Цели учителя:
1) образовательная:
- создать условия для формирования устойчивых представлений о роли морфемы в словах и значениях наиболее употребляемых суффиксов;
2) развивающая:
- развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений, организационные навыки самостоятельной деятельности в группах;
3) воспитательная:
- воспитание норм поведения в учебной обстановке, культуры делового общения.
Ключевые слова темы: морфема, суффикс, лексическое значение морфемы.
Тип урока: открытие новых знаний.
Тип знаний: комбинированный: понятия и правила.
Оборудование урока: учебники, листы-задания и листы-“ответы”, альбомные листы для изображения графического или образного обозначения понимания суффиксов, конспекты, таблицы участников групп, тетради.
Ход урока
Урок начинается с приветствия учителем учащихся, установления положительного эмоционального настроя.
Учащиеся сидят за своими столами, но в том порядке, который предполагает быстрое формирование групп постоянного состава.
I этап урока. Постановка учебной проблемы.
Запись числа в тетради, вида работы.
а) создание проблемной ситуации через побуждающий диалог (столкнуть мнения учащихся практическим заданием), открытие темы урока.
На доске открывается запись:
ОНОК НИК ТЕЛЬ ИН ИСТ ОВ ОЧК ЁНОК ЧИК Б К
Побуждающий диалог (ответы учеников фиксируются на доске):
- Что это за слова на доске?
- Это не слова, потому что ничего не понятно. Есть слова, похожие на них, но не они. Это разорванные слова.
- Что можно сказать об их значении?
- Сами эти части слов наверное ничего не обозначаю, но их можно услышать в словах, например: тигр – тигрёнок. Можно изменить лексическое значение слова при помощи такой части. Наверное, это суффиксы, но они не ко всем словам присоединяются. Надо узнать, когда их писать в словах и как писать, есть похожие друг на друга.
- Вы хотите больше узнать об этих суффиксах?
- Да.
- Как можно сформулировать тему урока?
- Суффиксы и их значения.
- Запишите тему урока в тетради.
б) организация работы в группах - поиск решения (через выдвижение и проверку гипотез).
Группы работают самостоятельно, готовя выводы после наблюдения, выявляя значения тех или иных суффиксов, выявляя правила написания, употребления, словообразования.
Самостоятельно, используя тексты учебника, готовят вопросы на понимание и задания для письменного выполнения классу.
Задания группам:
1 группа | 2 группа |
Наблюдение: упр.177. | Наблюдение: упр.178. |
Суффиксы со значением “детёныш”. | Суффиксы со значением “принадлежность животному”. |
Правописание этих суффиксов. | Правописание этих суффиксов. |
Задание классу. | Задание классу. |
3 группа | 4 группа |
Наблюдение: упр. 179. | Наблюдение: упр. 180. |
Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением. | Суффиксы, обозначающие род занятий людей. |
Правописание этих суффиксов. | Правописание этих суффиксов. |
Задание классу. | Задание классу. |
5 группа | 6 группа |
Наблюдение: упр.181. | Наблюдение: упр.182. |
Суффиксы со значением “лицо женского пола”. | Суффиксы со значением “процесс, действие”. |
Правописание слов с этими суффиксами. | Правописание этих суффиксов. |
Задание классу. | Задание классу. |
II этап урока. Воспроизведение знаний.
- Учащиеся группы № 1 рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы со значением “детёныш”, предлагают решение проблемы написания суффиксов: -онок- после шипящих (ч, ш, щ,), -ёнок- после звонких и его хорошо слышим.
Задание классу: образуйте слова с суффиксами –онок- -ёнок- от слов.
лиса, ёж, медведь, человек, свинья, собака, лошадь, заяц, морж.
Оживление вызывают слова, где в образовании нового слова не участвует корень слова (это требует творческого решения, так как нельзя действовать по аналогии): человек, свинья, собака, лошадь.
- Учащиеся группы № 2 рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы со значением “Принадлежность животному”, предлагают познакомиться с новым правилом: В суффиксе –ов- никогда не пишем А, в суффиксе –ин- нельзя писать удвоенную Н (при показе слов с суффиксом –ин- из класса звучит реплика: ошибка!), объясняют, что это правило лучше запомнить, потому что это орфограмма.
Задание классу: образуйте слова с суффиксами –ов- -ин- от слов.
слон, утка, петух, морж, тигр, лошадь, енот, ёж.
Затруднение вызывает слово слон, выдвигается версия слониный, группа исправляет неверную версию, приводя пример, известный детям: слоновий хобот.
- Учащиеся группы №3 рассказывают о рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, рассказывают о сфере употребления этих слов, напоминают о правилах правописания сочетаний –нч-, -чк-, -чу-, -щу-,возникающих при вводе суффиксов в слово.
Задание классу: образуйте слова с суффиксами –ушч- - к- -чик- -ик- -еньк- от слов
карман, девочка, мало, шея, рука, стол, стул.
Вопросы класса вызвали однотипные, на их взгляд, слова стол, стул, группа объясняет, что со словом стол “работает” суффикс –ик-, а –чик- - со словом стул и предлагает произнести эти слова несколько раз, понаблюдав за произношением этих слов. Класс соглашается, что стулик – “детское”, не совсем правильное слово, и принимает правило написания слова стульчик.
- Учащиеся группы № 4 рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы, обозначающие людей по роду занятий, профессии, рассказывают о сфере употребления этих слов; ставят перед классом проблему образования слов с суффиксом -чик- : резать – резчик, переплетать – переплётчик.
Задание классу: образуйте слова с суффиксами –тель- - чик- -ист- -ник- от слов
преподавать, лес, баян, флейта, перевозить, воспитать, грузить.
Группа обратила внимание на слова перевозить, грузить, воспроизведя их на доске для предупреждения возможных ошибок.
- Учащиеся группы №5, рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы, обозначающие лицо женского пола, рода, рассказывают о сфере употребления этих слов; рассказывают о многозначности суффикса –к- и предлагают
Задание классу: найдите слова с суффиксом -к- в значении “лицо женского рода, пола”:
студентка, ручка, внучка, рыбка, гимназистка, печка, корзинка, гимнастка, заколка.
Задание вызвало интерес, так как снова нельзя работать по аналогии: надо выявлять лексическое значение слова, идти “от обратного” - находить слово с таким же лексическим значением, но мужского рода.
- Учащиеся группы №6, рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы, обозначающие действие, процесс, рассказывают о сфере употребления этих слов, о правилах словообразования. Суффикс своеобразен, малоупотребителен, имеет свои трудности: озвончает глухие согласные, стоящие перед ним, поэтому группа предлагает предупредить возможные ошибки: молотить – молотьба.
Задание классу: образуйте слова с суффиксом -б- от слов
ходить, косить, резать.
III этап урока. Итог. Рефлексия.
Учитель спрашивает, что узнали нового, полезен ли был урок, понравилось ли работать в группе, какие трудности в изучении языка сегодня преодолели?
Домашнее задание: повторить значения суффиксов по записям в тетради (параграф 18 учебника), сделать краткую запись “Суффиксы” в конспектах.