Цель: Знакомство учащихся с важнейшими методами применения физических знаний на практике, повышение информационной, коммуникативной культуры, опыта самостоятельной деятельности.
Звучит музыка
1 ведущий:
Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды : там и тут,
В любом атоме “живут”
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
2 ведущий:
Удивительно оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов “величество”
Зовется “электричество”
Сегодня вспомним все о токах –
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке.
1 ведущий:
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Ватты, Омы.
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем!
2 ведущий:
Проявим нынче мы умение,
Законы объясним, явления:
И мощность, как работу за мгновение.
Эксперименты проведем.
И победителя найдем!
1 ведущий:
Уважаемы гости, учителя и учащиеся!
Мы рады приветствовать вас на научно- практическом заседании клуба любителей физики “Яблоко”.
2 ведущий
Сегодня соревнуются три команды:
Команда школы №
Состав команды 5 человек
Учитель:
Команда школы №
Состав команды 5 человек
Учитель:
Команда гимназии №:
Состав команды 5 человек
Учитель:
В составе сегодняшнего жюри:
1 ведущий:
Перед тем, как начать нашу игру капитаны пусть подойдут к столику жюри и мы выясним, кто начнет первым, вторым, третьими.
2 ведущий:
Первый этап нашей игры “Разминка”. Предлагаем вопросы по физике с техническим содержанием. На них по очереди команды должны дать правильные ответы. За правильный ответ команда получает по одному баллу.
Всего 10 вопросов.
Итак, читаю вопросы для 1 команды______________________
- Электрическим током называется……………..
- Единица электрического сопротивления……….
- Основное действие электрического тока…………
- Мощность равна отношению работы ко…………
- Закон о тепловом действии тока принадлежит……
- Причиной сопротивления является взаимодействие движущихся электронов с……..
- Условием существования электрического тока является наличие свободных зарядов и………
- Электрическое сопротивление зависит от длины проводника, площади поперечного сечения и……
- Электрическое напряжение измеряют………
- Все потребители находятся под одним и тем же напряжением при…….
Ответ (упорядоченное движение заряженных частиц)
Ответ (1 Ом)
Ответ: (магнитное)
Ответ: (времени)
Ответ: (Джоулю и Ленцу)
Ответ: (с ионами кристаллической решетки)
Ответ: (наличие эл.поля)
Ответ: (от ряда веществ)
Ответ: (Вольтметром)
Ответ: (параллельном соединении)
1 Ведущий: Вопрос команде №2
- Электризацией называется процесс сообщения телу………
- Единица силы тока……..
- В результате электризации трением электрический заряд приобретают…….
- Абсолютную величину наименьшего заряда называют………..
- Заземление это………
- Атом состоит……………..
- Взаимное действие заряженных тел называется……………
- Что указывают силовые линии эл.поля?
- Как изменится сила тока, если увеличить сопротивление участка цепи?
- Короткое замыкание возникает, если………….
Ответ: (эл.заряда)
Ответ: (Ампер)
Ответ: (оба тела)
Ответ: (элементарным зарядом)
Ответ: (передача заряда земле)
Ответ: (из атомного ядра и обращающихся вокруг него электронов)
Ответ: (эл.взаимодействием)
Ответ: (направление силы, действующей в этом поле на помещаемую в него положительно заряженную частицу)
Ответ: (уменьшится)
Ответ: (внешнее сопротивление мало)
2 ведущий: Вопросы команды №3
- Вольтметр должен иметь………
- Амперметр включается в сеть…….
- Электрический ток в проводнике создается……..
- При параллельном соединении сила тока меньше в том проводнике. Где сопротивление……..
- Единица измерения электрического заряда…………
- Количество тепловых, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивление проводника и……………
- Сила тока на участке цепи равна………………
- Кто и когда изобрел первый источник тока?
- Электрический ток оказывает действия………
- Основными свойствами электрического поля является………..
Ответ: (большое сопротивление)
Ответ: (последовательно)
Ответ: (свободными электронами).
Ответ: (больше)
Ответ: (1 Кулон)
Ответ: (времени прохождения по нему тока)
Ответ: (отношению напряжения на этом участке к его сопротивлению)
Ответ: (1786г. – Луиджи Гальвани).
Ответ: (тепловое, химическое, магнитное, физиологическое).
Ответ: (эл.поле действует с некоторой силой и в близи эл.поле сильнее, в дали – слабее)
1 ведущий:
“Разминка” окончена. Жюри подводит итоги. А мы начинаем конкурс “Практик”, каждой команде будет предложен опыт который вы должны объяснить. На это задание командам дается 1 минута. За правильное решение команда получает 2 балла.
Для команды №2. Придумайте схему проводки, которая позволяла бы звонить из одного места. Например от двери в подъезде, в три квартиры и требовала минимального расхода материала.
Для команды №3. Предложите схему, посредством которой при открывании двери в квартире включалась бы сигнальная лампочка.
Для команды №1 . В больнице в комнате дежурной сестры находится электрический звонок и три лампы. Начертите схему цепи, которая позволила бы вызывать сестру больным, лежащих в трех палатах.
