Цели и задачи:
- Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока с наименьшей усталостью и, не причиняя вред здоровью. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения, которые бы стимулировали учащихся к самостоятельному приобретению знаний, активизировали бы мысль школьников и помогали бы сохранять здоровье.
- Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Как показывает практика, здоровье сберегающие технологии нашли широкое применение в начальной школе, но в среднем звене это применяется крайне редко. В этом году учащиеся пятого класса, участвуют в эксперименте: по внедрению здоровье сберегающих технологий в среднем звене. Как и в любом начинании дела можно встретиться с трудностями, которые порой неразрешимы.
Проводя сравнительный анализ применения здоровье сберегающих технологий в начальной школе и среднем звене, можно прийти к выводу, что полностью применить методику невозможно, а вот ее элементы такие как:
- зрительные метки;
- задания на крестах;
- зрительная дорожка;
- упражнения на дыхание;
очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включение в урок, хотя бы один, выше перечисленный элемент, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес детей к предмету.
Применение элементов здоровье сберегающих технологий на уроке, это не самоцель, а средство обучения и воспитания и не следует это рассматривать как деятельность, доставляющую удовольствие, а надо рассмотреть как вид творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы с целью повышения здоровья у учащихся во время процесса обучения.
Применение “зрительных меток” и “задания на крестах” во время урока математики, позволяет развивать вычислительные навыки у учащихся, развивает математическую речь, помогает сосредоточиться и уметь переключится с одного вида деятельности на другой.
Во время проведения урока происходит большая нагрузка на глаза, тем самым появляется быстрая утомляемость, снижается активности в работе. Здесь и придут на помощь учителю “зрительная дорожка” и “упражнения на дыхание”.
Из изложенного выше материала можно сделать вывод, что применение элементов здоровье сберегающих технологий отличается от традиционного урока тем, что принимать участие приходится всем ученикам и для некоторых учеников не испытывающих интереса к математике это может послужить отправной точкой для возникновения этого интереса.
В этом вопросе существуют положительные и отрицательные факторы, влияющие на проведение математики в 5 классе. Проведем сравнительный анализ применение здоровье сберегающих технологий в начальной школе и в 5 классе.
В начальной школе на всех уроках применяются следующие элементы здоровье сберегающих технологий:
- зрительные метки;
- задания на крестах;
- зрительная дорожка;
- упражнения на дыхание;
- держалка;
- кабинеты оснащены паласом для релаксации, люстрой Чижевского, на каждой парте стоит конторка и т. д.
Из всех выше перечисленных элементов, некоторые из них не применимы для среднего звена, например:
- конторки не применимы из-за интенсивного роста учащихся высота конторок не будет соответствовать нормам;
- большое количество учащихся в классе;
- кабинет не достаточно оснащен оборудованием
- учитывается и тот фактор, что элементы методики здоровье сберегающих технологий должны применяться на всех уроках, как это было в начальной школе;
- в начальной школе при проведении урока учитель использует 6-7 элементов здоровье сберегающих технологий, а в 5 классе это невозможно применить с учетом того, что увеличивается объем изучаемого материала, вводятся новые понятия, и остается время на применение 2-3 элементов (нужно отметить и то, что это происходит не на каждом уроке) ;
- в среднем звене происходит адаптация учащихся. Окончив начальную школу, учащиеся должны привыкнуть к изменениям в процессе обучения: новые учителя (у каждого учителя своя интонация голоса) , новые предметы, большой объем изучаемого материала. Адаптация учащихся это постепенный процесс и не всем ученикам удается пройти его успешно и быстро. Учащиеся быстро устают, не могут на одном месте сидеть 40 минут, теряется внимание, не могут усвоить большой объем материала. В таком классе необходима постоянная смена видов деятельности и на помощь приходят зрительные метки, упражнение на дыхание, дорожка, упражнения на крестах.
По данной теме: “Применение элементов здоровье сберегающих технологий в среднем звене” мной придуман и проведен открытый урок в 5 классе “Умножение десятичных дробей”
Цель: “Обобщить и систематизировать знания по темам:
1.
