Тема урока: "Действия с целыми числами". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели.

  • Закрепление умения выполнять действия с целыми числами.
  • Развитие логического мышления, внимания, умения оценивать свои знания, познавательного интереса к уроку.
  • Воспитывать умение работать самостоятельно и в группе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учащиеся сидят за столами по 5–6 человек.

Учитель: Девизом нашего урока сегодня будут слова: “Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Поэтому сегодня мы посетим с вами математическое кафе “Целые числа”. Но для того, чтобы войти в него надо выполнить задание на внимание.

II. Задание на внимание

Учащиеся несколько секунд смотрят на рисунок, а затем отвечают на вопросы.

Вопросы:

  1. Какие фигуры были изображены и какого цвета?
  2. Какое выражение было записано в окружности и чему равно его значение?
  3. Какое выражение было записано в фигуре синего цвета и чему равно его значение?
  4. Какие еще были выражения?
  5. Чему равны их значения?

Рисунок показывается еще раз.

– Как можно сгруппировать фигуры и почему?

III. Игра

– Нас встречают знаки действий: “+”, “–”, “:” и “·”. (Роль знаков действий выполняют старшеклассники, которые помогают проверять задания и выдают задания каждому столику.)
Сформулируйте правила сложения целых чисел, вычитания целых чисел, умножения целых чисел, деления целых чисел. (Каждый знак действия спрашивает соответствующее правило.)

Наше меню:

  1. Сок “Ошибка”
  2. Пирог “Логическое задание”
  3. Салат фруктовый “Расшифруй-ка”
  4. Торт “Числовой кроссворд”
  5. Коктейль “Посчитай-ка”

 Сок “Ошибка”

– Для того чтобы выпить этот сок, надо за 1 минуту найти все ошибки и их исправить (каждому ученику выдается листочек, где записаны задания).

  1. – 4 + (– 5) = – 9,
  2. – 8 + (– 5) = 13,
  3. 9 – (– 6) = 14,
  4. – 15 : (– 3) = 5,
  5. 4 · (– 6) = 24,
  6. – 8 + 10 = – 2,
  7. – 16 + 9 = – 6,
  8. – 17 – (– 9) = – 8,
  9. – 9 + (– 5) = 14,
  10. (– 8) · (– 4) = – 32,
  11. – 42 : 7 = – 8,
  12. 17 – 24 = – 7,
  13. 12 – 30 = – 18,
  14. – 9 · 6 = – 48,
  15. – 81 : (– 9) = 9.

– Все успели допить сок? Давайте проверим.

Ответы: 2) – 13, 3) 15, 5) –24, 6) 2, 7) – 5, 9) – 14, 10) 32, 11) – 6, 14) – 54.

– Следующее блюдо пирог “Логическое задание”. Давайте его попробуем. Надо вставить пропущенные числа. (Задание выполняется группой)

(7 + 6 + 5 = 18, вставить 7 и 9)

– А теперь знаки действий предлагают нам отведать салат фруктовый “Расшифруй-ка”. (Задание выполняется группой.) Для того, чтобы восстановить текст нам надо выполнить задания.
Впервые отрицательные числа встречаются в одной из книг *( **, *** в до н. э., ****) Отрицательное число понималось как долг, а положительное как имущество.
Впервые все четыре арифметических действия с отрицательными числами приведены индийским математиком и астрономом ***** (598 – 660).

* Выполните действия

– 6 · (– 23) + 121 : (– 11)

“Математика” –149
“Математика в девяти книгах” 127
“Числа” – 127

(127)

** Запишите числа в порядке возрастания в первой таблице и в порядке убывания во второй

Таблица 1

Ж Н Д Ь А
–9 0 –13 5 –1

(Джань)

Таблица 2

А Ь Ц Н
–2 –6 4 –4

(Цань)

*** Выполните действия, и в таблице зачеркните найденные ответы. Найдите модуль оставшегося числа и вставьте в текст.

а) –192 : (–24), б) –123 – (–129), в) –380 : 95, г) –361 + 356, –13 + 14 + 7 + 13 – 14

–5 8 –3 6 7 –4

(3)

**** Найдите, какое из выражений имеет наибольшее значение.

–15 · 61 – 24 Греция
–14 · (–5) – 78 Египет
–42 : (–3) – (–15) Китай
34 + 105 : (–5) Япония

(Китай)

***** Подберите число, которое надо вставить вместо “____” и запишите соответствующие буквы

16 : ___ = – 2
– 24 : ___ = – 4
– 8 · ____ = 40
__ · (–10) = 20
– 9 + ____ = – 14
– 7 + ____ = 5
– 10 – ____ = – 18
8 – ____ = 12
9 + 3 + ___ = 0
– 4 + 13 = ____
– 3 – (– 7) = ____

Д М Е Р

Т

Б П У А О Г Й
9 –2 –17 6 –12 –8 –4 8 –5 –9 12 4

(Брамагуптой)

– Давайте проверим, все ли съели салат. Для этого прочитаем, какой текст мы получили. Следующее блюдо торт “Числовой кроссворд”. (Задание выполняет каждый учащийся, а потом учащиеся сидящие за столиком сравнивают ответы.) Чтобы отведать это блюдо надо заполнить клетки. В каждую клетку вписывается или знак, или одна цифра.

А) – 6 – 9, Б) – 16 · (– 9), В) – 7 + 3, Г) 19 – 8 + 7 – 19, Д) – 45 : (– 3), Е) – 64 · (– 8), Ж) (– 5)3 , З) – 1 · (– 8)3, И) – 14 · 3 – 15 · (– 2).

Числовой кроссворд проверяется.

IV. Самостоятельная работа

– А теперь последнее блюдо коктейль “Посчитай-ка”.

№ 1

1 вариант

а) (72 – 36 · (– 8) – 24) : (– 8),
б) – 420 : (–14 – 7) · 3 – 7,
в) (– 9)2 – (– 15 – 3)
(– 42, 53, 99)

2 вариант

а) (180 – 11 · (– 6) – 18) : (– 3),
б) – 250 : (– 17 + 7) · 4 – 8,
в) (– 7) 2 – ( 23 – 4)
(– 76, 92 , 76)

№ 2

Игра “Спустись по канату”

(–87) (15)

V. Итог урока

– Подошел к концу урок, нам пора уходить из кафе. Знаки действий просят нас дома приготовить свое блюдо и придумать ему название, но такое, чтобы в нем выполнялись действия с целыми числами.

Приложение