1 этап ВИКТОРИНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-х КЛАССОВ
- Известно, что Яранск – один из древневятских городов. А сколько лет нашему городу?
- Какое название носила в прошлом наша главная улица? (Троицкая)
- Название церквей в г.Яранске и их местонахождение.
- Существует легенда об удивительном памятнике. Как будто при его строительстве каждую ночь таинственно исчезала каменная кладка. Суеверные каменщики уже начали роптать и строительство грозило сорваться, как однажды был схвачен местный язычник, который и занимался разрушением. Как гласит предание, рабочие замуровали его в стену. О каком памятнике идет речь? (Троицкая колокольня)
- Как называется река, протекающая по юго-востоку Яранского района? Как называется приток реки Ярани? (р.Лум)
- Какие известные мастера жили в г.Яранске и чем они знамениты? (Яков Санников (велосипед), Леонтий Шамшуренков (самобеглая коляска))
- Каких зверей можно встретить в наших лесах?
- Чем богаты леса нашего края?
- Какие поселки расположены недалеко (по соседству) с Яранском? (Тужа, Кикнур, Пижанка, Санчурск)
- Какое здание находится по адресу: ул. К.Маркса, 27 и чем оно знаменито, что связано с ним? (Музей. В этом здании 3 февраля 1918 года проходил 1 уездный съезд Советов, в 1918 году 4 августа на балконе этого здания был устанволен пулемет в момент подавления контрреволюционного выступления в Яранске))
- Длина реки Ярани (151км)
- Что является истоком р.Ярани? (Родник в Верхоуслинском округе
- Какие полезные ископаемые находятся в Яранском районе? (Торф, глина цветная, гравий, мумие)
- Какая самая любимая игра была у детей военной и послевоенной поры? (Лапта)
- Какое единственное материковое озеро в Яранском районе вы знаете? (Никулятское)
Литература:
- М.И.Кутюков “Яранск”
- В.М.Мансуров “Родной край”
- А.И.Лахман “Наш край” (№ 4, 2000г; № 3, 1999г; № 2, 1998г; № 2, 1997г
2 этап “МИР ВОКРУГ НАС”
(интеллектуальная игра для учащихся младшего школьного возраста)
Цели:
- Развитие интереса и стремления учащихся больше узнать о родном крае
- Воспитание любви к родному краю, городу, а также бережного отношения к природе
- Расширение кругозора и круга общения младших школьников
- Воспитание чувства коллективизма, умения работать в коллективе
Участники: учащиеся начальных классов школ города
Подготовка:
- Подготовить команды школ города
- Встреча с музейными работниками. Беседы “Хорошо ли ты знаешь свой город, край”, “Природа нашего края”
Методобеспечение:
- Оформление сцены в стиле деревенской улицы
- Стенды: достопримечательности города (фото), птицы нашего края
- Таблицы: животные области; кроссворд “Моя родословная”; судейская таблица
- Музыкальное оформление:
- Русские народные мелодии
- Эстрадные обработки народных песен
- Реквизит:
- Костюмы героев: Баба Яга, Домовенок, Кот
- Бумага, ручки
- Плакаты со словом “КОЛОКОЛЬНЯ”
- Вопросы к конкурсам
- Дипломы, грамоты
- Призы, подарки
- Ширма
- Куклы к кукольному спектаклю
- Литература:
- М.Кутюков “Яранск”, 1984г
- Соловьев “Сокровища Вятской природы”, 1986г
- “Животные и растения Кировской области”, 1988г
- Материалы Яранского краеведческого музея
МИР ВОКРУГ НАС
Звучат сказочные позывные. На сцену выходит домовенок Кузя.
КУЗЯ: Скучно! Грустно! Тошно! Учусь, учусь, полгода уж учусь! У меня уж цвет лица портится начал! (прихорашивается, глядя в зеркало) Ой, я кажется, худею! Бабуля! Я Кузьма или не Кузьма? (хнычет).
Появляется Баба Яга
Б.Я.: Кузенька, внучек, Кузенька! Ну, не хнычь, сердце кровью обливается. Хочешь, в кино сходим, “Ералаши” посмотрим, про школу, про детей?
КУЗЯ: Опять ты, бабуля, за свое? Не хочу учиться, хочу веселиться!
