Цели.
- Закрепление умения выполнять действия с целыми числами.
- Развитие логического мышления, внимания, умения оценивать свои знания, познавательного интереса к уроку.
- Воспитывать умение работать самостоятельно и в группе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учащиеся сидят за столами по 5–6 человек.
Учитель: Девизом нашего урока сегодня будут слова: “Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Поэтому сегодня мы посетим с вами математическое кафе “Целые числа”. Но для того, чтобы войти в него надо выполнить задание на внимание.
II. Задание на внимание
Учащиеся несколько секунд смотрят на рисунок, а затем отвечают на вопросы.
Вопросы:
- Какие фигуры были изображены и какого цвета?
- Какое выражение было записано в окружности и чему равно его значение?
- Какое выражение было записано в фигуре синего цвета и чему равно его значение?
- Какие еще были выражения?
- Чему равны их значения?
Рисунок показывается еще раз.
– Как можно сгруппировать фигуры и почему?
III. Игра
– Нас встречают знаки действий: “+”, “–”, “:”
и “·”. (Роль знаков действий выполняют
старшеклассники, которые помогают проверять
задания и выдают задания каждому столику.)
Сформулируйте правила сложения целых чисел,
вычитания целых чисел, умножения целых чисел,
деления целых чисел. (Каждый знак действия
спрашивает соответствующее правило.)
Наше меню:
- Сок “Ошибка”
- Пирог “Логическое задание”
- Салат фруктовый “Расшифруй-ка”
- Торт “Числовой кроссворд”
- Коктейль “Посчитай-ка”
Сок “Ошибка”
– Для того чтобы выпить этот сок, надо за 1 минуту найти все ошибки и их исправить (каждому ученику выдается листочек, где записаны задания).
- – 4 + (– 5) = – 9,
- – 8 + (– 5) = 13,
- 9 – (– 6) = 14,
- – 15 : (– 3) = 5,
- 4 · (– 6) = 24,
- – 8 + 10 = – 2,
- – 16 + 9 = – 6,
- – 17 – (– 9) = – 8,
- – 9 + (– 5) = 14,
- (– 8) · (– 4) = – 32,
- – 42 : 7 = – 8,
- 17 – 24 = – 7,
- 12 – 30 = – 18,
- – 9 · 6 = – 48,
- – 81 : (– 9) = 9.
– Все успели допить сок? Давайте проверим.
Ответы: 2) – 13, 3) 15, 5) –24, 6) 2, 7) – 5, 9) – 14, 10) 32, 11) – 6, 14) – 54.
– Следующее блюдо пирог “Логическое задание”. Давайте его попробуем. Надо вставить пропущенные числа. (Задание выполняется группой)
(7 + 6 + 5 = 18, вставить –7 и 9)
– А теперь знаки действий предлагают нам
отведать салат фруктовый “Расшифруй-ка”.
(Задание выполняется группой.) Для того,
чтобы восстановить текст нам надо выполнить
задания.
Впервые отрицательные числа встречаются в одной
из книг *( **, *** в до н. э., ****)
Отрицательное число понималось как долг, а
положительное как имущество.
Впервые все четыре арифметических действия с
отрицательными числами приведены индийским
математиком и астрономом ***** (598 – 660).
* Выполните действия
– 6 · (– 23) + 121 : (– 11)
“Математика” | –149 |
“Математика в девяти книгах” | 127 |
“Числа” | – 127 |
(127)
** Запишите числа в порядке возрастания в первой таблице и в порядке убывания во второй
Таблица 1
Ж | Н | Д | Ь | А |
–9 | 0 | –13 | 5 | –1 |
(Джань)
Таблица 2
А | Ь | Ц | Н |
–2 | –6 | 4 | –4 |
(Цань)
*** Выполните действия, и в таблице зачеркните найденные ответы. Найдите модуль оставшегося числа и вставьте в текст.
а) –192 : (–24), б) –123 – (–129), в) –380 : 95, г) –361 + 356, –13 + 14 + 7 + 13 – 14
–5 | 8 | –3 | 6 | 7 | –4 |
(3)
**** Найдите, какое из выражений имеет наибольшее значение.
–15 · 61 – 24 | Греция |
–14 · (–5) – 78 | Египет |
–42 : (–3) – (–15) | Китай |
34 + 105 : (–5) | Япония |
(Китай)
***** Подберите число, которое надо вставить вместо “____” и запишите соответствующие буквы
16 : ___ = – 2
– 24 : ___ = – 4
– 8 · ____ = 40
__ · (–10) = 20
– 9 + ____ = – 14
– 7 + ____ = 5
– 10 – ____ = – 18
8 – ____ = 12
9 + 3 + ___ = 0
– 4 + 13 = ____
– 3 – (– 7) = ____
Д | М | Е | Р | Т |
Б | П | У | А | О | Г | Й |
9 | –2 | –17 | 6 | –12 | –8 | –4 | 8 | –5 | –9 | 12 | 4 |
(Брамагуптой)
– Давайте проверим, все ли съели салат. Для этого прочитаем, какой текст мы получили. Следующее блюдо торт “Числовой кроссворд”. (Задание выполняет каждый учащийся, а потом учащиеся сидящие за столиком сравнивают ответы.) Чтобы отведать это блюдо надо заполнить клетки. В каждую клетку вписывается или знак, или одна цифра.
А) – 6 – 9, Б) – 16 · (– 9), В) – 7 + 3, Г) 19 – 8 + 7 – 19, Д) – 45 : (– 3), Е) – 64 · (– 8), Ж) (– 5)3 , З) – 1 · (– 8)3, И) – 14 · 3 – 15 · (– 2).
Числовой кроссворд проверяется.
IV. Самостоятельная работа
– А теперь последнее блюдо коктейль “Посчитай-ка”.
№ 1
1 вариант а) (72 – 36 · (– 8) – 24) : (– 8), |
2 вариант а) (180 – 11 · (– 6) – 18) : (– 3), |
№ 2
Игра “Спустись по канату”
(–87) | (15) |
V. Итог урока
– Подошел к концу урок, нам пора уходить из кафе. Знаки действий просят нас дома приготовить свое блюдо и придумать ему название, но такое, чтобы в нем выполнялись действия с целыми числами.