Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!
Цели и задачи урока:
- познакомить с физико-географическим положением Африки;
- научить давать характеристику ФГП материка;
- показать особенности береговой линии материка;
- продолжить формировать умение работать с картами.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: Карта полушарий и физическая карта Африки, атласы, контурные, ментальные карты.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
План урока
- Создание образа материка
- Практическая работа
- Закрепление
Хорошо, когда изучение материка начинается с небольшого, но яркого и эмоционального рассказа с демонстрацией слайдов, фотографий, опережающих заданий и т. д. и т. п.
Слово учителя
- Ребята, все Вы с детства помните стихотворение Корнея Чуковского “Доктор Айболит”. Давайте, вспомним его… Итак, сегодня мы приступаем к изучению Африки. Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?
Запишите число и тему урока.
Среди других континентов Африка занимает особое место. Вторая по площади – 1/5 суши нашей планеты. Африка - континент контрастов. В географическом отношении Африка изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов.
Вопросы к классу
- Ребята, скажите Африка это часть света или материк? (и часть света и материк)
- К какому древнему материку принадлежит Африка? (Гондвана)
Слово учителя
“Африка – неизгладимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров
в какой -– нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.
Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев…” (В. Корочанцев).
- Какие вы знаете стихотворения об Африке? (примеры)
1.
И снова думать я стал о тебе, моя Африка
Родина, древний очаг фараонов,
Земля пирамид, созданных чьей-то непостижимой волей.
Африка, родина, словно Луна, ты плывешь, развернув свой парус.
Но куда?
2.
Я под звездами неба в раздумье сидел,
И луна над моей головой проплывала
Спокойно и неторопливо
Словно лодка под парусом, тихо плыла
Известным путем, принимая покорно
Начертанный свыше удел,
Не сомневаясь ни в чем,
Не пытаясь что-либо менять
В своей безмятежной судьбе.
Для учащихся звучит песня из телефильма А. Рыбникова на слова Ю. Михайлова про “Красную шапочку”.
Слово учителя
Для вас отзвучала известная песня.
Она приглашает в добрый и чудесный мир.
Мы в Африку с вами отправимся ныне,
Но кто объяснит это странное имя?
Откуда название “Африка” взято?
Найдите ответ в своих книгах, ребята. (см. учебник стр. 110)
Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.
С латинского “Африка” - безморозный, а на древней карте Эратосфена – Ливия.
Как нам добраться до поставленной цели?
Готовы ли вы? Правильно сели?
Короток путь до нее, иль велик
Нас ждет замечательный материк
А на пути возникают проблемы
Ну почему такова наша тема?
Мы же в Евразии братцы живем,
А Африку раньше других познаем.
(Дети формируют ответ, учитель обобщает: самый жаркий материк; имеет самую большую пустыню; разнообразные природные комплексы; крупнейшие массивы экваториальных лесов; самую длинную реку Нил; реку, пересекающую экватор дважды – Конго, она и самая полноводная; место обитания крупных млекопитающих – слонов, бегемотов, носорогов, жирафов…; на Африканском континенте найдена совершенно фантастическая находка – костные останки возрастом 130 000 лет. ( смотри журнал “Знание сила”. Август 1989г.)
Ну, а сейчас у меня предложение: поговорим о ее географическом положении. Определение географического положения материка является первой учебной задачей при его изучении, и необходимо показать способы ее решения.
Практическая работа
см. План описания географического положения материка в учебнике стр. 311.