БАБА ЯГА: Внучек повеселиться хочет! Кот, а Кот!
КОТ: Ну, чего еще?
БАБА ЯГА: Золотко наше бриллиантовое веселиться хочет! Скучает! Если ничего не придумаешь – кормить не буду!
КОТ: Отдала бы ты его обратно девчонке Наташе. Надоел уже.
БАБА ЯГА: Цыц, у меня!
КОТ: (вздыхает) Могу недорослей в качестве друзей пригласить, есть несколько умных.
КУЗЯ: Не хочу умных, хочу эрудированных! Тех, кто много читает и много знает!
КОТ: (про себя) Эрудированных! А как я узнаю эрудированные они или нет?
КУЗЯ: А в городе у Наташи все друзья и подружки эрудированные.
БАБА ЯГА: Сейчас это словечко в моде, соглашайся, Кот!
КОТ: (достает из кармана телефон, набирает номер) Алло! Кооператив знаний? С вами говорит Кот! Нет, не ученый. Сам по себе Кот! Есть заказ: пришлите нам эрудитов на время. Как для кого, для домовенка Кузи. О! Спасибо! (выключает телефон) Присылают эрудитов. Начитанных, умных-разумных. Целых _________(число) команд!
БАБА ЯГА: Слышишь, Кузенька!
КУЗЯ: Ура! Играть будем! Буду у них знания проверять. Пойдем, бабуль, достанем волшебную книгу.
БАБА ЯГА: И то верно, внучок! А ты, Кот, встречай гостей!
КОТ: Встречать, так встречать, я приглашаю к себе команды.......
Музыка, команды поднимаются на сцену.
КОТ: Кто вы такие? Откуда? Отвечайте громко, четко, быстро!
Представление команд-участниц.
Входят Баба Яга и Кузя
КОТ: А оценивать игру будут Баба Яга, Кузя и совет Мудрейших!
Представление жюри
БАБА ЯГА: Садись, Кузенька! Устроим небольшой экзамен твоим новым друзьям. Начинай, Кот!
Звучат фанфары. Далее всю игру проводит Кот.
1 тур “ГОРОД, В КОТОРОМ Я ЖИВУ” (проходит по типу игры “Звездный час”)
Внимание на стенд! На этих фотографиях изображены действующие предприятия нашего города: элеватор, механический завод (в 30-е годы), ликероводочный завод (послереволюционная фотография). Назовите:
- Самое старое предприятие
- Самое молодое
Оценка жюри по 5-балльной системе.
Этот дом располагался на бывшей Успенской улице. В нем были торговые ряды (магазины) купцов Носовых. Сейчас же этот центр культурного отдыха яраничей. Назовите здание и улицу, на которой оно находится. (Центр досуга, ул.К.Маркса)
На стенде три фотографии: Дом культуры, МОУ СОШ № 1, краеведческий музей.
Обращается к следующей группе фотографий.
Перед вами фотографии трех культовых сооружений (церквей): Благовещенская, Троицкая, Успенский Собор. Вопрос:
- Существует предание, согласно которому в колокольне одной из этих церквей замурован человек. В какой? (Старотроицкая)
- Эта церковь была построена в XVII веке почти на окраине нашего города. Говорят, что ее строительство связано с пребыванием в Яранске членов семьи Романовых (царской семьи). Назовите эту церковь. (Благовещенская в городском саду)
Обращаю внимание на последние три фотографии стенда: памятник “Победители”, памятник Ваганову, памятник В.И.Ленину. Вопросы:
Назовите памятник, построенный в честь героев Великой Отечественной войны в г.Яранске (Победители)
Этот памятник открыт в честь нашего земляка – героя Советского Союза …..(Ваганова)
2 тур “МОЯ РОДОСЛОВНАЯ” (командам предлагается решить кроссворд)
|
Ответы:
- Прадед
- Племянник
- Семья
- Бабушка
- Тетя
- Сестра
- Зять
3 тур “ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ” (проходит в три конкурса)
1 конкурс “Угадай птиц” - двум членам команды предлагается угадать и написать 10 зимующих птиц (по таблице).
Пока проходит конкурс, зрители смотрят спектакль театра кукол.