а) умножение десятичных дробей на натуральные числа, в том числе на 10, 100, 1000 и т. д;
б) деление десятичных дробей на натуральные числа, в том числе на 10, 100 и т. д;
в) умножение десятичных дробей.
2. Закрепить умения применять изученные правила при решении задач и примеров;
3. Активизировать всех учащихся через разнообразные виды самостоятельной работы.
Оборудование:
- индивидуальные карточки с заданиями;
- задание для устного счета; зрительные метки;
- задания для работы в классе;
- таблица витаминов. (на стене нарисована дорожка, к потолку симметрично два впереди, два в конце кабинета прикреплены кресты)
Ход урока
(до начала урока дежурные раздают каждому учащемуся карточки с заданиями для работы в классе и таблица витаминов)
1. Постановка целей урока.
Сегодня на уроке обобщаем и систематизируем знания по темам умножение десятичных дробей на натуральные числа; деление десятичных дробей на натуральные числа, в том числе на 10, 100, 1000 и т. д.; умножение десятичных дробей. Наряду с этим вы узнаете много интересного и полезного о витаминах.
Открываем тетради, записываем число и тему урока “Умножение десятичных дробей”.
2. Проверка домашнего задания.
- Домашнее задание №1411 (а) один человек у доски
Во время проверки домашнего задания, одновременно проходит работа у доски.
- У доски 3 человека работают по карточкам: №1, №2, №3.
- Все остальные считаем устно (задания на “крестах”).
- Найти произведение чисел, найдите частное чисел, найдите сумму, найдите разность. (См. приложение №3)
- Проверяем задания на доске и слушаем определения, которыми пользовались учащиеся при выполнении. (Можно оценить сразу каждого ученика, а можно предложить поработать в течение урока)
- На столах лежат таблицы с названиями витамин и их функциями в организме человека. В течение урока обратимся к ним.
3. Работа в тетрадях (по заданиям на карточке “Работа в классе”)
Работаем по карточкам, которые лежат на ваших столах с заданиями.
В рабочих тетрадях записываем№1.
На доске выполнить задание (1 учащийся) .
Решите уравнение: х:0,4+405,5=531, х=50,2.
- В ходе решения уравнения получили ответ. Сравним ответ уравнения с суточной потребностью витаминов. (См. Приложение №2)
- Видим, что потребность витамина Р равна корню решенного уравнения. Значит нам необходимо употреблять каждый день по 50,2мг, чтобы быть здоровым.
- В каких продуктах питания содержится данный витамин? (См. Приложение №2)
- Продолжаем работать в тетрадях, и пишем №2.
На доске найти значение выражения (1 учащийся) .
(2,5х+70х при х=20)
- Если посмотреть на составленную сумму то можно заметить, что этим выражением мы находили потребность витаминов А и С в течении 20 дней.
4. Физкульт-минутка.
Со всеми учащимися проводим упражнение на дыхание, а этим временем два ученика выполняет задание у доски по карточке №4 и №5.
После проведения физкульт-минутки проверка выполненного задания.
5. Работа в тетрадях.
- Решить задачу на составление выражения (1 учащийся) .
(В течении скольких дней употребляла Маша витамины В1,В2,В3, если в организм попало 45 мг этих витамин?
45:х=2,3+2,4+3,3, х=5.)
- Решая задачу, приходим к выводу, что потребовалось 5 дней.
6. Работа со зрительными метками.
По периметру кабинета расположены выражения, содержащие математические действия. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
- Найдите и прочитайте выражение, значение которого равно 32,32 (0,32+32) ; 48,7 (48,5+0,2) ; 5,76 (576:100) и т.д. (Можно подготовить примеры, с одинаковыми ответами, с целью повышения интереса и разнообразия) . (См. приложение №1)
7. Постановка домашнего задания.
- Открываем дневники, записываем домашнее задание:№1410-задача, №1414 (б) -уравнение, которое надо решить и составить текстовую задачу про витамины.
8. Задание на закономерности.
