Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Значение суффиксов"

Разделы: Русский язык


Цели учителя:

1) образовательная:

  • создать условия для формирования устойчивых представлений о роли морфемы в словах и значениях наиболее употребляемых суффиксов;

2) развивающая:

  • развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений, организационные навыки самостоятельной деятельности в группах;

3) воспитательная:

  • воспитание норм поведения в учебной обстановке, культуры делового общения.

Ключевые слова темы: морфема, суффикс, лексическое значение морфемы.

Тип урока: открытие новых знаний.

Тип знаний: комбинированный: понятия и правила.

Оборудование урока: учебники, листы-задания и листы-“ответы”, альбомные листы для изображения графического или образного обозначения понимания суффиксов, конспекты, таблицы участников групп, тетради.

Ход урока

Урок начинается с приветствия учителем учащихся, установления положительного эмоционального настроя.

Учащиеся сидят за своими столами, но в том порядке, который предполагает быстрое формирование групп постоянного состава.

I этап урока. Постановка учебной проблемы.

Запись числа в тетради, вида работы.

а) создание проблемной ситуации через побуждающий диалог (столкнуть мнения учащихся практическим заданием), открытие темы урока.

На доске открывается запись:

ОНОК НИК ТЕЛЬ ИН ИСТ ОВ ОЧК ЁНОК ЧИК Б К

Побуждающий диалог (ответы учеников фиксируются на доске):

- Что это за слова на доске?

- Это не слова, потому что ничего не понятно. Есть слова, похожие на них, но не они. Это разорванные слова.

- Что можно сказать об их значении?

- Сами эти части слов наверное ничего не обозначаю, но их можно услышать в словах, например: тигр – тигрёнок. Можно изменить лексическое значение слова при помощи такой части. Наверное, это суффиксы, но они не ко всем словам присоединяются. Надо узнать, когда их писать в словах и как писать, есть похожие друг на друга.

- Вы хотите больше узнать об этих суффиксах?

- Да.

- Как можно сформулировать тему урока?

- Суффиксы и их значения.

- Запишите тему урока в тетради.

б) организация работы в группах - поиск решения (через выдвижение и проверку гипотез).

Группы работают самостоятельно, готовя выводы после наблюдения, выявляя значения тех или иных суффиксов, выявляя правила написания, употребления, словообразования.

Самостоятельно, используя тексты учебника, готовят вопросы на понимание и задания для письменного выполнения классу.

Задания группам:

1 группа 2 группа
Наблюдение: упр.177. Наблюдение: упр.178.
Суффиксы со значением “детёныш”. Суффиксы со значением “принадлежность животному”.
Правописание этих суффиксов. Правописание этих суффиксов.
Задание классу. Задание классу.
3 группа 4 группа
Наблюдение: упр. 179. Наблюдение: упр. 180.
Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением. Суффиксы, обозначающие род занятий людей.
Правописание этих суффиксов. Правописание этих суффиксов.
Задание классу. Задание классу.
5 группа 6 группа
Наблюдение: упр.181. Наблюдение: упр.182.
Суффиксы со значением “лицо женского пола”. Суффиксы со значением “процесс, действие”.
Правописание слов с этими суффиксами. Правописание этих суффиксов.
Задание классу. Задание классу.

II этап урока. Воспроизведение знаний.

- Учащиеся группы № 1 рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы со значением “детёныш”, предлагают решение проблемы написания суффиксов: -онок- после шипящих (ч, ш, щ,), -ёнок- после звонких и его хорошо слышим.

Задание классу: образуйте слова с суффиксами –онок- -ёнок- от слов.

лиса, ёж, медведь, человек, свинья, собака, лошадь, заяц, морж.

Оживление вызывают слова, где в образовании нового слова не участвует корень слова (это требует творческого решения, так как нельзя действовать по аналогии): человек, свинья, собака, лошадь.

- Учащиеся группы № 2 рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы со значением “Принадлежность животному”, предлагают познакомиться с новым правилом: В суффиксе –ов- никогда не пишем А, в суффиксе –ин- нельзя писать удвоенную Н (при показе слов с суффиксом –ин- из класса звучит реплика: ошибка!), объясняют, что это правило лучше запомнить, потому что это орфограмма.

Задание классу: образуйте слова с суффиксами –ов- -ин- от слов.

слон, утка, петух, морж, тигр, лошадь, енот, ёж.

Затруднение вызывает слово слон, выдвигается версия слониный, группа исправляет неверную версию, приводя пример, известный детям: слоновий хобот.

- Учащиеся группы №3 рассказывают о рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, рассказывают о сфере употребления этих слов, напоминают о правилах правописания сочетаний –нч-, -чк-, -чу-, -щу-,возникающих при вводе суффиксов в слово.

Задание классу: образуйте слова с суффиксами –ушч- - к- -чик- -ик- -еньк- от слов

карман, девочка, мало, шея, рука, стол, стул.

Вопросы класса вызвали однотипные, на их взгляд, слова стол, стул, группа объясняет, что со словом стол “работает” суффикс –ик-, а –чик- - со словом стул и предлагает произнести эти слова несколько раз, понаблюдав за произношением этих слов. Класс соглашается, что стулик – “детское”, не совсем правильное слово, и принимает правило написания слова стульчик.

- Учащиеся группы № 4 рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы, обозначающие людей по роду занятий, профессии, рассказывают о сфере употребления этих слов; ставят перед классом проблему образования слов с суффиксом -чик- : резать – резчик, переплетать – переплётчик.

Задание классу: образуйте слова с суффиксами –тель- - чик- -ист- -ник- от слов

преподавать, лес, баян, флейта, перевозить, воспитать, грузить.

Группа обратила внимание на слова перевозить, грузить, воспроизведя их на доске для предупреждения возможных ошибок.

- Учащиеся группы №5, рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы, обозначающие лицо женского пола, рода, рассказывают о сфере употребления этих слов; рассказывают о многозначности суффикса –к- и предлагают

Задание классу: найдите слова с суффиксом -к- в значении “лицо женского рода, пола”:

студентка, ручка, внучка, рыбка, гимназистка, печка, корзинка, гимнастка, заколка.

Задание вызвало интерес, так как снова нельзя работать по аналогии: надо выявлять лексическое значение слова, идти “от обратного” - находить слово с таким же лексическим значением, но мужского рода.

- Учащиеся группы №6, рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы, обозначающие действие, процесс, рассказывают о сфере употребления этих слов, о правилах словообразования. Суффикс своеобразен, малоупотребителен, имеет свои трудности: озвончает глухие согласные, стоящие перед ним, поэтому группа предлагает предупредить возможные ошибки: молотить – молотьба.

Задание классу: образуйте слова с суффиксом -б- от слов

ходить, косить, резать.

III этап урока. Итог. Рефлексия.

Учитель спрашивает, что узнали нового, полезен ли был урок, понравилось ли работать в группе, какие трудности в изучении языка сегодня преодолели?

Домашнее задание: повторить значения суффиксов по записям в тетради (параграф 18 учебника), сделать краткую запись “Суффиксы” в конспектах.