Открытый урок для учащихся 5-х классов с применением элементов здоровьесберегающих технологий в среднем звене по теме: "Умножение десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели и задачи:

  • Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока с наименьшей усталостью и, не причиняя вред здоровью. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения, которые бы стимулировали учащихся к самостоятельному приобретению знаний, активизировали бы мысль школьников и помогали бы сохранять здоровье.
  • Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Как показывает практика, здоровье сберегающие технологии нашли широкое применение в начальной школе, но в среднем звене это применяется крайне редко. В этом году учащиеся пятого класса, участвуют в эксперименте: по внедрению здоровье сберегающих технологий в среднем звене. Как и в любом начинании дела можно встретиться с трудностями, которые порой неразрешимы.

Проводя сравнительный анализ применения здоровье сберегающих технологий в начальной школе и среднем звене, можно прийти к выводу, что полностью применить методику невозможно, а вот ее элементы такие как:

- зрительные метки;

- задания на крестах;

- зрительная дорожка;

- упражнения на дыхание;

очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включение в урок, хотя бы один, выше перечисленный элемент, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес детей к предмету.

Применение элементов здоровье сберегающих технологий на уроке, это не самоцель, а средство обучения и воспитания и не следует это рассматривать как деятельность, доставляющую удовольствие, а надо рассмотреть как вид творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы с целью повышения здоровья у учащихся во время процесса обучения.

Применение “зрительных меток” и “задания на крестах” во время урока математики, позволяет развивать вычислительные навыки у учащихся, развивает математическую речь, помогает сосредоточиться и уметь переключится с одного вида деятельности на другой.

Во время проведения урока происходит большая нагрузка на глаза, тем самым появляется быстрая утомляемость, снижается активности в работе. Здесь и придут на помощь учителю “зрительная дорожка” и “упражнения на дыхание”.

Из изложенного выше материала можно сделать вывод, что применение элементов здоровье сберегающих технологий отличается от традиционного урока тем, что принимать участие приходится всем ученикам и для некоторых учеников не испытывающих интереса к математике это может послужить отправной точкой для возникновения этого интереса.

В этом вопросе существуют положительные и отрицательные факторы, влияющие на проведение математики в 5 классе. Проведем сравнительный анализ применение здоровье сберегающих технологий в начальной школе и в 5 классе.

В начальной школе на всех уроках применяются следующие элементы здоровье сберегающих технологий:

- зрительные метки;

- задания на крестах;

- зрительная дорожка;

- упражнения на дыхание;

- держалка;

- кабинеты оснащены паласом для релаксации, люстрой Чижевского, на каждой парте стоит конторка и т. д.

Из всех выше перечисленных элементов, некоторые из них не применимы для среднего звена, например:

- конторки не применимы из-за интенсивного роста учащихся высота конторок не будет соответствовать нормам;

- большое количество учащихся в классе;

- кабинет не достаточно оснащен оборудованием

- учитывается и тот фактор, что элементы методики здоровье сберегающих технологий должны применяться на всех уроках, как это было в начальной школе;

- в начальной школе при проведении урока учитель использует 6-7 элементов здоровье сберегающих технологий, а в 5 классе это невозможно применить с учетом того, что увеличивается объем изучаемого материала, вводятся новые понятия, и остается время на применение 2-3 элементов (нужно отметить и то, что это происходит не на каждом уроке) ;

- в среднем звене происходит адаптация учащихся. Окончив начальную школу, учащиеся должны привыкнуть к изменениям в процессе обучения: новые учителя (у каждого учителя своя интонация голоса) , новые предметы, большой объем изучаемого материала. Адаптация учащихся это постепенный процесс и не всем ученикам удается пройти его успешно и быстро. Учащиеся быстро устают, не могут на одном месте сидеть 40 минут, теряется внимание, не могут усвоить большой объем материала. В таком классе необходима постоянная смена видов деятельности и на помощь приходят зрительные метки, упражнение на дыхание, дорожка, упражнения на крестах.