- На доске записаны числа. (0,6;1,2;1,8;2,43;3,6;4,2;4,8)
(На доске 1 учащийся воспроизведет решение из тетради.)
- Запишите в тетрадях в порядке возрастания.
- Какую закономерность можно увидеть в записи чисел?
- Какое число можно назвать “лишним”?
9. Подведение итогов урока.
В течение всего урока было опрошено 8 учащихся и 5 учащихся активно принимали участие с места на протяжении всего урока.
- Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного о витаминах. Посмотрите в таблицу и прочитайте название витамин, которые не звучали на уроке.
- Какую роль в организме человека играет витамин В12 и В2?
- Чтобы быть здоровым и не болеть какой необходим витамин?
- Задается еще ряд вопросов на которые учащиеся с удовольствием отвечают (даже те, которые были пассивными на протяжении всего урока) .
Закончить урок можно фразой: “Витамины это пищевые добавки, которые необходимо употреблять, чтобы быть здоровыми”.
Справочный материал.
№1. Найдите значение выражения: а) 6,2 0,5; б) 14,7 1,2; в) 3,27 0,1. Дайте определение, которое вы применяли при выполнении задания. |
№2. Найдите значение выражения: а) 58,8:56; б) 421,27:10; в) 19,2:8. Дайте определение, которое вы применяли при выполнении задания. |
№3. Найдите значение выражения: а) 0,458 100; б) 0,6 36; в) 31 0,01. Дайте определение, которое вы применяли при выполнении задания. |
№5. Найти значение выражения 34,5а при а=0,5. |
№4. Решить уравнение: Х+0,3=0,2 7. |
Приложение №1.
48,5+0,2 48,7*10
0,32+32
32,32:10
97,5-79,5
18,25-0,25
9,57*100 576:100
63,7*100
81,9*9
0,63*0,01
5,43*4,57
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Название витамин | Потребность в день (мг) | Функция витамина | Продукты |
Витамин А (ретинол) | 1,5-2,5 | Регулирует обменные процессы в организме, повышает его сопротивляемость инфекциям. | Рыбий жир, печень, яичный желток. |
Витамин Е (токоферол) | 20,3 | Стимулирует деятельность мышц, влияет на обмен белков и углеводов. | Растительное масло, печень, почки. |
Витамин Д (кальциферол) | 100-400. | Регулирует обмен кальция и фосфора. | Печень рыбы, сельдь. |
Витамин С (аскорбиновая кислота) | 70-120 | Повышает устойчивость организма к инфекциям, поддерживает прочность кровеносных сосудов, регулирует обмен холестерина и т.д. | Овощи, фрукты, ягоды, смородина, цитрусовые, зеленный лук, помидор. |
Витамин Р (рутин) | 50,2 | Повышает прочность капилляров, стимулирует тканевое дыхание. | Черная смородина, апельсин, лимон, клюква. |
Витамин В1 (тиамин) | 2,3 | Нормализует кислотность желудочного сока, двигательную функцию желудка и кишечника. | Гречневая крупа, мука, хлеб. |
Витамин В2 (рибофлавин) | 2,4 | Улучшает остроту зрения на цвета, положительно влияет на кроветворение, усиливает функции органов пищеварения, особенно печени. | Творог, сыр. |
Витамин РР (ниацин) | 15,25 | Влияет на высшую нервную деятельность, нормализует функции органов пищеварения. | Мясо, бобы, рыба, мука. |
Витамин В6 (пиридоксин) | 3,3 | Благоприятно влияет на жировой обмен в организме. | Печень рыбы, говядина, дрожжи, бобы. |
Витамин В12 | 0,005 | Необходим для нормального кроветворения, стимулирует образование аминокислот. | Мясо, рыба, яйца, сыр. |
Витамин Н (биотин) | 0,2 | Участвует в обмене углеводов, аминокислот, насыщенных жирных кислот. | Дрожжи, печень, мозг, яичном желтке, цельных зернах. |
Приложение №3.
0,1 и 10 100 и 0,01 56 и 0,1 и т. д.