Тема: Знакомство со сложением чисел и со знаком «+».
Цели:
– дать понятие действию сложения; познакомить детей со знаком «+»;
– развивать внимание, логическое мышление, математическую речь, ориентацию в пространстве;
– закрепить понятия «натуральный ряд чисел», «луч», «отрезок натурального ряда»;
– воспитывать любовь и уважение к матери.
Оборудование: числовая таблица, геометрический материал, карточки-схемы, раздаточный материал для игры «Собери картинку», на доске яркая наглядность (иллюстрация «Девочка собирает цветы с клумб», персонаж математик Угадайкин).
Методическая идея: интеграция игровой и учебно-познавательной деятельности как эффективное средство активизации учебного процесса.
Структура урока
Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Устный счет
1. Математическая разминка: игра «Волшебные числа».
2. Повторение натурального ряда чисел: игра «Собери цветок».
Знакомство с новым материалом
1. Работа над задачей: знакомство с действием сложения и знаком «+».
2. Формулировка понятий.
Закрепление нового материала.
1. Отработка новых понятий: игра «Живые геометрические фигуры».
2. Упражнения на отработку понятий «действие сложения», и знака «+»: составление математического рассказа по рисунку.
- Итог урока. Беседа.
- Релаксация: игра «Собери картинку».
ХОД УРОКА
Организационный момент
Психологический настрой на урок.
Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнулись друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
И новость: нас посетил сегодня известный математик Угадайкин. Дети, вы знаете такого? Нет? Так давайте познакомимся с ним: он весёлый и любознательный, любит математику и хочет с вами подружиться, поработать и поиграть на уроке. Согласны? (да) Начинаем!.
Устный счет
1. Математик Угадайкин предлагает вам математическую разминку: это игра «Волшебные числа» - развивает быстроту реакции, внимание, навыки счета, ориентацию в пространстве (настрой на работу).
– Назовите все числа в порядке увеличения красного цвета
– Назовите все числа справа налево синего цвета
– Назовите все числа в порядке уменьшения синего цвета
– Назовите все числа слева направо красного цвета (молодцы).
2. А теперь он хочет повторить с вами натуральный ряд чисел: игра «Собери цветок».
Ребята, к нам в класс залетел ветер, сорвал лепестки с нашего цветка и разбросал по всему классу. Давайте мы их соберем в цветок. Для этого выполним задания:
– С какого числа начинается натуральный ряд? (1)
– Какое число следует при счете за 1? (2)
– Какое число стоит между числами 2 и 4? (3)
– Какое число стоит перед числом 5? (4)
– Какое число больше 4 на 1? (5)
– Какое число меньше 8 на 2? (6)
– Назовите впередистоящее число 8? (7)
Вывод: Какую закономерность заметили?
На классной доске в ряд числа: 1 2 3 4 5 6 7
– Сколько потребовалось цифр для записи каждого числа?
– У меня на доске правильная запись? (нет)
– Почему? (надо поставить …)
– Что означают …?
– Назовите признаки натурального ряда чисел (начинается с 1, каждое число больше предыдущего на 1).
– На какую геометрическую фигуру похож натуральный ряд чисел? (на луч)
– Почему? (есть начало, нет конца)
– Что такое луч? (отрезок, у которого есть начало, но нет конца)
Игра – физминутка
Мы хорошо потрудились и хорошо отдохнём
с математиком Угадайкиным
(упражнения для глаз по методике Базарного В.Ф.)
«Чтобы нам не уставать,
Нужно плюс нарисовать!»«Ох, забот у нас немало –
Пройдем по красному овалу!»
«Зоркость чтоб развить немножко,
Пройдем по синей мы дорожке!»
«Мы на месте не стоим –
По восьмерке пробежим!»
Знакомство с новым материалом.
Посмотрите, математик Угадайкин такой серьёзный: взялся за задачу и не может с нею справиться. Поможем ему?
1. Работа над задачей: знакомство с действием сложения и знаком «+» (на классной доске аппликация ромашек и тюльпанов).
– Ребята, посмотрите на доску, что у нас получилось? (цветок)
– Кому дарят цветы?
– Какие женские праздники вы знаете? (8 Марта, 30 ноября – День Матери)Задача.
Света посадила на клумбах тюльпаны и ромашки для мамы. Что у нее получилось, когда она их сорвала и сложила вместе? (букет). Как еще можно сказать, что сделала девочка с сорванными цветами? (соединила, объединила).
– Чего не хватает в моем рассказе? (чисел)
– Можно ли ответить на вопрос: сколько в букете цветов?
Работа в тетрадях, учитель у доски: Света совершила действие сложения
2. Формулировка понятий детьми.
а) Когда что-нибудь объединяют, соединяют, нужно совершить действие сложения.
– Теперь можно ответить на вопрос, сколько цветов в букете? (да)
– А числа можно соединить? (да)
б) В математике есть такой знак, которым мы соединяем числа – это (пишу на доске) «+».
– Как он называется?
– Как мы это запишем?
5 + 4 = 9
– Что означает знак = в моей записи? (знак равенства левой и правой части)
– Кто может прочитать мою запись на доске разными способами?
Угадайкин наш доволен! Пусть отдохнёт и понаблюдает за нами. А мы поиграем.
Закрепление нового материала
1. Отработка новых понятий: игра «Живые геометрические фигуры».
Учебная цель: закрепить понятия «действие сложения», умения по-разному складывать числа.
– У вас на партах лежат геометрические фигуры. Назовите их.
– Выйдите те, у которых геометрическая фигура круг, треугольник или квадрат.
– Возьмитесь за руки и образуйте свою геометрическую фигуру.
– Сколько детей в кругу?
– Как можно посчитать по-разному?
(по 1, по 2, по 3, по 4, всего мальчиков и девочек и т.д.)Спасибо, игра закончилась.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли дети погулять.
Остановились на лугу –
Я вперед быстрей бегу.
Лютики, ромашки,
Розовые кашки
Собирал наш первый класс –
Вот какой букет у нас!
2. Упражнения на отработку понятий «действие сложения» и «знак +»: составление математического рассказа по рисунку.
Вы очень хорошо поиграли, отдохнули, а теперь мы представим, что все отправляемся на свои садовые участки собирать букеты для мам (под партами прикреплены рисунки с букетами цветов).
Задание: придумайте математический рассказ к своему рисунку
(на ушко). Проверка работы.
Итог урока.
– Как в математике называется действие, при помощи которого мы соединяем различные предметы? (сложение).
– При помощи какого знака мы совершаем это действие? (+).
Релаксация. Игра «Собери картинку».
Цель: формирование навыков счета, тренировка внимания и наблюдательности.
С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
К. Чуковский «Краденое солнце»
(межпредметная связь, литература и математика).
А теперь наш математик Угадайкин благодарит вас за работу и прощается с вами. Вот и состоялось наше знакомство с этим замечательным персонажем. Понравился он вам?