6 класс.
Тип урока: обобщение.
Форма урока: игра
Цель: приобщение учащихся к ценностям мировой культуры.
Задачи:
- Закрепление полученных знаний.
- Развитие интереса к культуре стран Древнего мира.
- Воспитание чувства прекрасного.
В игре принимают участие команды шестых классов параллели. Предварительно классы оформляют газеты по странам Древнего мира ( Египет, Индия, Китай, Греция + первобытное общество). Страны распределяются с помощью жеребьевки. Газеты оформляются по мере изучения темы. Игра проводится в конце учебного года.
I. Представление жюри, команд.
II. Знакомство с правилами игры.
Правила игры
- Отвечает тот, кто первым поднимает сигнальную карточку. Если ответ правильный, то команда получает один балл. В случае неправильного ответа - переход хода.
- Если ни одна из команд не ответила правильно на вопрос, то следующий вопрос оценивается в 2 балла.
- Во время “путешествия…” проводится игра с залом. Зрители за правильный ответ могут принести балл своей команде.
III. Игра.
Итак, мы отправляемся в путешествие… Раз, два, три… Первая наша остановка - “Первобытное общество”.
Первобытное общество.
- Кто из перечисленных людей связан с культурой первобытного общества: Генрих Шлиман, Марселино де Саутуола, Васко да Гама?
- Известно, что первобытные люди рисовали животных, т. к. это было пропитание. Женщин, т. к. они были продолжательницами рода. Почему же первобытные люди рисовали птиц и змей?
- Какие открытия, связанные с культурой первобытного общества, сделаны на Урале?
Египет.
1. Убери лишнее и объясни свой выбор:
Ра | Агни | Осирис |
Нут | Аид | Хапи |
Слова напечатаны на карточках.
2. Всем известно, что Ра – египетский бог солнца, который появляется в образе человека с головой сокола.
Придумай свой миф, в котором объяснялось бы, почему Ра стал богом солнца и почему он именно так выглядит.
Греция.
Предварительная подготовка: инсценировка мифа об Арахне (предлагается собственный вариант). Приложение №1.
1. Конкурс капитанов.
Необходимо распределить предметы и атрибуты между богами и сказать, за что отвечает бог, которому принадлежат данные вещи (Диадема, роза, собака, молния, крылатые сандалии, гранат, яблоко, дельфин).
2. У кого из богов в детстве была трагедия (он чуть не погиб и воспитывался не родителями)? (Зевс, Гефест, Дионис. )
3. Мы знаем, что древние люди многие природные явления объясняли через мифы: появление растений, животных, небесных светил и т. д.
Посмотрите сюжет и ответьте на следующие вопросы:
а) кем является героиня и за что ее так сурово покарали боги (Инсценировка мифа об Арахне)?
б) назовите известные вам метаморфозы. (нарцисс, роза, кипарис, гиацинт, лавровое дерево и т. д. )
4. Откуда пошли эти выражения:
- Сизифов труд.
- Ящик Пандоры.
- Танталовы муки.
Индия.
1. Посмотрите сюжет “ В гостях у индийского махараджи”. Приложение №2.
1. 1 Кого и из какой страны принимает у себя индийский махараджа?
1. 2 Когда происходят данные события?
1. 3 С какой целью приехал этот важный гость в Индию?
2. Как индийцы объясняют молчание рыб через мифологию?
Китай.
В III веке до н. э. приказом китайского императора Тинь Шинь Хуанди было построено самое грандиозное архитектурное сооружение за всю историю Китая. О чем идет речь, и с какой целью это сооружение было построено?
Игра со зрителями.
1. Назовите древнейшую пирамиду Египта. (пирамида Джосера).
2. Почему гробницы Древнего царства в Египте строили в форме пирамид?
3. Почему до сегодняшних дней не сохранилось ни одной жилой постройки Древнего царства, но сохранились гробницы?
4. Известно, что около самых больших и знаменитых пирамид - Хеопса, Хефрена и Микирена - стоит сфинкс. У древних греков – это чудовище, порожденное Тифоном и Эхидной. Каждому, кто хотел войти в Фивы, сфинкс задавал загадку. Не сумевшего правильно ответить, сфинкс съедал. Разгадал загадку Эдип, после чего сфинкс сбросился с горы.
Сегодня мы предлагаем вам эту загадку:
Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем – на двух, а вечером – на трех?
IV. Подведение итогов.
V. Награждение.
Приложение №1.
Боги, боги!
За что вы так наказали меня? Изо дня в день, из года в год, вечно висеть и ткать мне тончайшее из полотен, которое служить будет лишь ловушкой для глупых мух и паутов. И будет длиться это наказание вечно для меня и для всего моего потомства. А ведь когда-то моей работой любовались нимфы и все лидийские женщины. И пряла я из нитей, подобных туману, ткани прозрачные, как воздух. И не было мне равных на свете, а теперь… Почему так сурово наказана я?
Приложение №2.
Имитируется уголок индийского дворца. Звучит музыка. Танцовщицы исполняют танец для махараджи. Входит слуга и объявляет, что прибыл важный гость.
- Приветствую тебя, Великий махараджа! Я прибыл с миром из далекой и богатой страны, омывающей океаном. Прими в знак дружбы и почтения эти дары. (Подносят ткани, жемчуга…).
Махараджа с удивлением рассматривает подношения.
- Почему посол столь могущественной и богатой страны привез с собой ничего не стоящие подарки? Самый бедный арабский купец мог бы явиться с более ценными дарами. Такие безделицы мы никогда не примем. Если у вас нет ничего более лучшего, то поднесите тогда чистое золото.
Гость ответил:
- Простите, эти подарки принадлежат лично мне. А наш король в следующий раз пришлет вам такие дары, что останетесь довольны.