Цели урока:
образовательные
- Продолжение работы над изучением возможностей графического редактора Paint;
- Совершенствование навыков работы в графическом редакторе Paint;
- Совершенствование навыков работы с операционной системой Windows;
воспитательные
- Воспитание культуры работы в графической среде;
- Воспитание любви к родному краю, Карелии;
- Воспитание патриотизма;
- Воспитание эстетического отношения к действительности;
развивающие
- Развитие активности и самостоятельности;
- Развитие творческих способностей;
- Развитие навыков применения компьютерных технологий на других предметах и применения знаний, полученных на других предметах, на уроках информатики.
Межпредметные связи:
- Изобразительное искусство (фотографии пейзажей Карелии);
- Музыкальное искусство (песни о Карелии);
- Литература (кеннниги, синквейны, акростихи, 11–словия, собственные стихи учащихся);
- Трудовое обучение (работа с бумагой).
Класс: 7
Место урока и база знаний учащихся:
- Учащиеся знакомы с инструментами графического редактора Paint и его основными возможностями: рисование, отражение и поворот элементов рисунка, копирование и вырезка элементов рисунка, вставка надписей в текст;
- Учащиеся имеют навыки работы с операционной системой Windows;
- Учащиеся знакомы с различными форматами графических файлов и умеют сохранять рисунки, созданные в графическом редакторе Paint, в различных форматах.
Предварительная подготовка:
- Учителем были сфотографированы учащиеся 7 класса.
- Фотографии учащихся были обработаны с помощью графических редакторов Adobe Photoshop CS и Microsoft Photo Editor и сохранены в электронном виде (пример в Приложении 1).
- Учителем были подготовлены листы с фотографиями учащихся, распечатанные на лазерном чёрно-белом принтере (пример в Приложении 2).
- Учителем были подобраны фотографические изображения с видами карельской природы и достопримечательностями Карелии (в электронном и бумажном виде).
- Подготовлен макет альбома коллажей (Приложение 3).
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Работа с бумагой: вырезание и наклеивание фотографий, выполненных на принтере, на заранее подготовленные изображения пейзажей Карелии.
- Словарная работа.
- Объяснение нового материала (постановка целей, повторение ранее изученного материала, необходимого для работы).
- Творческая работа учащихся (создание коллажей).
- Подведение итогов.
Оборудование и материалы, необходимые для проведения урока:
- Компьютерный класс, имеющий локальную сеть, с установленными на все компьютеры операционной системой Windows и графическим редактором Paint;
- Мультимедийный проектор с экраном;
- Столы и стулья для учащихся;
- Фонограммы с песнями о Карелии;
- Листы с фотографиями учащихся, распечатанные на лазерном чёрно-белом принтере (пример в Приложении 2);
- Фотографические изображения с видами карельской природы и достопримечательностями Карелии (в электронном и бумажном виде);
- Макет альбома коллажей (Приложение 3);
- Клей (несколько штук);
- Ножницы (для каждого учащегося);
- Магнитная доска (желательно двухсторонняя);
- Магниты;
- Листы с напечатанными определениями изучаемого понятия;
- Заготовки со стихами о Карелии (пример в Приложении 4);
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Вступительное слово учителя | |
Звучит музыка «Край родной – голубая
Карелия», на экране через проектор
демонстрируются картины карельской природы и
достопримечательности Карелии. Звучит песня
«Край родной – голубая Карелия». На магнитной
доске прикреплён макет альбома коллажей. Да, нам повезло: мы все живём здесь, на дивной, необычайно красивой карельской земле. Все мы хотим, чтобы наш чудесный карельский край радовал своей удивительной природой не только нас, её жителей, но и жителей других регионов и стран. Хочется, чтобы в душе каждого человека жили воспоминания о нашей удивительной республике. Но как это сделать? Как привлечь внимание к Карелии? Как сделать, чтобы люди стремились к нам? Лучше всего о Карелии могут рассказать электронные фотоальбомы. Сегодня на уроке мы постараемся сделать небольшой фотоальбом. Но простой набор фотографий – это неинтересно. Нашим друзьям будет приятнее рассматривать фотографии, на которых есть мы сами, а ещё лучше, если снимки будут содержать ваши же собственные стихи о Карелии. |
Слушают музыку, смотрят слайды.
Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопрос учителя. |
2. Работа с бумагой | |
Прежде, чем мы приступим к изготовлению электронного альбома, давайте попробуем совместить фотографии с видами Карелии и ваши собственные фотографии. Для этого у вас есть клей, ножницы и множество фотографий. Будьте осторожно, помните, что ножницами нужно пользоваться очень осторожно, чтобы не поранить себя и других. Готовые картины приклейте, пожалуйста, на заготовленные мною листы бумаги с картой Карелии на доске. | Вырезают фотографии (Приложение 2) и наклеивают их на картины с видами карельской природы, после чего наклеивают получившиеся коллажи на прикреплённый макет альбома коллажей). |
3. Словарная работа | |
А теперь давайте выясним, как же
всё-таки называются сделанные нами картины. Есть
ли у вас какие-то варианты? Посмотрите на доску (магнитная доска переворачивается). Здесь выписаны определения нужного нам понятия из различных словарей. 1. Приём исполнения произведений изобразительного искусства путём наклеивания на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре (Толковый словарь русского языка для школьников. под. ред. С.И.Карантирова, М., 2000 (с. 226)) 2. Приём в изобразительном искусстве, состоящий в прикреплении (приклеивании) к какой-либо основе разнообразных материалов иного цвета и фактуры, а также название произведений, выполненных при помощи этой техники, художественная композиция. (Краткий словарь современных понятий и терминов / Н.Т.Бунимович, Г.Г.Жаркова. Т.М.Корнилова и др. М., 1993 (с. 185)) 3. Оклеивание обоями (Потоцкая В.В., Потоцкая Н.П. Французско-русский словарь. М., 1967 (с.111)) Что же общего в этих определениях? А может кто-то догадался, о чём же всё-таки идёт речь? Действительно, такие картинки называются коллажами. Вот, наконец, мы с вами и добрались до темы нашего сегодняшнего урока. (наклеивает над определениями из словарей слово «КОЛЛАЖ») |
Предлагают свои варианты (возможные
ответы: аппликация, композиция, панно, коллаж).
Читают определения, вывешенные на доске.
Высказывают свои предположения.
|
4. Объяснение нового материала | |
На сегодняшнем уроке мы должны
познакомиться с понятием «коллаж», научиться
делать коллажи с помощью графического редактора
Paint и к концу урока изготовить фотоальбом. Как вы думаете, каким образом коллаж можно сделать с помощью известного нам графического редактора? Конечно, наклеивать мы ничего не будем, а просто совместим две абсолютно разные картинки: фотографию и карельский пейзаж. Итак, пересаживаемся за компьютеры. 1. У каждого из вас на Рабочем столе есть папка «Пейзажи». Откройте её. 2. Сделайте отображение страниц, если этого нет. А кто подскажет, как это сделать? 3. Измените размер окна папки «Пейзажи» и сделайте его таким, чтобы оно занимало пол-экрана. Кто помнит, как это сделать? 4. Откройте папку «Фотографии», которая также находится на Рабочем столе. 5. Измените размер окна папки «Фотографии» и расположите его рядом с окном «Пейзажи». Допустим, мы хотим сделать коллаж из двух картинок. Картинки под названием 1.jpeg из папки «Пейзажи» (Приложение 5) и картинки под названием 1.gif из папки «Фотографии» (Приложение 6). Может быть, кто-то из вас уже догадался, как это можно сделать? Предложите свои варианты. Молодцы! Лучше всего совместить две фотографии и получить коллаж с помощью Строки меню. В меню Правка выбираем команду Вставить из файла. Итак, вместе вставляем на заданную картинку фотографию из папки «Фотографии» под именем 1.gif. У некоторых из вас появился белый фон. Как его убрать? Как мы назовём получившийся коллаж? Название можно написать прямо на нашем коллаже. Как это сделать? |
Высказывают свои предположения.
Выполняют действия Один из учеников отвечает. Один из учеников напоминает алгоритм действия.
Учащиеся предлагают свои варианты.
Один из учеников предлагает свой вариант. Предлагают вариант вставки текста в рисунок |
5. Творческая работа учащихся. | |
Ну, а теперь вы займётесь
творчеством. Каждый из вас сделает свой коллаж.
Фотографии с видами Карелии находятся в папке
«Пейзажи», ваши собственные фотографии
находятся в папке «Фотографии» (пример в
Приложении 1). В свои коллажи вы должны будете
включить строки о Карелии. Если за короткое время
вы успеете придумать что-то: кеннинг, синквейн,
акростих, 11-словие или стихотворение по метафоре,
будет просто замечательно. Если нет, то вы можете
воспользоваться уже готовыми наработками,
вашими и ваших одноклассников. Они находятся на
столе (Приложение 4).
Готовый коллаж будете сохранять на Рабочем столе
под именем КоллажN, где N – номер вашего
компьютера. После того, как всё сделаете, нужно
прикрепить на стенд с коллажами использованные
вами поэтические строки. В каком порядке вы будете работать: сначала создадите коллаж, а потом подберёте поэтические строки или наоборот, решать вам. Я же желаю вам творческих успехов. Пожалуйста, приступайте к работе! Учитель переворачивает магнитную доску стороной, к которой прикреплён макет альбома коллажей. Учитель помогает решить возможные технические проблемы, отвечает на вопросы. По мере окончания работы учащимися учитель по локальной сети собирает все работы на главный компьютер |
Учащиеся приступают к работе. Приклеивают использованные материалы на стенд с изготовленными коллажами. |
6. Подведение итогов урока. | |
Итак, скажите, чему же вы научились на
сегодняшнем уроке? А кто помнит, что такое коллаж? Где можно использовать знания, полученные на уроке? Настало время просмотреть полученный нами фотоальбом. Звучит песня «Карелия», учащееся вместе с учителем просматривают получившиеся коллажи. Вот и подошёл к концу наш урок. Мы создали фотоальбом, который можем отправить нашим друзьям, а вам на память об уроке тоже останется альбом с созданными вами коллажами. Учитель снимает с доски получившийся альбом коллажей и дарит его ученикам. Вы молодцы! До встречи! До свидания! |
Отвечают на вопросы учителя.
Прощаются с учителем. |