2 конкурс “Веришь – не веришь” - конкурс капитанов
Вопросы к конкурсу:
- Верите ли вы, что помидор называют “золотым яблоком”? (Да, в переводе помидоро – золотое яблоко)
- В Древней Греции капуста была очень популярна и использовалась в лечебных целях. В наше время стала ли она главным овощем? (Да)
- Верно ли, что ромашки закрываются перед дождем? (Нет, закрываются васильки)
- Правда ли, что шиповник служит кормом для свиней? (Нет, это дуб)
- Про липу говорят, что это самое медоносное дерево. Так ли это? (Да)
- Верите ли вы, что картофель называют земляным яблоком? (Да)
- Правда ли, что дуб самое высокое дерево нашего района? (Нет, это сосна)
- Скажите: сморчки и шампиньоны – это ядовитые грибы? (Нет, съедобные)
- Говорят, что белый гриб обладает способностью излечивать болезни. Так ли это? (Да, замедляет рост раковых клеток.)
- Правда ли, что ветви ивы используют для изготовления сувениров? (Да)
- Верите ли вы, что из крапивы, лопуха, хвоща полевого можно приготовить много вкусных блюд? (Да)
- Верно ли, что береза, осина, пихта – лиственные деревья? (Пихта – хвойное)
- Верите ли вы, что растение Иван-да-Марья добывает себе воду не из земли, а из корней другого растения? (Да)
- Правда ли, что растение мать-и-мачеха занесено в Красную книгу и считается редким? (Нет)
3 конкурс “Описание животных”. Командам зачитывается описание какого-либо животного, обитающего в нашей области. Задача игроков: узнать по описанию и поднять картинку с изображением животного.
? Речь идет о самом известном диком животном, устраивающем свое логово между корнями деревьев, под кучей хвороста или в дупле старой ивы. В непогоду все время лежит в норе, а в хорошую погоду рыскает в поисках добычи. Добычей становятся разные животные: от косули до майского жука, но чаще всего, это мыши. Очень часто нападает на домашнюю птицу. При быстром беге свой хвост держит на вытяжку, а при ходьбе волочет по земле. Часто сидит на задних лапах, как собака. Да и голос напоминает отрывистый лай. О нем упоминается в пословицах, поговорках, сочинено много песен, басен. (Лиса)
? Везде, где есть рощи и леса можно найти этого зверька. Мех его ценится очень высоко, поэтому, в пушной торговле его называют “теле-утка”. Зверек постоянно находится в движении. Прыгает так хорошо, что может и не сходить на землю. Его можно назвать обезьяной наших лесов. Строение тела прекрасно приспособлено к такой жизни: на лапках острые коготки, а хвост служит и рулем и парашютом. В зависимости от времени года ест плоды или семена растений, ягоды, зерна, грибы, орехи. (Белка).
? Это животное знакомо вам с раннего детства. Туловище короткое, морда вытянута, глаза, уши и хвост маленькие. Питается от ягод, плодов и зерна – до личинок, насекомых, рыбы и птицы. Задние ноги длиннее передних, поэтому, в гору он бежит быстрее, чем по ровному месту. Огромная сила и крепкие когти облегчают ему лазанье по деревьям. С приближением зимы готовит себе жилье и впадает в спячку. (Медведь).
? Его знают почти все. У него острая мордочка, черные глазки, большой рот, широкие уши. Живет в одиночку. Место для гнезда выбирает под хворостом или в глухом кустарнике и устилает его листьями, соломой. Зимой впадает в спячку. Обладает отличным слухом, а обоняние помогает находить пищу. Истребляет в огромном количестве жуков и личинок. Ловок в борьбе со змеями. (Еж)
? Этот вид животного обитает как на равнинах, так и в полях и лесах. Питается растениями, но не щадит и деревья. Днем обычно лежит, спрятавшись в какой-нибудь ямке или норке, а ночью бродит, отыскивая пищу. Ходит неуклюже: длинные задние ноги затрудняют движение. Зато на полном бегу ему нет равных. Часто животное топает задними ногами, выбивая настоящую дробь. Это топанье выражает и страх, и гнев или служит предостережением. Поэтому, недаром в игрушках его часто изображают барабанщиком. (Заяц)
Во время подготовки команд к тому или иному туру, можно провести игры со зрителями:
- Аукцион улиц нашего города
- Аукцион “Знаешь ли ты предприятия города?”
