Цели и задачи:
- уточнить и систематизировать знания детей об известных единицах времени: сутки, неделя, месяц, год;
- совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и умение решать задачи;
- развивать логическое мышление, воспитывать эстетический вкус, трудолюбие.
Оборудование: календари, картины времён года, картинка старичка-годовичка, название месяцев, слова: афиша, антракт, гримёрная, аншлаг, звонок.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Арифметический диктант.
а) Записать число в котором:
40ед. 2кл. 40ед. 1кл.
8сот. тыс. ,,
9дес. тыс. и9дес.
б) Записать число 10100, а рядом предыдущее.
99909, а рядом последующее. .
в) Вставить числа: 175000= * сот.
6300= *дес.
г) 1кг= *г.
1т. = *ц.
1ц= *кг
1т= *кг
д) Первые 5чисел расположить в порядке возрастания, рядом ставя соответствующую букву. Контроль:
10099, | 10100, | 40040, | 90090, | 800000. |
Т | Е | А | Т | Р |
Контроль: 40040, 800000, 90090, 10100, 10099, 99909, 99910, 1750, 630, 1000, 10, 100, 1000.
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы мысленно перенесёмся в театр и будем уточнять и систематизировать знания о единицах времени, а каких вы назовёте сами позже и совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и умение решать задачи.
3. Новая тема.
- Что поможет вам узнать, какое представление идёт в театре? (Афиша)
Сейчас мы разгадаем название сказки, которая идёт в театре. Я читаю сказку-загадку Владимира Даля, а вы разгадайте героев сказки.
Чтение сказки Владимира Даля “Старик-годовик”.
Анализ.
- Сколько раз махал старик? (4)
- Почему? (4времени года)
- Какие? (на доске: картинки времён года)
- Какие птицы полетели? (месяцы)
- Расположите их по порядку. (под картинками)
- Какие 4 крыла были у птиц? (4недели)
- Какие7перьев? (7дней в неделе)
- Почему одна половина белая, а другая чёрная? (день и ночь)
- Назовите имя старика. (годовик)
На доске: между картинками времён года висит картинка старика-годовика.
Выступления детей.
1) Как и чем измерять время?Самыми древними “часами”, которые никогда не останавливались и не ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день-не очень точные мерки, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. Потом люди больше стали наблюдать за небом и обнаружили, что через определённое время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблюдения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус, Когда появлялся Сириус, в Египте отмечали наступление Нового года. Так появилась хорошо известная мера времени - год. Оказалось, что промежуток между появлением Сириуса состоит из 365дней. Как видите подсчёты древних египтян оказались достаточно точными. Ведь и наш год состоит из 365дней.
2) Но год слишком уж долгая мера времени. А для того чтобы вести хозяйство: посев, сбор, подготовку урожая, - нужны были более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звёздам. На этот раз на помощь пришла луна или по другому - месяц. Все мы наблюдали за луной и знаем, что через определённое время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуния). Промежуток между двумя полнолуниями и назвали месяцем. Оказалось, что месяц состоит примерно из 29дней. Вот как точно в древнем мире умели определять время.
3) А семидневная неделя возникла в Вавилоне благодаря тем планетам, которые появились на небосклоне и были известны вавилонянам:
Суббота - день Сатурна;
Воскресенье - день Солнца;
Понедельник - день Луны;
Вторник - день Марса;
Среда - день-Меркурия;
Четверг - день Юпитера;
Пятница - день Венеры.
Выходит, что все главные меры времени (год, месяц, неделя) люди позаимствовали у природы ещё много лет назад. Хотя этими мерками нельзя было измерить точное время, но главный шаг всё-таки был сделан.
Работа по учебнику.
Решив это задание, мы узнаем сколько дней в году. Стр.
а) 4, 6, 9, 11-4м. | 30*4+31*7+28=365 дней |
1, 3, 5. 7, 8, 10, 12-7м. | или |
28, 29. | 30*4+31*7+29=366 дней |
1 Год=365или 366дней. |
№250 (устно)
Работа с календарями.
а) разновидность календарей.
б) индивидуальная работа.
- Какой сейчас идёт месяц?Покажите сегодняшнее число.
- Сколько дней в этом месяце?
- Если мы отправимся в театр, то какое это будет число?
- Какая по счёту неделя?
Найдите день вашего рождения. Что за день недели?
Кто не нашёл?Почему? (нет летних месяцев, это календарь на учебный год, нет летних каникул)
- Сколько же продолжаются летние каникулы?№251
Июнь – 30 дн.
Июль – 31 дн.
2смены по 12дн.
1неделя – 7 дн.
30+31+12*2+7=92 дня
4. Повторение. Деление с остатком с проверкой.
- Без чего не пустят в театр? (билет)
Задача на смекалку.
Три билета на всех.
Чтобы попасть в театр, двум отцам и двум сыновьям понадобилось только три входных билета. Как такое может быть? (Их было трое: сын, отец и дедушка)
У каждого есть свой билет. Решив пример на деление с остатком, вы узнаете свой ряд и место. Результат соответствует ряду, остаток месту.
110: 6, 140: 8, 60: 8, 126: 8, 130: 9, 49: 4, 118: 7, 129: 8, 94: 5. и т . д.
Взаимопроверка. Контроль у каждого на стуле. Проверьте.
Правила поведения в театре. Тест.
Во время представления можно: | Если опоздали, то |
а) общаться, | а) нужно проходить к зрителям задом. |
б) молча смотреть, | б) нужно проходить к зрителям передом. |
в) кушать, | в) сесть на свободное место. |
г) пойти в буфет. |
Неправильный ответ – встать.
- Когда все билеты проданы, то как можно сказать? (Аншлаг)
- Как называется промежуток между действиями?
Перерыв, обед, антракт, перемена? (Антракт)
5. Физ. минутка “Воробышек”
Станем все артистами. Представим себя маленькими воробышками. Прошёл сильный дождь. Воробышек отряхает с себя капельки воды: с макушки, с клювика, с головки, с крылышек, с туловища, с хвостика.
Решение задачи.
На дневной сеанс было продано 157 билетов по70 рублей. На вечерний сеанс 258 билетов по 100 рублей. На сколько рубле6й больше было продано билетов за вечерний сеанс, чем за дневной сеанс?
- Правильно ли дано условие задачи? Измени.
На дн. сеанс-157 б. по 70 р.
На веч. сеанс-258 б. по 80 р.
На обед. сеанс-100 б. по 80 р.
Выбери схему, которая соответствует решению задачи.
а) 1) * | б) 1): | в) 1) * |
2) * | 2): | 2) * |
3) - | 3) + | 3) - |
100*258-70*157=14810
Поставьте себе оценку.
Геометрический материал.
- Где актёры переодеваются, накладывают грим, макияж? (Гримёрная)
Там делают ремонт и решили постелить линолеум и поменять плинтус. Мы поможем посчитать сколько понадобится материала. Длина – 9 метров, ширина одна третья часть.
1) 9: 3=3 (м) -ширина
2) (9+3) *2=24 (м) -периметр
3) 9*3=27 (м 2) -площадь
Оцените себя.
Итог урока.
Работа в группах.
Впиши пропущенные при сравнении величин наименования:
24***=1*** | 60***=1*** |
100***=10*** | 1000***=10*** |
1***=12*** | 1***=7*** |
1***=365или366*** |
Проверка. Выставление оценок. Дом. задание.