. Только у нее нет названия, и я хочу, чтобы вы придумали его.
- В эту игру играет вся команда. Члены команды выполняют задания и получают за это “подсказку”. Набрав несколько “подсказок” команда отгадывает ключевое слово. По окончании игры вас ждет сюрприз.
- Как вы думаете, что самое главное в командной игре? Какой должна быть команда?
- Итак, начинаем. Придумайте название своей команды и выберите капитана.
1 задание: “Добро побеждает зло”.
Нужно добраться до задания, собрав дорожку из пазлов, назвать слово противоположное по значению, за правильный ответ положить фасолинку на весы, чтобы весы перевесили в сторону добра. Чтобы получить подсказку, необходимо назвать как можно больше положительных человеческих качеств. Время пошло.
Ложь – правда.
Зло – добро.
Глупость – ум.
Слабость – сила.
Жадный – щедрый.
Равнодушный – отзывчивый.
Больной – здоровый.
Угрюмый – улыбчивый.
Беззаботный – заботливый.
Лениться – трудиться.
Грубить – ласкать.
Сладкая ложь – горькая правда.
Маленькое дело – большое безделье.
(дети переворачивают дорожку и получают подсказку “слово”)
2 задание: “Я иду, шагаю по Тольятти…”.
Путь к заданию лежит через обруч, запутанный резинками, в него нужно пролезть. Оказавшись на площадке, дети подбирают (на карточках) к названиям слова на время.
Россия – страна.
Волга – река.
Дзержинского – улица.
Цветной – бульвар.
Московский – проспект.
“Бегемот” – детский магазин.
Мишка – детское кафе.
Сатурн – кинотеатр.
Волгарь – дворец спорта.
Олимп – бассейн.
Татищеву – памятник.
Шапито – цирк.
“Земляничка” – детский сад.
(дети находят подсказку “дело” в ведре с мячиками)
3 задание: “Волшебный ключ”.
Чтобы дойти до задания, нужно пройти по следам - буквам так, чтобы получилось слово – доброе напутствие (удачи).
Из частей сложить целое – ключик. Кто из сказочных героев искал ключик, чтобы открыть потайную дверь? Вот эта книга, ее нужно открыть на странице 30, строка 5, слово 2 (дети находят подсказку “ноги”).
- Итак, какие подсказки вы набрали? (слово, дело, ноги)
- Что же мы можем оставить словами, делами, ногами? (следы)
- Помните, я говорила, что по окончании игры вас ждет сюрприз… Сегодня мы торжественно открываем наш мини-музей с выставкой “След человека на Земле”. Мы с вами долго к этому готовились: выпускали газеты, делали различные экспонаты, готовили путеводители. И вот этот момент наступил. На открытие мы приглашаем и наших гостей.
(дети разрезают ленточку, музей открыт)
- Итак, состоялось открытие нашего необычного музея. Но почему он необычный? (все экспонаты сделаны своими руками)
- В течение года многие из вас посещали кружок “Школа экскурсоводов” и теперь вы стали настоящими мастерами слова и с увлечением и интересом проведете экскурсию.
(Работа с путеводителями)
Страничка 1: Городская.
- Мы любим наш город и хотим, чтобы он стал еще краше, чище, интереснее. В связи с этим, был проведен конкурс проектов “Если бы я был мэром города…”. Витя хотел украсить наш город: зимой ледяными постройками, летом – цветами.
Андрей мечтал очистить Волгу, чтобы мы купались в чистой воде и пили чистую воду и т.д.
У нас прошли выборы, как у взрослых. Во второй тур прошли Андрей и Таня. Просим гостей поучаствовать в наших выборах.
- Приглашаем гостей присоединиться к своим экскурсоводам и пообщаться с ними. Надеемся, это будут приятные минуты общения.
Страничка 2: Волшебная.
- Мы, как настоящие волшебники, превращали свои следы в разные предметы. Например, Олег превратил свой след в дом, Настя – в птицу, Марина – в бабочку. Рассмотрите, пожалуйста, наш альбом и найдите:
- самое интересное превращение,
- самое необычное превращение,
- самое красочное превращение.
- Во что бы вы превратили след, уважаемые гости? (дети раздают гостям листы бумаги с силуэтом следов и карандаши)
Страничка 3: Следопытская.
- Мы написали профессии людей, которые ищут или изучают следы. Прочитайте и допишите, пожалуйста, недостающие профессии.
- Соедините стрелками следы и названия животных, которым эти следы принадлежат. Спасибо.
Страничка 4: Душевная или добрая.
- В этом альбоме собраны рассказы детей о том следе, который остался в их душе или памяти. Посмотрите, пожалуйста.
- А у вас есть яркое воспоминание, оставившее след в вашей памяти. Расскажите о нем.
- Еще у нас есть копилка добрых слов. Если человеку плохо или грустно, он может прочитать слова одобрения. Мы будем благодарны вам, если вы пополните нашу копилку добрыми словами.
- А это копилка добрых дел. Свои добрые дела мы записываем на бумаге и бросаем в копилку. Самое большое и доброе дело мы сделали, когда собрали книги и игрушки и отвезли в детский дом.
Вы - добрый человек, сделали много добрых дел. Напишите хотя бы об одном, и бросьте в копилку добрых дел. Спасибо.
Страничка 5: Земляничкина.
- Мы ходим в детский сад “Земляничка”. Он стал для нас вторым домом. Но в этом году мы уходим в школу. А малыши остаются, и нам хотелось бы, чтобы им здесь было еще уютнее и интереснее. Поэтому мы нарисовали план детского сада нашей мечты. Андрей захотел, чтобы в детском саду был аквапарк, Саша – детское кафе “Котик”, Витя – библиотека, Настя – компьютерный клуб, Сергей – дендрарий, потому что наши дети очень любят природу и т.д.
- На ваш взгляд, что самое интересное и необходимое в саду. Подумайте и наклейте туда маркер “Земляничку”.
Страничка 6: Музейная.
- Сейчас мы отправляемся в путешествие по “музейной” страничке. В этом году наша страна отмечала 60-летие Великой Победы. В нашем городе есть места, связанные с днем Победы. Вспомните и запишите их, пожалуйста.
- Нам хорошо известны имена героев-земляков, вспомните их и запишите в свой путеводитель.
- Мы как настоящие следопыты отыскивали следы отгремевшей войны. И нашли. В семье Мишаниных хранятся боевые награды Витиного прадедушки. Сейчас Витя нам расскажет о своем “семейном” герое.
- Мы были рады познакомить вас с нашим музеем. Спасибо.
(воспитатель обращается к детям)
- Каждый из вас, ребята, думал, какой же добрый след оставить после себя в детском саду. Много интересных мыслей и предложений было высказано. Ваши родители решили поддержать ваше стремление и приготовили для вас сюрприз.
(выносится росток туи)
- Мы с вами обязательно почитаем об этом растении в энциклопедии, узнаем, что оно любит, как за ним ухаживать и высадим на участке сада.