По данной теме: “Применение элементов здоровье сберегающих технологий в среднем звене” мной придуман и проведен открытый урок в 5 классе “Умножение десятичных дробей”

Цель: “Обобщить и систематизировать знания по темам:

1.

а) умножение десятичных дробей на натуральные числа, в том числе на 10, 100, 1000 и т. д;
б) деление десятичных дробей на натуральные числа, в том числе на 10, 100 и т. д;
в) умножение десятичных дробей.

2. Закрепить умения применять изученные правила при решении задач и примеров;

3. Активизировать всех учащихся через разнообразные виды самостоятельной работы.

Оборудование:

  • индивидуальные карточки с заданиями;
  • задание для устного счета; зрительные метки;
  • задания для работы в классе;
  • таблица витаминов. (на стене нарисована дорожка, к потолку симметрично два впереди, два в конце кабинета прикреплены кресты)

Ход урока

(до начала урока дежурные раздают каждому учащемуся карточки с заданиями для работы в классе и таблица витаминов)

1. Постановка целей урока.

Сегодня на уроке обобщаем и систематизируем знания по темам умножение десятичных дробей на натуральные числа; деление десятичных дробей на натуральные числа, в том числе на 10, 100, 1000 и т. д.; умножение десятичных дробей. Наряду с этим вы узнаете много интересного и полезного о витаминах.

Открываем тетради, записываем число и тему урока “Умножение десятичных дробей”.

2. Проверка домашнего задания.

- Домашнее задание №1411 (а) один человек у доски

Во время проверки домашнего задания, одновременно проходит работа у доски.

- У доски 3 человека работают по карточкам: №1, №2, №3.

- Все остальные считаем устно (задания на “крестах”).

- Найти произведение чисел, найдите частное чисел, найдите сумму, найдите разность. (См. приложение №3)

- Проверяем задания на доске и слушаем определения, которыми пользовались учащиеся при выполнении. (Можно оценить сразу каждого ученика, а можно предложить поработать в течение урока)

- На столах лежат таблицы с названиями витамин и их функциями в организме человека. В течение урока обратимся к ним.

3. Работа в тетрадях (по заданиям на карточке “Работа в классе”)

Работаем по карточкам, которые лежат на ваших столах с заданиями.

В рабочих тетрадях записываем№1.

На доске выполнить задание (1 учащийся) .

Решите уравнение: х:0,4+405,5=531, х=50,2.

- В ходе решения уравнения получили ответ. Сравним ответ уравнения с суточной потребностью витаминов. (См. Приложение №2)

- Видим, что потребность витамина Р равна корню решенного уравнения. Значит нам необходимо употреблять каждый день по 50,2мг, чтобы быть здоровым.

- В каких продуктах питания содержится данный витамин? (См. Приложение №2)

- Продолжаем работать в тетрадях, и пишем №2.

На доске найти значение выражения (1 учащийся) .

(2,5х+70х при х=20)

- Если посмотреть на составленную сумму то можно заметить, что этим выражением мы находили потребность витаминов А и С в течении 20 дней.

4. Физкульт-минутка.

Со всеми учащимися проводим упражнение на дыхание, а этим временем два ученика выполняет задание у доски по карточке №4 и №5.

После проведения физкульт-минутки проверка выполненного задания.

5. Работа в тетрадях.

- Решить задачу на составление выражения (1 учащийся) .

(В течении скольких дней употребляла Маша витамины В1,В2,В3, если в организм попало 45 мг этих витамин?

45:х=2,3+2,4+3,3, х=5.)

- Решая задачу, приходим к выводу, что потребовалось 5 дней.

6. Работа со зрительными метками.

По периметру кабинета расположены выражения, содержащие математические действия. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

- Найдите и прочитайте выражение, значение которого равно 32,32 (0,32+32) ; 48,7 (48,5+0,2) ; 5,76 (576:100) и т.д. (Можно подготовить примеры, с одинаковыми ответами, с целью повышения интереса и разнообразия) . (См. приложение №1)

7. Постановка домашнего задания.

- Открываем дневники, записываем домашнее задание:№1410-задача, №1414 (б) -уравнение, которое надо решить и составить текстовую задачу про витамины.