2 ведущий:
Уважаемые болельщики трех команд! До старта следующего конкурса “У нас еще в запасе” несколько минут. Сосредоточьтесь. Я буду загадывать вам загадки. Отгадывают их болельщики команд, этим командам и передаются заработанные за отгадки очки. Итак, загадки.
А) Как солнце горит, быстрее ветра летит, дорога в воздухе летит, по силе себе равных не имеет. (Молния)
Б) Горит ясно, если знаешь правила, то безопасна. (Электричество)
В) Ревнул вол на сто сел, за сто речек. Что это такое? (Гром)
Г) Без ны бежит, без огня горит (Эл.ток)
Д) Им силу тока измеряют, если что-то в нем сдвигают. (Реостат)
2 ведущий:
Итак, конкурс “Электрик” окончен. Команды сдают свои листы жюри. Попросим жюри озвучить результаты первого конкурса “Разминка” (жюри говорит результаты).
1 ведущий:
Объявляю следующий конкурс – “Заморочки из мешочка”. В мешочке находится 12 бочонков.
Представитель каждой команды подходит к ведущему и вытягивает один из бочонков. Возвращается к команде и обсуждают все вместе в течении 1 минуты. За каждый правильный и полный ответ команда получает 3 балла. Итак, команда №3,№1,№2.
III
- Что может произойти с истребителем – бомбардировщиком если он из тучи заряженной “+” электричеством, вмиг спикирует в тучу, заряженную “- “ электричеством?
- Электростатические фильтры, применяемые на тепловых электростанциях для улавливания твердых частиц дыма, представляют собой металлические трубы с протянутой вдоль их оси проволокой. Проволока заряжена “+”, а труба “-“. Как действует такой фильтр?
- Почему вас “бьет током”, когда вы идете по ковру, но ничего не случается если вы стоите на нем?
- Органы государственного пожарного надзора не рекомендуют перевозить бензин и иные легковоспламеняющиеся жидкости в полиэтиленовых канистрах, а предлагают пользоваться металлическими. Чем это вызвано?
- Видеофрагмент. Зажги лампочки (на компьютере) время 4 мин.
- Видеофрагмент. Объясни явление.
- На текстильных предприятиях, если не принять соответствующих мер, нити могут прилипать к гребням чесальных машин, путаются и рвутся. Что следует сделать, чтобы свести до минимума эти неполадки?
- Почему при работе на токарном или сверлильном
станке неправильно заточенном или затупленном
инструментом увеличивается расход энергии?
Ответ: При работе тупым инструментом нужно прикладывать большое усилие резания; это вызывает рост нагрузки на двигатель и увеличение времени обработки; следовательно, растет и расход электроэнергии. Объясни, какие физические явления лежат в основе профессиональной подготовки электромонтеров: “Горячее соединение всегда холодное, а холодное – всегда горячее”.
Ответ: Спрятанные провода прочно соединены, поэтому в месте спая они имеют малое электрическое сопротивление и не нагреваются. Скрученные соединения (холодное соединение) из-за большого сопротивления в точках соприкосновения быстро раскаляются.В автомобиле от аккумулятора к лампочкам проведении только по одному проводу. Почему нет второго провода?
Ответ: Вторым проводом служит корпус автомобиля.
Ответ: В результате сильных эл.зарядов между тучей и самолетом на нем может возникнуть пожар.
Ответ: частицы дыма несут “+” заряд, поэтому они движутся под действием эл.поля к внутренней поверхности трубы, где и оседают.
Ответ: накапливается заряд.
Ответ: на поверхности полиэтиленовой канистры накапливаются статические электрические заряды, которые возникают в следствии трения бензина о стенки сосуда. В металлической емкости этого не происходит, благодаря хорошей электропроводности облегчен переход зарядов в землю.
Ответ: детали ткацких станков надежно заземлить.
- Блиц турнир на компьютере (1 мин.)
- Видеофрагмент “Объясни явление”.
2 ведущий: Итак, конкурс “Заморочки из мешочка” окончен. Просим жюри объявить результаты конкурсов. (Жюри объявляет результаты).
IV Переходим к следующему конкурсу “Неразгаданные тайны”. Командам вручаются физические кроссворды.
По вертикали:
1 – Вещество, хорошо пропускающие эл.ток (проводник)
Г1. Прибор для измерения силы тока
В2. Вещество, хорошо пропускающее эл.ток.
В3. Направленное давление заряженных частиц.
Г4. Единица напряжения.
Г5. Единица сопротивления.
Г6. Единица электрического заряда.
2.
Г1. Физическая величина, характеризующая противодействия, оказываемое проводником эл.току.
В2. Единица сопротивления.
В4. Направленное давление заряженных частиц.
В3. Прибор для регулировки силы тока.
В5. Единица направления.
Г6. Единица электрического заряда.
3.
В1. Процесс сообщения телу электрического заряда.
Г2. Русский электротехник, изобрел лампу накаливания.
Г3. Вещество, не пропускающее электрический ток.
Г4. Единица силы тока.
В5. Атом, присоединивший или потерявший электрон.
Г6. Физическая величина, равная отношению работы тока переносимому заряду.
Подводятся итоги, команды награждаются призами, грамотами.