Одной из приоритетных задач ДОУ – является сохранение и укрепление психофизического здоровья дошкольников и воспитания у них потребности в здоровом образе жизни.
За последнее десятилетие наблюдается тенденция резкого снижения показателей здоровья детей, обусловленная следующими причинами:
- неблагоприятная экологическая обстановка в регионе;
- повышение показателя рождаемости ослабленных детей;
- снижение уровня культуры здорового образа жизни социума;
- усиленное и длительное воздействие техногенных факторов на человека;
- повышение социальной напряженности в обществе;
- интенсификация процесса обучения детей.
Исходя из вышеперечисленных причин, возникла потребность в создании комплекса методических разработок физкультурно-познавательного направления, объединенных единой целью: содействовать становлению культуры здоровья воспитанников.
Работа с дошкольниками в данном направлении осуществляется от 3-х до 7 лет и включает в себя три этапа:
I этап (II младшая группа) – 3 – 4 года
Формирование культурно-гигиенических и этических норм у детей дошкольного возраста.
II этап (средняя группа) – 4 – 5 лет
Знакомство детей с внешним строением тела. Осознание бережливого отношения к своему телу.
III этап (старший дошкольный возраст) – 5 – 7 лет
Знакомство детей с элементарными представлениями о внутреннем строении организма, его функциями. Привитие детям культуры здорового образа жизни.
Предлагаемый перспективный план для детей старшей группы на декабрь – январь – февраль включает:
- Цикл познавательных занятий.
- Цикл оздоровительных занятий, досугов, развлечений.
- Совместно-практическая, опытная деятельность: предполагает обучение детей элементарным здоровьесберегающим технологиям; беседы с детьми по теме “Здоровье”, дидактические, подвижные игры по данной теме; опытно-экспериментальную деятельность с детьми.
- Работа с родителями.
Задачи: ознакомление детей с элементарными знаниями о строении своего тела, уходом за ним.
Задачи: развитие двигательных навыков и физических качеств дошкольников.
Задачи: привлечь родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом в работе по сохранению и укреплению психофизического здоровья дошкольников и создания условий комфортного пребывания детей.
Перспективный план на 2005 – 2006 уч.г.
занятий познавательного цикла “Познай себя”,
совместно-практической и опытной деятельности с
дошкольниками старшей группы, работы с
родителями
Цель: содействовать становлению культуры здоровья воспитанников ДОУ.
Задачи:
- расширять и углублять знания детей о строении своего тела, о необходимости ухода за ним, о системе закаливающих процедур, о значимости естественно-природных условий, о полезности питания и об охране своей жизни и здоровья;
- сформировать культурно-гигиенические навыки.
- обучать детей элементарным здоровьесберегающим технологиям (самомассаж, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия и т.п.).
Цикл познавательных занятий |
Совместно-практическая, опытная деятельность |
Цикл интегрированных оздоровительных занятий (досугов, развлечений) |
|
|
ДЕКАБРЬ |
“Слушай во все уши!” Цели:
|
1. Беседа с детьми “Телевизор: хорошо
или плохо?” Цель: воспитывать у детей привычку беречь зрение и соблюдать правила по охране зрения. 2. Подвижные и дидактические игры:
Цель: развивать слух, слуховое внимание, учить различать звуки. 3. Дидактическая игра “Ухаживаем за ушами” Цель: закрепить знания детей о правилах ухода за ушами. 4. Обучение элементам самомассажа ушной раковины (по китайской медицине) (М.Ю. Картушина “Зеленый огонек Здоровья” № 10, с.69) |
“Зайчик” Цели:
|
Консультации:
|
ЯНВАРЬ |
“Смотри во все глаза!” Цели:
|
1. Предупреждение нарушений зрения
посредством специальных упражнений:
гимнастика для глаз, массаж глаз, использование
офтальмологического тренажера Базарного. 2. Разучивание упражнений для профилактики нарушения зрения с использованием элементов методики йогов. (М.Ю.Картушина “Зеленый огонек Здоровья”,занятие № 18, с.113) 3. Беседы по теме “Зрение” + дидактические и подвижные игры:
|
“Рождество” Цели:
|
Консультации:
Новогодний праздник “Здоровья” совместно с родителями. |
ФЕВРАЛЬ |
“Чтобы зубы были крепкими” Цели:
|
1. Массаж десен Цель: обучение детей элементам самомассаж десен для профилактики парадантоза 2. Конкурс рисунков “Праздник здоровой улыбки” Цель: воспитывать привычку ухода за полостью рта, посредством изобразительной деятельности. 3. Формирование КГН: уход за полостью рта, умение пользоваться зубной щеткой 4. Эксперимент с яичной скорлупой. Цель: показать значение использования зубной пасты для профилактики кариеса 5. Ледяно-саночный поход в пойму реки Китой. 6. Чтение художественной литературы: К. Чуковский “Айболит” Цель: воспитывать осознанное отношение детей к своему здоровью. |
“Брат мой в Армию идет” Цели:
|
1. Участие родителей в ледяно-саночном
походе. Цель: привлечь родителей к проведению похода; воспитывать культуру здорового образа жизни в семьях воспитанников; способствовать развитию эмоционального контакта между родителями и детьми. 2. Консультации:
|
Диагностический лист по определению уровня сформированности элементарных представлений о строении тела человека, навыков по уходу за ним, знаний о правилах охраны и укрепления здоровья
Критерии |
Ф.И.ребенка |
Средний балл |
||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Критерии:
- 1б. – отсутствуют.
- 2б. – недостаточные
- 3б. – имеются
Уровни:
- Высокий от 111 б. до 93 б.
- Средний от 92 б. до 56 б.
- Низкий от 55 б. до 37 б.