8. Задание на закономерности.

- На доске записаны числа. (0,6;1,2;1,8;2,43;3,6;4,2;4,8)

(На доске 1 учащийся воспроизведет решение из тетради.)

- Запишите в тетрадях в порядке возрастания.

- Какую закономерность можно увидеть в записи чисел?

- Какое число можно назвать “лишним”?

9. Подведение итогов урока.

В течение всего урока было опрошено 8 учащихся и 5 учащихся активно принимали участие с места на протяжении всего урока.

- Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного о витаминах. Посмотрите в таблицу и прочитайте название витамин, которые не звучали на уроке.

- Какую роль в организме человека играет витамин В12 и В2?

- Чтобы быть здоровым и не болеть какой необходим витамин?

- Задается еще ряд вопросов на которые учащиеся с удовольствием отвечают (даже те, которые были пассивными на протяжении всего урока) .

Закончить урок можно фразой: “Витамины это пищевые добавки, которые необходимо употреблять, чтобы быть здоровыми”.

Справочный материал.

№1.

Найдите значение выражения:

а) 6,2 0,5;

б) 14,7 1,2;

в) 3,27 0,1.

Дайте определение, которое вы применяли при выполнении задания.

№2.

Найдите значение выражения:

а) 58,8:56;

б) 421,27:10;

в) 19,2:8.

Дайте определение, которое вы применяли при выполнении задания.

№3.

Найдите значение выражения:

а) 0,458 100;

б) 0,6 36;

в) 31 0,01.

Дайте определение, которое вы применяли при выполнении задания.

№5.

Найти значение выражения 34,5а при а=0,5.

№4.

Решить уравнение:

Х+0,3=0,2 7.

 

Приложение №1.

48,5+0,2

48,7*10

0,32+32

32,32:10

97,5-79,5

18,25-0,25

9,57*100

576:100

63,7*100

81,9*9

0,63*0,01

5,43*4,57

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

Название витамин Потребность в день (мг) Функция витамина Продукты
Витамин А (ретинол) 1,5-2,5 Регулирует обменные процессы в организме, повышает его сопротивляемость инфекциям. Рыбий жир, печень, яичный желток.
Витамин Е (токоферол) 20,3 Стимулирует деятельность мышц, влияет на обмен белков и углеводов. Растительное масло, печень, почки.
Витамин Д (кальциферол) 100-400. Регулирует обмен кальция и фосфора. Печень рыбы, сельдь.
Витамин С (аскорбиновая кислота) 70-120 Повышает устойчивость организма к инфекциям, поддерживает прочность кровеносных сосудов, регулирует обмен холестерина и т.д. Овощи, фрукты, ягоды, смородина, цитрусовые, зеленный лук, помидор.
Витамин Р (рутин) 50,2 Повышает прочность капилляров, стимулирует тканевое дыхание. Черная смородина, апельсин, лимон, клюква.
Витамин В1 (тиамин) 2,3 Нормализует кислотность желудочного сока, двигательную функцию желудка и кишечника. Гречневая крупа, мука, хлеб.
Витамин В2 (рибофлавин) 2,4 Улучшает остроту зрения на цвета, положительно влияет на кроветворение, усиливает функции органов пищеварения, особенно печени. Творог, сыр.
Витамин РР (ниацин) 15,25 Влияет на высшую нервную деятельность, нормализует функции органов пищеварения. Мясо, бобы, рыба, мука.
Витамин В6 (пиридоксин) 3,3 Благоприятно влияет на жировой обмен в организме. Печень рыбы, говядина, дрожжи, бобы.
Витамин В12 0,005 Необходим для нормального кроветворения, стимулирует образование аминокислот. Мясо, рыба, яйца, сыр.
Витамин Н (биотин) 0,2 Участвует в обмене углеводов, аминокислот, насыщенных жирных кислот. Дрожжи, печень, мозг, яичном желтке, цельных зернах.

Приложение №3.

0,1 и 10 100 и 0,01 56 и 0,1 и т. д.