- Кто больше составит слов из слова “КОЛОКОЛЬНЯ”
- Выступление театра кукол
- Выступление солистов вокальной студии
- Выступление танцевального коллектива.
БАБА ЯГА: Ну, что, Кузя, всех проверили? Пожалуй, и нам с тобой домой идти пора.
КУЗЯ: Постойте, ведь сегодня праздник!
БАБА ЯГА: Праздник, Кузенька, праздник!
КУЗЯ: А где гостинцы заморские?
КОТ: И то верно, какой праздник без призов, да подарков. Кто у нас отвечает за подарки? Жюри?! Вам слово.
Подведение итогов. Награждение победителей.
3 этап “ДОМА РАССКАЗЫВАЮТ”
(игра-ориентирование на улицах города)
Цели и задачи:
- Активизация интереса учащихся к родному городу
- Формирование знаний об истории своего города
- Развитие интереса ребят к прошлому
- Воспитание чувства любви и гордости за свою малую родину и бережного отношения к памятникам истории.
Время проведения:
Участники: учащиеся 4-5 классов школ города
Подготовка:
- Изучение истории зданий города Яранска
- Составление вопросов к игре
- Составление маршрута игры
- Разработка конкурсной программы
- Подготовка команд школ города
- Ксерокопирование фотографий
Реквизиты:
- Колокол
- Ручки, картон
Литература:
- М.Кутюков “Яранск”, 1984г
- Сборник “Наш край” №№ 1-4
- Материалы Яранского краеведческого музея.
ПЛАН ИГРЫ:
С ударом колокола, команды, собравшиеся у Дома детского творчества, получают запечатанные в конвертах задания, зашифрованные в форме рассказов – загадок описания зданий.
Командам необходимо расшифровать эти адреса, проставить их в маршрутном листе, и в течение часа пройти свой маршрут, включающий 5 объектов, у каждого из которых ребят поджидают ассистенты, задающие вопросы и оценивающие знания команд.
Оцениваются: скорость прохождения маршрута, правильное составление схемы маршрута и точность ответов. Один из вопросов – узнать здание по фотографии.
Вопросы к игре на местности “Дома рассказывают”:
- В 1822 году здание являлось духовным училищем - 10 баллов
- Позднее в нем располагался Марийский педагогический техникум - 5 баллов
- В 60-е годы – это школа-интернат - 1 балл
(МОУ СОШ № 5)
- Это здание первоначально принадлежало Городской Управе - 10 баллов
- Позднее в нем располагались общественный банк и публичная библиотека - 5 баллов
- Сейчас это здание переоборудовано под квартиры - 1 балл
(ул.К.Маркса, д. 12)
- В 50-е годы здание занимала сельскохозяйственная школа - 10 баллов
- Позднее детские ясли № 1 - 5 баллов
- Затем детский сад “Теремок” - 1 балл
(Краеведческий музей)
- Дом купцов Носовых - 10 баллов
- В разное время здесь были типография Глушкова и почта - 5 баллов
- Яраничи знают этот дом, как детский сад № 3 - 1 балл
(Начальная школа № 2)
- Здание бывшего полицейского управления - 10 баллов
- Находится на бывшей Успенской улице - 5 баллов
- “Магазин” по продаже лекарства - 1 балл
(Здание аптеки № 22)
- Дом купца Родигина на бывшей Казанской улице - 10 баллов
- На первом этаже размещался кустарный музей Земства - 5 баллов
- Здание типографии - 1 балл
(На какой улице находится)
- Дом купца Калинина на ранее Успенской улице - 10 баллов
- В нем размещался музей - 5 баллов
- Сейчас отдан весь библиотеке - 1 балл
(Какой?)
- Дом купца Коробова (по другим сведениям Петелина) - 10 баллов
- Здание было когда-то Домом культуры - 5 баллов
- Яраничи помнят его как Дом пионеров - 1 балл
(Канцтовары)
- Склады купца на бывшей Успенской улице - 10 баллов
- Рядом со складом был жилой дом этого купца. Он находится на углу улицы Ленина и Гоголя - 5 баллов
- Сейчас это здание швейной фабрики - 1 балл
(Назови улицу)