Цель: Расширение общего кругозора детей, ознакомление с жизнью и биографией великих людей.
I. Беседа “Знаменитые люди”.
План беседы:
- Писатели с мировым именем.
- Знаменитые музыканты, композиторы.
- Великие артисты, киноактеры.
- Знаменитые певцы.
II. Рассказы учащихся “Причуды талантов”.
Учащиеся заранее готовятся к этому этапу классного часа. Из разных источников находят интересные данные о жизни и деятельности знаменитых людей и рассказывают.
Например:
- С беспримерным спокойствием встретил последнюю минуту Людвиг Ван Бетховен. Он произнес по-латыни:
“Рукоплещите, друзья, комедия окончена”.
- Джордж Гордон Байрон умер, как известно, в Греции. Его последние слова были:
- Теперь мне надо заснуть!
- Вальтер одновременно писал несколько произведений. Они были разложены на пюпитре или на столе. Садясь к рабочему столу. Вальтер никогда не знал, что он будет писать – трагедию, роман или поэму. В зависимости от настроения брал рукопись и продолжал над ней работать.
- Американский писатель Эдгар По мог сидеть часами за письменным столом и молча смотреть на лежащий перед ним чистый лист бумаги. После этого только начинал работать.
- К Россини пришел молодой композитор и попросил оценить его новое сочинение. Россини внимательно просмотрел партитуру и сказал:
- Что ж, в вашем сочинении есть и прекрасное и новое, но только … то, что в нем прекрасно – не ново, а то, что ново – увы, не прекрасно.
- Приезжая в Париж Стоковский часто посещал маленький ресторанчик, хозяин которого кормил дирижера дорогими блюдами за очень дешевую плату. Однажды Стоковский спросил:
- Чем я обязан вашей необыкновенной любезности? Ведь я не беден. -
- Я очень люблю музыку, - с жаром воскликнул хозяин, - и готов пойти на любые жертвы ради неё!
Стоковский вышел из ресторана растроганным и вдруг заметил в окне табличку: “Ежедневные завтраки, обеды и ужины в обществе великого Стоковского”.
Однажды в московском “Кафе поэтов” Прокофьев играл свою фортепианную пьесу “Наваждение”. В это время в кафе находился Маяковский – он сидел за одним из столиков и что-то увлеченно рисовал.
В конце вечера Прокофьев получил свой портрет с надписью: “Сергей Сергеевич играет на самых Нежных нервах Владимира Владимировича”.
Молодой, но весьма уверенный в себе тенор сказал как-то Карузо:
- Вчера в опере мой голос прозвучал во всех ярусах театра!
- Да, - ответил Карузо, - я видел, как публика везде уступала ему место.
III. Викторина “Великие писатели”.
- Его первый рассказ “Макар Чудра”, его настоящая фамилия – Пешков. (Максим Горький).
- Он родился неподалеку от той самой Диканьки, которую так часто упоминал в своих сочинениях. (Н.В. Гоголь).
- Его слова “Того, что Наполеон достиг мечом, я достигну пером”. Он родился в французском городе Тур, его отец – Жан Франсуа Бальса был помощником мэра. (Бальзак).
- Его первым учителем был крепостной Федор Лобанов. К 14 годам он свободно говорил на трех иностранных языках, хорошо знал литературу и историю. (И.С. Тургенев).
- Его роман “Жизнь” относится к десяти лучшим романам Франции всех времен. (Ги Де Мопассан).
- Его настоящая фамилия Голиков. Его самое популярное произведение “Тимур и его команда”. (А.П. Гайдар).
- Его первое крупное произведение – роман “Разгром”. Потом он написал роман о героях – комсомольцах “Молодая гвардия”. (А.А. Фадеев).
- Его сказки “Золушка”, “Кот в сапогах” любят дети всего мира. (Шарль Перро).
- Он очень любил природу. Написал много рассказов о природе, его любимыми развлечениями были фотография и охота. (М. Пришвин).
- Его псевдоним, настоящее имя и фамилия – Николай Васильевич Корней – Чуков. Он русский советский критик, детский поэт, переводчик. (К. И. Чуковский).
IV. Викторина “Великие художники”.
Ведущий называет название картины, учащиеся – имя художника.
- “Джоконда” - (Леонардо да Винчи).
- “Неизвестная” - (Крамской И.Н.).
- “Переход Суворова через Альпы” - (Суриков В.И.).
- “Блокада” - (Глазунов И.С.).
- “Девочка с персиками” - (Серов В.И.).
- “Последний день Помпеи” - (Брюллов К.П.).
- “Троица” - (Андрей Рублев).
- “Сосны, освещенные солнцем” - (Шишкин И.И.).
- “Завтрак на траве” - (Эдуард Мане).
- “Сикстинская мадонна” - (Рафаэль).
V. Викторина “Любимые киноактеры”.
Ведущий называет роли и кинофильмы, учащиеся называют имя актера или актрисы.
- Остап Бендер, “Двенадцать стульев” - (Миронов А.А.).
- Крамер, “Крамер против Крамера” - (Дастин Хоффман).
- Терминатор, “Терминатор” - (Арнольд Шварценегер).
- Секретарша Верочка, “Служебный роман” - (Лия Ахеджакова).
- Лесная дикарка, “Колдунья” - (Марина Влади).
- Богач Неуедов, “Женитьба Бальзаминова” - (Николай Крючков).
- Илья Ковригин, “Девчата” - (Николай Рыбников).
- Максим Перепелица, “В бой идут одни старики” - (Леонид Быков).
- Лена Крылова, “Карнавальная ночь” - (Людмила Гурченко).
- Скарлет, “Унесенные ветром” - (Вивьен Ли).
VI. Кроссворд “Ученые”.
- Русский химик, автор книги “О химическом строении веществ”.
- Ученый занимался проблемами физиологии и психологии.
- Французский ученый, создавший вакцину против бешенства.
- Известный русский бактериолог и иммунолог.
- Московский математик разрабатывал математические модели для С.П. Королева и И.В. Курчатова.
- Английский бактериолог, изобретатель пенициллина.
VII. Викторина “Великие композиторы и музыканты”.
- Великий русский композитор, автор “Лебединого озера”. (Л.И. Чайковский).
- Польский камерный композитор, главные свои произведения он написал для фортепиано. (Фридерик Шопен).
- Русский композитор, пианист, автор оперы “Леди Макбет Мценского уезда”. (Д.Д. Шостакович).
- Русский советский композитор, написавший прекрасные музыки к кинофильмам 30-40-х годов. (И.О. Дунаевский).
- Немецкий композитор, дирижер, музыкальный деятель, автор симфонических поэм “Дон Жуан”, “Дон Кихот”, “Жизнь героя” и т.д. (Рихард Штраус).
- Советский композитор, автор балета “Спартак”. (А.И. Хачатурян).
- Французский композитор, за небольшой период он написал много сочинений в самых различных жанрах: оперы, балеты, инструментальные сочинения. (Морис Равель).
- Австрийский композитор песенными мелодиями, тонким лиризмом пронизаны все его произведения – будь то симфония, сонаты или ансамбль. (Шуберт).
- Немецкий композитор, критик, дирижер пианист-виртуоз. (Роберт Шуман).
- Русский композитор, он долго работал с труппой “Русского балета”. (С.П. Дягилева).
Подведение итогов классного часа.
Вручение призов.