Прием определения географического положения материка
План | Состав приема | Ожидаемый ответ |
1.Положение материка на градусной сетке: а) по отношению к экватору и начальному меридиану б) положение по широте и протяженность с севера на юг. в) положение по долготе и протяженность с запада на восток. 2. Положение материка относительно других объектов: а) относительно других материков б) относительно океанов. |
1. Определить положение материка на
градусной сетке: а) положение относительно экватора и нулевого меридиана, в каком полушарии находится и в какой его части б) Между какими градусами широты расположен, координаты крайних северной и южной точек, протяженность с севера на юг в градусах и в километрах. в) Между какими градусами долготы расположен, координаты крайних западной и восточной точек, протяженность с запада на восток в градусах и километров. 2. Определить положение относительно других объектов: а) какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются? б) Океаны, образованные ими моря, заливы и проливы, омывающие материк, характер береговой линии. |
а) Экватор пересекает Африку почти
посередине, следовательно, материк расположен в
северном и южном полушариях. Начальный меридиан
пересекает Африку на западе, и большая ее часть
лежит в восточном, а меньшая – в западном
полушариях. б) Африка расположена между 37о с. ш. и 35о ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками. Крайняя северная точка – м. Эль-Абъяд – 37о с. ш.; крайняя южная точка – м. Игольный – 35о ю. ш. Протяженность с севера на юг по 20о в. Д. составляет (32о+35о ) Х 111 км =3774 км; приблизительно в 2 раза больше, т. е. около 7500 км. в) Африка расположена между 17о з. д., крайняя западная точка – м. Альмади - 17о з. д., крайняя восточная точка – м. Рас- Хафун – 51о в. Д. Протяженность с запада на восток по экватору составляет ( 43о – 9о ) Х 111 км = 34о Х 111 км = 3774 км; в самой широкой части вдоль 20о с. ш. приблизительно в 2 раза больше ,т. е. около 7500 км. а) Африка расположена очень близко от Евразии, на юго – западе от нее, и отделяется узким Суэцким перешейком, по которому проложен Суэцкий канал. б) С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом ; с запада – Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив; с востока – водами Индийского океана и Красного моря. Береговая линия материка слабо изрезана. |
2. Устная работа по выполнению второго пункта плана может сочетаться с заполнением контурной карты или контура материка вычерченного в тетради.
3. После того как все описания ФГП материка сделано, следует подвести итог работы.
Открытие и исследование материка.
Перед рассказом об истории исследования материка учитель спрашивает учащихся, каких путешественников по Африке они знают, что читали об этом?
1. Изучение этого пункта происходит на основании сообщений заранее подготовленных учащихся, используя дополнительный материал. Например:
Бартоломеу Диаш
Португальский мореплаватель, обучавший многих своих спутников искусству мореплавания. Впервые его имя было упомянуто в кратком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, привезенную с берегов Гвинеи. В 1481 г. он командовал одним из судов, отправленных к Золотому берегу. В этой экспедиции участвовал и безызвестный тогда Христофор Колумб. В 1487 г. он вновь отправился вдоль берегов Африки. Достиг мыса Доброй Надежды. Но команда потребовала повернуть назад, и Диаш подчинился.
При подготовке новой экспедиции в Индию, Диаш руководил строительством кораблей. Главой экспедиции назначили Васка да Гаму. Диаш сопроводил суда Гамы до островов Зеленого Мыса.
Васко да Гама
Этому человеку посчастливилось осуществить мечту многих мореплавателей – достиг далекой Индии. И вернулся оттуда прославленным и богатым вельможей. Он был военным и придворным не в меньшей степени, чем мореплавателем.
Весной 1494 г. Гама получил приказ четыре корабля и 170 человек, отплыл из Португалии к берегам Африки. Спустя четыре месяца обогнув мыс Доброй Надежды и пришел к восточному берегу Африки. Спустя 26 месяцев с грузом товаров и пленников вернулся назад. В 1524 г. ему было предложено отправиться в качестве вице-короля в Индию и восстановить там процветание португальских колоний. Но, пробыв в Индии 3 месяца, да Гама заболел и умер, оставив о себе славу выдающегося мореплавателя, мудрого руководителя и хорошего администратора.
2. На основе текста учебника заполнить таблицу (выполнить дома)
Исследователи, путешественники | Страна | Дата | Вклад в исследование материка |
Закрепление.
1. Предлагаю игру: ученики заканчивают предложение.
- Африка по середине пересекается …
- Нулевой меридиан пересекает Африку с …
- Африку омывают океаны, их по количеству …
- С севера материк омывается …
- Восточной крайней точкой материка считается …
- Дальше всех материков от Африки расположен …
- Гвинейский залив расположен с … материка.
- Самый большой остров близ берегов Африки…
2. Географические задачи
Как объяснить происхождение географических названий западного побережья Африки?
После успешной экспедиции Бартоломеу Диаша южная оконечность Африки получила название мыс Доброй Надежды. На что надеялись Б. Диаш и его последователи?
Все молодцы! Поработали славно. Теперь переходим к домашнему заданию.
Домашнее задание: параграф №24,ответить на вопросы в конце параграфа; заполнить таблицу; задания по к/к: подписать объекты береговой линии.
Литература
- О. В. Крылова Уроки географии. М., Пр., 1990.
- Н. А. Никитина Поурочные разработки по географии 7 класс М., 2005.
- О. В. Крылова материки и океаны. М., Пр., 2002.
- В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев География материков и океанов 7 класс М., Фрофа 2004.
- С. А. Огурцов Географические названия Омск, 1961.